Четыре года президента Аджоева

icon 05/10/2020
icon 19:00
Главная новость Важная новость
Четыре года президента Аджоева

Автор:

Сегодня исполняется четыре года с того момента, как в тульском «Арсенале» появился президент Гурам Аджоев. И эти четыре года вместили в себя столько событий, что есть повод их вспомнить и подвести итоги.

Тула и президент

С Тулой нынешний президент клуба познакомился еще в бытность свою игроком. Несмотря на то, что местная команда выступала во второй лиге чемпионата СССР, Гурам Аджоев сыграл в Туле трижды.

28 июля 1981 года он вышел на поле Центрального стадиона им. 50-летия Ленинского комсомола в составе молодежной сборной СССР, которая играла товарищеский матч с местным ТОЗом. Аджоев, на тот момент игрок московского «Динамо», появился в стартовом составе под седьмым номером и забил один из трех мячей в ворота хозяев. Молодежная сборная победила 3:0.

В 1984 году в Тулу дважды приезжал на товарищеские матчи московский «Спартак». Гурам Аджоев в обоих матчах выходил на замену. В мае он появился на поле на 65-й минуте, «Спартак» тогда победил 3:0. В октябрьском матче – на 55-й. В осенней игре красно-белые победили 2:0. В обеих встречах состав «Спартака» был достаточно боевой – выходили играть и Гаврилов, и Черенков, а также Шавло, Морозов, Сочнов и многие другие топовые футболисты команды. «Битком все было на стадионе. Тогда уже чувствовалось, что Тула – футбольный город», – вспомнит потом эти матчи Гурам Захарович.

Достижения

Главный итог работы Гурама Аджоева в Туле – то, что «Арсенал» не смотрится в элите российского футбола посторонним, хотя и попал туда, чего уж говорить, чудом и божьим провидением. Теперь же тульская команда стала полноценным участником турнира Премьер-лиги.

Кто-то скажет – ну да, при такой поддержке губернатора. Поддержка – есть. Однако что бы ни говорили скептики любыми возможностями еще надо уметь воспользоваться. Ибо в российской элите без денег играют только дебютанты, и то не все. А значит, многое определяет построение работы в клубе, умение хозяйствовать в предложенных условиях.

Сложно представить, чтобы в Туле когда-нибудь нашлись 20 миллионов долларов на покупку условного Филиппа. Но еще сложнее представить, что при наличии двадцати миллионов будет куплен именно Филипп, которого в итоге не пристроить даже за вдвое меньшие деньги. К приобретениям в Туле относятся точечно. И в результате появляются Бауэр, Альварес, Кадири, Сунзу, сначала один, потом другой Кангва. При этом постепенно вырастают Хлусевич, Шамов. Не у всех молодых получается сразу проявить себя, ну так это и в жизни так. Кому-то дано, кому-то нет. Скажем, в первый год в Туле Аджоев радовался, что в основном составе появляется игрок молодежки Рукас. Ну и где сейчас тот Рукас, и кто в этом виноват?

Конечно, комменты болельщиков в соцсетях иногда доходят до истерики – купите хоть кого-нибудь, иначе будем думать, что деньги пилят. Но за эти четыре года «Арсенал» приучил к тому, что любой приход нового игрока в команду – штучная работа.

Результаты – налицо.

Из Тулы получили приглашение в сборную России Дзюба, Бакаев, Беляев, Мирзов, Луценко. Регулярно вызываются в свои сборные Григалава, Костадинов, Ковалев с Громыко, теперь вот два брата Кангвы. Это если мы говорим о сборных. Секрет такого прогресса простой – в Туле берут футболистов играть, а не для глубины состава. Да, в силу недостаточно длинной скамейки запасных, но все равно – играть. Поэтому любое приглашение от «Арсенала» футболистами рассматривается. И более того – судя по всему, используется агентами для информационных вбросов: моим клиентом интересуется «Арсенал», пусть даже и тульский. Но в России и тульский уже что-то значит.

При своем приходе в Тулу Гурам Аджоев говорил о том, что в паспорт футболистам заглядывать не собирается. Эти слова также нашли подтверждение на практике. Именно в Туле расцвел талант Даниила Лесового, но именно в Туле заиграл по другому казалось бы всем уже известный ветеран Евгений Луценко.
Руководитель «Арсенала» оказался, наверное, единственным президентом, который умудрился продать в другой клуб даже главного тренера. Причем, судя по успехам Олега Кононова в «Спартаке», для «Арсенала» это была очень удачная сделка – в другой раз такую шутку уже точно не сыграть.

А самым высшим достижением тульского футбола при Аджоеве стало попадание в Лигу Европы в прошлом году, что едва не повторилось и нынешним летом. Да, «Арсенал» перегорел в двухраундовом противостоянии с «Нефтчи», не хватило в тот момент кадровых ресурсов. Но при всем при этом скромная еще недавно Тула первую попытку засветиться на более высоком уровне сделала.

Инфраструктура

Как-то уже забылось, что инфраструктура в момент прихода Аджоева в Тулу оставляла желать лучшего. Зажиточные времена девяностых остались в прошлом, команда жила и тренировалась на стадионе «Желдомаш» в Мяснове, где давно уже вышла из строя некогда прекрасная система обогрева поля. В результате «Арсенал» некоторую часть времени проводил, не бесплатно, конечно, в Новогорске на базе московского «Динамо».

Аджоев тогда вспоминал и о такой, казалось, мелочи, как о бильярдном столе, который красовался на втором этаже базы. Во время установки на матч из-за него футболистам приходилось сидеть достаточно тесной группой. Стол вынесли, стало просторно – и все удивились, почему этого не сделали раньше?

В Туле же у президента клуба Премьер-лиги не было даже приличного кабинета, чтобы принимать гостей, а работники клуба ютились в офисе хрущевки на Красноармейском проспекте. Встречаться с высокими гостями, если что, приходилось в гостинице, а не в клубном офисе. А это ведь все – именно тот уровень, по которому посторонние люди судят о постановке работы в городе. С трибуны такие мелочи не видны, но они все равно важны. Решать все эти проблемы надо было параллельно с задачей успешного выступления команды в чемпионате России.

Немало вопросов было и по подготовке резерва. Академия и детские школы даже не входили в клубную систему «Арсенала», какой с них был спрос. Количество стадионов в Туле с каждым годом уменьшалось, полей хорошего качества не было. По наличию полей с искусственным полем Тулу опережал даже Новомосковск.
Поэтому организацию футбольного хозяйства надо было начинать системно и почти с нуля, чтобы «Арсенал» имел фундамент для пребывания команды в элите и в будущем. За год, за два это не делается.

Тренеры

Главной задачей президента в первый год работы в Туле было сохранение места в Премьер-лиге. Под нее пришел новый главный тренер Сергей Кирьяков и был сделан набор крепких по российским меркам футболистов, которые могли бы обеспечить результат. Концовка сезона выдалась нервной и эмоциональной, но главную задачу по сохранению прописки в элите «Арсенал» решил.

Тогда же, кстати, наметился и один из ключевых принципов работы нового клубного руководства: фамилия главного тренера «Арсенала» должна быть КтоугоднотольконеАленичев. Никогда, ни в какие самые трудные моменты возвращение Дмитрия Анатольевича в Тулу даже не рассматривалось. Между тем, как именно благодаря Аленичеву и его тренерскому мастерству Тула получила место в элите российского футбола. Более того – буквально перед назначением Кирьякова прежнее тульское клубное руководство публично заявляло, что Аленичеву в Туле всегда рады и готовы поддержать. Так до сих пор и не поддержали. Равно как никогда не были озвучены причины этого антагонизма. В отличие, скажем, от Кононова Аленичев расставался с Тулой по доброму, не в разгар сезона и даже подготовив преемника. Ну а то, что команда вылетела – кто бы не вылетел с румынским нападающим Костей в качестве главного пополнения.

Что же касается назначения Кирьякова, у Аджоева были свои резоны. По словам Гурама Захаровича, только два специалиста в России имели тогда международную тренерскую лицензию. У Кирьякова была немецкая и у Черчесова австрийская. Наверняка имелись основания полагать, что Кирьяков, в прошлом футболист высокого класса, может создать в Туле нечто сродни тому чуду, которое удалось Аленичеву. Чудо – не чудо, но свою задачу он выполнил, место в Премьер-лиге Туле сохранил. Да и как бы сложно ни складывались его отношения с прессой и болельщиками, за результат Сергей Вячеславович искренне переживал. Откуда, собственно, и родилась его легендарная, сказанная на эмоциях фраза на выход – о том, где место всем нашим местным петициям.

Аджоева болельщики часто винят в тренерской чехарде, и отчасти эти претензии понятны. За время его работы в Туле «Арсеналом» руководит уже шестой специалист. Но при этом пока только расставание с Божовичем, которому не предложили продлить контракт, вызывает вопросы. О причинах можно строить лишь догадки. Например, предположить, что стороны не договорились по поводу улучшения финансовых условий. В конце концов Божович, как д`Артаньян в Париж, приехал ведь к нам подороже продать свою шпагу, и, наверное, имел на это резоны после успешного сезона. Но не договорились.

Кононов вдруг так захотел работать в «Спартаке», аж кушать спокойно не мог, продолжая при этом рассказывать, что никакого приглашения нет. Зачем отказывать человеку в служебном росте, тем более не за бесплатно. Ну а при всей симпатии к Черевченко, расставание с ним возникло не на пустом месте, к этому шло давно. Вспомним, что об отставке как о почти свершившемся факте говорили еще прошлой осенью, когда у «Арсенала» шло поражение за поражением. Опять же у клубного руководства тогда хватило хладнокровия не пороть горячку. «Арсенал» с приближением зимы воспрял, начал бить грандов одного за другим, но весной снова потух. Ни до пандемии, ни после окончания карантина команда игрой опять не радовала, от слова совсем. Как правило, в таких ситуациях ответственность несет тренер.

Назначение Подпалого тоже, в общем-то, не вызывало летом вопросов. Команда при новом специалисте взбодрилась, провела несколько эмоциональных матчей, в состав активно вводились молодые футболисты, и казалось, что на этом фоне логично продолжить начатое, не искать добра от добра.

Но, думается, после недавнего озвучивания тренерской философии Подпалого о том, что ничья с Тамбовом – это хорошо, клубное руководство наверняка уже задумалось о целесообразности продолжения сотрудничества. Во всяком случае, Подпалому надо совершить теперь невозможное, чтобы уже в ближайшее время события не перешли в знаменитую кирьяковскую войну 2017-го юбилейного революционного года.

О будущем

Если в первый год работы Аджоева в Туле рождались самые невероятные слухи о его уходе – например, в «Локомотив», теперь никаких подобных разговоров нет. Он, собственно, и сам когда-то подобные разговоры пресек, заявив, что сколько губернатор Алексей Геннадьевич Дюмин будет в Туле, столько и он здесь точно будет работать.

Хорошо это или плохо? Скорее да, чем нет. Деятельность президента на самом деле не такая простая, как кажется со стороны болельщикам. Не губернатор же, в конце концов, решает, кого приглашать из футболистов, кого нет, надо ли убирать бильярдный стол из комнаты, где вести переговоры и кому тренировать команду. Надо не просто требовать, а понимать, что и зачем требуешь. И даже при наличии губернаторской опеки работу со спонсорами уметь вести, учитывая многие и многие привходящие обстоятельства и правила игры. В конце концов иметь еще и кредит доверия со стороны высшего руководства на работу с бюджетом футбольного клуба, выступающего в Премьер-лиге.

Профессии футбольного менеджера, а уж тем более президента клуба в России пока не учат. Поэтому специалистов, способных успешно справляться с этой разновекторной и невидимой деятельностью с высокой степенью ответственности на достаточно долгом отрезке в четыре года у нас в стране – наперечет. Один из них – Гурам Аджоев, проявивший и заявивший о себе на посту президента клуба именно в Туле. И это, пожалуй, главный итог его работы в «Арсенале».

Текст - Сергей Гусев.