Бюджет Тульской области пока сохраняет профицит

icon 05/09/2018
icon 11:56
Важная новость

 

Согласно плану, доходы консолидированного бюджета Тульской области за 2018 год должны составить 85,7 млрд рублей. А расходы – 93,0 млрд. Таким образом, дефицит достигнет 7,261 млрд рублей – самая крупная сумма за последние пять лет. Информация об этом размещена на сайте «Портал открытых данных Тульской области».

Подавляющее большинство регионов России живут в условиях дефицитных бюджетов. То есть их совокупные доходы из всех источников – меньше расходов. Размер дефицита ограничен в Бюджетном Кодексе РФ показателем в 15% от собственных доходов.

Суть дефицита в данном случае заключается в том, что регион берет на свои расходы определенную сумму «взаймы». А на следующий год постепенно гасит этот долг. Чтобы тут же влезть в новый дефицит. Это – общемировая практика, ничего плохого здесь нет. Другое дело, что дефицит должен иметь разумные объемы (тот самый максимум в 15%).

Впрочем, в нашей стране есть несколько «профицитных» субъектов, где расходы – ниже доходов. Это, как правило, очень богатые нефтяные и газовые регионы. И столица Москва.  Они – «доноры» для федеральной казны. Большинство остальных субъектов (включая Тульскую область) – дотационные, получают поддержку из бюджета страны.

Наш показатель «прибавки» безвозмездных перечислений из «центра» - 9-12 млрд рублей в год. Это немного. Остальные 65-68 млрд рублей мы зарабатываем сами. То есть дотации покрывают 12-14% наших расходов. Но это – уже с наличием дефицита и государственного долга (еще один источник «занять»).

А теперь – некоторые цифры.

Суммарный доход консолидированного бюджета нашего региона (областной бюджет + бюджеты городов и районов), начиная с 2014 года, менялся так: 75,5 млрд рублей, 75,4 млрд, 79,9 млрд и 82,9 млрд рублей. Таким образом, доходы 2017 года превысили доходы 2014 года на 9,8%.

Теперь расходы: 78,15 млрд, 76,2 млрд, 80,3 млрд и 87,6 млрд рублей. Здесь показатель 2017 года превышает данные за 2014-й на 12,0%. То есть темпы роста уровня дотационности региона превышали темпы роста доходной части.

Как итог, суммы дефицита по тому же периоду (округленно): 2,66 млрд рублей, 0,8 млрд, 0,96 млрд и 4,7 млрд рублей. Таким образом, прошлый год оказался для нашей области самым дефицитным за последнее пятилетие. А платить за него нужно в нынешнем году.

По плану на 2018 год наши совокупные доходы должны составить 85,7 млрд рублей. Или – 113% к данным за 2014 год. А расходы – 93,0 млрд рублей, или – 118,9%. И опять – рост уровня дотационности. И рекордная плановая сумма дефицита консолидированного бюджета-2018 – 7,26 млрд рублей.

Однако в реальности дела сейчас обстоят не совсем так, как записано в плане. Согласно данным минфина Тульской области, за 7 месяцев совокупные доходы составили 48,5 млрд рублей, что несколько выше запланированного уровня на этот период. А вот расхода – 46,9 млрд рублей, это почти на 3 миллиарда рублей ниже планового уровня.

Промежуточный итог – нет дефицита. Наоборот, есть профицит, т.е. превышение доходов над расходами на 1,5 млрд рублей. И сумма госдолга не растет, а понемногу снижается. И за ценные бумаги область рассчитывается.

Самое замечательной в этой ситуации то, что регион полностью выполняет все взятые на себя публичные обязательства перед населением. Действуют в полном объеме все льготы (даже вводятся некоторые новые), идет финансирование социального блока расходов бюджета, нет задержек по оплате труда работников бюджетных учреждений и организаций, более того – есть повышение таких зарплат (сферы образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений).

Остается понять, за счет чего баланс. Где-то должна крыться экономия. Или – «недорасход» бюджетных средств. Ибо мы – не добываем газ-нефть и не являемся «финансовой столицей» страны. И перечисления из федерального бюджета идут строго по графику, никаких дополнительных сумм.

Ответ есть. Жестко ограничены расходы на имущество бюджетных организаций. По минимуму – обновление оргтехники. Временно забыли про новую офисную мебель. Сведены к минимуму ремонты капитального характера. Проводится очередная кампания по оптимизации (сокращению) штатов чиновников. Правда, ее результаты пока не приводятся.

Но в сумме это дает ту самую экономию.

Как долго регион сможет так «держать» бюджет? Теоретически – весь год. Административные здания не рухнут, новые машины можно пока не покупать. И выйти по итогам 2018 года с итоговым профицитом.

Но быть такой ситуация достаточно долго не сможет. Наши города и районы (кроме Тулы и Новомосковска) – дотационные. Если держать бюджет в таком «зажатом» состоянии достаточно долго, на местах не смогут исполнять свои публичные обязательства. Оно и сейчас с этим – туго. Особенно по части сферы ЖКХ и переселения людей из аварийного жилья.

Рано или поздно дефицит вернется. Главное, чтобы он не рос быстрее доходной части. Иначе опять придется влезать в долги…