Минфин предлагает запретить ЕНВД и патенты для продавцов маркируемых товаров. Бизнес предупреждает о массовом закрытии несетевых магазинов, под удар могут попасть продавцы табачных изделий, одежды и обуви.

В своем законопроекте Минфин предлагает лишить продавцов товаров, которые подлежат маркировке, возможности использовать специальные налоговые режимы — Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты. Если предприниматель начнет продавать такие товары, он утратит право применять спецрежим.

«Опора России» и Ассоциация малоформатной торговли резко раскритиковали подготовленный Минфином проект поправок в Налоговый кодекс, в случае принятия которого небольшие торговые точки не смогут применять специальные режимы налогообложения, если они торгуют маркированными товарами. 

В бизнес-сообществе полагают, что значительная часть несетевых магазинов не справится с возросшей налоговой нагрузкой и будет вынуждена закрыться.

Ситуацию прокомментировал Председатель редакционного совета «Тульского Бизнес-журнала» Александр Савенков.

«Дать однозначную оценку инициативе Минфина РФ о запрете ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и патентов для продавцов маркируемых товаров очень сложно. Слишком много факторов в данной проблеме.

Опасения бизнеса можно понять. Почему в очередной раз «трогают» интересы малого (менее 100 сотрудников) и микро - (менее 15 человек) бизнеса? Крупные сетевые магазины остаются как бы «в стороне». У них ведь в данном случае почти ничего не меняется. Другая форма налогообложения.

Меж тем, именно ЕНВД и патенты во многих случаях дают возможность предпринимателям работать с прибылью. При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ. Условно говоря, заплатил 3 тысячи рублей в месяц и – работай. Сколько «набегаешь» (продашь), всё это – твоё.

ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Это - розничная торговля; общественное питание; бытовые, ветеринарные услуги; услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств; распространение и (или) размещение рекламы; услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков; услуги по временному размещению и проживанию; услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом; услуги стоянок.

Как видно из списка, идея Минфина касается только торговли. Причем – именно мелкой торговли. Почему? Владельцев таких мелких магазинчиков «выдавливают» из льготного налогообложения? Но ведь доля торговцев - плательщиков ЕНВД и патентов достаточно велика, система уплаты – отработана, хорошо действует. Казна получает устойчивые суммы платежей. 

Да, растет доля маркируемых товаров. Это логично: так лучше следить за законностью финансовых и торговых операций.

Но зачем «разделять» товары на маркируемые и «обычные»? Как мелкий торговец будет успевать отследить, какой вид обуви или бытовой техники поменял свою принадлежность? Можно ему ими торговать, или он лишиться налоговой льготы за «нарушение», о котором не подозревал?..

Внятной точки зрения авторов идеи от Минфина пока нет. Можно предположить, что таким образом там хотят ужесточить контроль за «теневой» торговлей. Да, доля одежды и обуви, которая на самом деле произведена не там, как написано в накладных или реализуется фальсификат из некоторых страны Азии, относительно велика. Но для пресечения таких фактов есть другие методы работы. Та же маркировка или онлайн-кассы. Льготы по налогам здесь причем?  

Бизнес предупреждает о возможности массовом закрытии несетевых магазинов. Сложно сказать, но – не исключено.

В подобных ситуациях, думаю, нужна публичная дискуссия. Пусть бизнес и чиновники еще раз – на всех уровнях – обсудят этот вопрос. По - любому, это будет лучше, чем рубить с плеча», - заявил Александр.