Тульское НПО «Сплав» может не на шутку озадачить Пентагон. Скрытый модернизационный задел РСЗО «Смерч»

icon 07/04/2020
icon 08:20

©

Ознаменовав начало эпохи становления сверхдальнобойной реактивной артиллерии в далёком 1987 году, разработанная коллективом ТулгосНИИточмаш (ныне АО «НПО «Сплав») 300-мм реактивная система залпового огня 9К58 «Смерч» сей день продолжает уверенно занимать нишу «стратегического актива» как в Ракетных войсках и артиллерии ВС России, так и в артиллерийских подразделениях сухопутных войск государств-союзников РФ, обеспечивая возможность нанесения обезглавливающих массированных ударов по развёрнутым в оперативной глубине командно-штабной инфраструктуре и войсковым средствам ПВО, а также развёртываемым в наступательные порядки или пребывающим на марше механизированным подразделениям вероятного противника.

Сохранение столь высокого оперативно-тактического потенциала «детищем» инженера-конструктора А.Н. Ганичева и доктора технических наук Г.А. Денежкина не вызывает абсолютно никакого удивления, ведь в качестве негласного ответа на анонсированные штаб-квартирой военно-промышленной корпорации «Lockheed Martin» НИОКР по разработке и интеграции в боекомплекты РСЗО M270 MLRS и M142 HIMARS перспективных управляемых реактивных снарядов типа M30 GMLRS и XM30 GUMLRS (на сегодняшний день известны под индексами M30A1 / M31A1 «Unitary» и обладают дальностью действия порядка 85 - 90 км) оборонное ведомство России выдало тульскому Научно-производственному объединению «Сплав» тактико-техническое задание на разработку «дальнобойного» 300-мм корректируемого реактивного снаряда с унитарной компоновкой «снаряжения» (неотделяющейся осколочно-фугасной БЧ). В итоге, к лету 2012 года, было получено изделие с индексом 9М542, являющееся улучшенным вариантом реактивного снаряда 9М55К и обладающее дальностью действия порядка 120 км.

Данный показатель был достигнут благодаря 62%-му уменьшению массы боевой части (с 243 до 150 кг), увеличению объёма и периода «выгорания» твердотопливного заряда РДТТ, а также применению более качественного и «высокоэнергетического» топлива с высоким удельным импульсом.
Перечень вышеперечисленных опций, воплощённых коллективом тульского НПО «Сплав» в реактивном снаряде 9М542, стал отличным подспорьем реактивных артиллерийских дивизионов РВиА России в установлении паритета с перебрасываемыми на Европейский ТВД реактивными системами залпового огня MLRS и HIMARS, оснащёнными наиболее передовыми управляемыми реактивными снарядами GMLRS+ с дальностью действия 120 км. Как известно, наиболее распространённый корректируемый реактивный снаряд 9М528, до недавних пор являвшийся основным компонентом боекомплектов строевых «Смерчей», обладает дальностью действия 90 км и может частично парировать потенциал лишь более ранних американских 227-мм управляемых реактивных снарядов линейки M30A1 GMLRS и M31A1 «Unitary» с дальностью действия 70 – 90 км.

Между тем, несмотря на превосходные «дальностные» параметры ранее предназначенного для экспортных поставок корректируемого реактивного 9М542, а также его обновлённой версии, адаптированной для применения в боекомплектах состоящих на вооружении российской армии РСЗО «Смерч» и «Торнадо-С», компактный хвостовой модуль газодинамической коррекции, не обеспечивает данному снаряду возможности осуществления интенсивных противозенитных манёвров на терминальном участке траектории.

Следовательно, на фоне развёртывания противником на театре военных действий современной сетецентрической системы ПВО-ПРО, представленной 4 – 6 и более батареями комплексов «Patriot PAC-3MSE», SAMP-T или «Iron Dome» с десятками целевых каналов (по количеству одновременно перехватываемых воздушных объектов), даже залп батареи «Смерчей» из 48 маломаневренных корректируемых реактивных снарядов 9М542 может быть купирован аналогичным количеством зенитных управляемых ракет MIM-104 PAC-3MSE, «Aster-30» или «Tamir». Тем более, что 300-мм реактивные снаряды обладают внушительной эффективной поверхностью рассеяния порядка 0,1 кв. м, что облегчит их обнаружение и «захват» на точное автосопровождение посредством многофункциональных РЛС AN/MPQ-65, «Arabel» и EL/M-2084 на дистанциях более 50 – 80 км.

Программа интеграции в системы управления реактивных снарядов 9М542 носовых блоков аэродинамических рулей, в своё время анонсированная НПО «Сплав» в демонстрационном PDF-листе на портале «промкаталог.рф», к сожалению, также не позволит значительно улучшить лётно-технические качества данных изделий для выполнения противозенитных манёвров в ходе прорыва противоракетных «заслонов» противника, обеспечивая лишь уменьшение кругового вероятного отклонения при ударе по подвижным одиночным и групповым наземным объектам. Основной причиной тому является малая площадь плоскостей аэродинамических рулей, не обеспечивающая должного аэродинамического качества для увеличения угловой скорости разворота тяжелого реактивного снаряда до уровня 80 – 100 град/с в момент выполнения противозенитного манёвра.

Демонстрационная 3D-модель перспективной модификации управляемого реактивного снаряда 9М542, иллюстрирующая возможность оснащения изделия интегральным РПД и носовым модулем аэродинамических рулей.

В свете данного обстоятельства особую актуальность для специалистов НПО «Сплав» приобретает вопрос оснащения управляемых реактивных снарядов типа 9М542 «газодинамическими поясами» из нескольких десятков радиально расположенных микроРДТТ поперечного управления (с моментным принципом действия), а также интегральными ракетно-прямоточными двигателями (ИРПД). Первые позволят УРСам 9М542 осуществлять полноценное высокоэнергетическое противозенитное маневрирование с молниеносными поперечными «бросками» на траектории благодаря созданию поперечного момента силы в центре масс реактивного снаряда (нереализуемо посредством классических аэродинамических рулей).

Что же касается интегральных ракетно-прямоточных двигателей, то их интеграция в архитектуру силовых установок снарядов 9М542 позволит сохранять высокие сверхзвуковые скорости полёта (3,5 – 4,5М) даже на завершающем участке траектории (невзирая на повышение аэродинамического сопротивления по мере спуска в плотные слои тропосферы, а также на выполнение снарядом противозенитных манёвров). Данное преимущество обусловлено возможностью размещения в сопле газогенератора ИРПД специализированного клапана регулирования подачи порошкообразного топлива в камеру сгорания, что позволяет сохранять 30-40% твердотопливного порошкообразного заряда на маршевом участке траектории благодаря регулируемой площади критического сечения сопла газогенератора. При этом, крейсерская («экономичная») скорость полёта на маршевом участке может составлять порядка 2,7 – 3,2М, в то время как на терминальном возрастать до 3500 – 4500 км/ч.

Как известно, в распоряжении коллектива НПО «Сплав» уже имеются наработки в области проектирования 300-мм двухступенчатого сверхдальнобойного управляемого реактивного снаряда, оснащённого прямоточным воздушно-реактивным двигателем с четырьмя воздухозаборными устройствами. И несмотря на отсутствие опытного экземпляра нового снаряда, полноценная компоновочная 3D-модель нового изделия, располагающая полным спектром аэродинамических особенностей корпуса, деталей блока аэродинамических рулей и геометрических параметров воздухозаборников, воздуховодов и газогенератора, уже готовится к воплощению «в железе» на мощностях «Сплава».

Оснащение же перспективной «прямоточной» модификации УРС 9М542 «газодинамическим поясом» двигателей поперечного управления может быть осуществлена посредством кооперации специалистов «Сплава» с коллегами из химкинского МКБ «Факел», которые располагают должным опытом проектирования и крупносерийного производства подобных «газодинамических поясов» для оснащения высокоманевренных ЗУР-перехватчиков 9М96Е2/ДМ, применяемых в боекомплектах корабельных ЗРК «Редут» и наземных комплексах С-350 «Витязь».

Успешное обретение оперативной боевой готовности модернизированным маневрирующим реактивным снарядом линейки 9М542 с ПВРД и «газодинамическим поясом» ДПУ и его дальнейшая интеграция в боекомплект РСЗО «Смерч» и «Торнадо-С» станет едва ли не первостепенной головной болью Европейского командования ВС США, ведь приближающийся со скоростью 3500 км/ч и маневрирующий с перегрузками 25-30G «наряд» из десятков средств воздушного нападения станут весьма «крепким орешком» даже для вёртких американских противоракет MIM-104F PAC-3MSE.