По состоянию на 1 января 2018 года общая сумма государственного долга нашей области составила 18,676 млрд рублей. За последний месяц истекшего года данный показатель вырос на 1,2 млрд рублей и достиг своего максимума за три года.

Если брать весь прошлый год, то общая сумма увеличения госдолга – плюс 2,949 млрд рублей, или +18,75% к предыдущему рубежу. Получается, что мы сегодня почти догнали показатель антирекорда образца ноября 2014 года в размере 18,959 млрд рублей. Размер отставания – 283 млн рублей. Учитывая темп прибавки за декабрь 2017 года – не очень большая величина.

Сумма госдолга составляет около 33% от всего показателя собственных доходов бюджета Тульской области за прошлый год. Формально, по Налоговому Кодексу РФ, мы можем наращивать долг до уровня в 100% собственных налоговых доходов. Но лучше – следуя областным законам – не «пересекать» показатель в 28-30 миллиардов рублей. До него пока – весьма далеко. У 60% регионов страны доля госдолга превышает половину  суммы собственных налоговых доходов. Туляки – в числе 15-ти лучших субъектов РФ с минимальными заимствованиями. 

Однако тут есть негативный нюанс.

Львиная доля нынешней прибавки произошла за счет займов областной казны у коммерческих банков. И если в начале 2017 года мы были должны им всего 500 млн рублей (Тульская область в тот момент по данному показателю была лучшим регионом страны), то сейчас – 6,2 млрд рублей. Прирост – плюс 5,7 млрд рублей, или - 1 140%! Это – рекордно высокий уровень прибавки по стране.

В настоящее время объем коммерческих кредитов бюджета Тульской области (а они выдаются по ставке в 11-13% годовых) – 33,2%. Треть всей суммы. Еще 52,1% (9,726 млрд рублей, рост за год +5,1%) – льготные бюджетные кредиты от Минфина РФ по ставке 0,5-1,5% годовых. Наконец, объем обязательство по государственным ценным бумагам (областной облигационный заем) – 2,75 млрд рублей, или – 4,72% всей суммы госдолга. По проекту бюджета на 2018 год эта сумма вскоре будет погашена, а новых займов регион выпускать не собирается.

Если посмотреть динамику изменения госдолга Тульской области за последние три года, то картина такова. Максимум – ноябрь 2014 года, 18,959 млрд рублей. И тогда доля коммерческих заимствований составляла более половины всей суммы госдолга. К началу 2016 года этот показатель был снижен до 15,7 млрд рублей. И оставался таковым до апреля 2017 года (15 месяцев). При этом доля дорогих коммерческих кредитов резко упала, а показатель экономных бюджетных заимствований, наоборот, заметно вырос.

В мае прошлого года сумма долга увеличилась до 16,62 млрд рублей, но в июне она снизилась до 14,62 млрд. Затем последовал трехмесячный период «малых колебаний». Но с августа 2017 года долг начал дискретно (раз в два месяца) повышаться. И достиг нынешнего уровня.

Можно предположить, что заем в сумме 1,2 млрд рублей вызван наступлением нового финансового года, когда – по российской не очень доброй традиции – в январе-феврале фиксируется резкое падение объемов поступления налогов в региональную казну. Сказывается влияние двухнедельных «новогодне-рождественских» каникул.

Чтобы выполнить свои публичные обязательства (оплата труда медикам, педагогам, содержание бюджетных учреждений и пр.), регион берет кредит. Получить его в Минфине РФ, как было год назад, видимо, не получилось. Бюджет страны на наступивший год сверстан в очень экономном и даже жестком варианте. По многим финансовым проблемам регионам приходится рассчитывать на свои силы.

Пока ситуация в данном случае не критична. Наша область по-прежнему – в числе полутора десятков регионов России  с минимальной долей госдолга от суммы собственных налоговых доходов. Прогноз на поступления финансов в доходную часть казны Тульской области – неплохой. Если все это сбудется, то улучшения ситуации в данном вопросе следует ожидать в середине – концу весны 2018 года.

Читайте
"Тульские новости" в: