Рекреационная деятельность «Дубравы»: как легендарное кафе оказалось «вне закона»?

icon 11/04/2017
icon 09:10

©

Кафе «Дубрава» известное в определенных кругах, как место «собраний» авторитетных в Туле людей. Казалось, что место хорошо защищено, только за счет контингента, который приезжает туда покушать. В начале нулевых в Щегловской засеке появилось кафе «Дубрава» тогда еще деревянного сруба, который сгорел в январе 2006 года, на его месте начали возводить трехэтажное строение из красного кирпича. Время шло, карусель перестановок в тульском белом доме не стояла на месте, коснулись перемены и кафе «Дубрава».

В начале прошлого года Арбитражный суд Тульской области обязал юрлицо, на которое оформлено заведение,  демонтировать объекты капитального строительства на лесном участке, расположенном на землях Тульского лесничества (Щегловское участковое лесничество, Высоковская дача)

Оказалось, что ООО «ОПЭС» в нарушение договора аренды лесного участка и требований лесного законодательства о запрете возведения на землях лесного фонда капитальных сооружений осуществил строительство трехэтажного кирпичного здания кафе «Дубрава», банкетного зала и беседок, зарегистрировав в органах Росреестра право собственности на указанные объекты.

Информация о незаконно возведенных и зарегистрированных постройках поступила в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области весной 2015 из органов Росреестра, после чего региональный орган управления лесами обратился в Арбитражный суд.

Мы попытались разобраться в этой запутанной истории. Ведь интересно одно, как заведение построенное еще в начале нулевых, вызвало интерес у надзорных органов лишь в 2015 году?

О «духовных потребностях» и истории возникновения

В октябре 2003 года по результатам лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда между Тульским опытным лесхозом (арендодатель) и ООО «ОПЭС» (арендатор) был заключен договор аренды участка лесного фонда РФ. Согласно данной бумаге, «ОПЭС» предоставлен в аренду сроком на 49 лет участок площадью 0,8 га (Ленинский район, сельское поселение Шатское, Высоковское лесничество, квартал 13, выдел 1) для культурно-оздоровительных целей (группа лесов- первая, категория лесов- лесопарковая часть зеленой зоны).

Однако, вскоре в силу вступило новое лесное законодательство. Правопреемником Тульского опытного лесхоза стал Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам. В августе 2008 года Департамент заключил с ООО «ОПЭС» соглашение о расторжении договора аренды участка лесного фонда и этой же датой без проведения аукциона (значится в официальном ответе Минприроды на наш запрос) заключил с ООО новый договор аренды сроком до декабря 2052 года. В 2009 году данный договор был зарегистрирован региональным Управлением Росреестра.

Как арендатор «ОПЭС» предоставил департаменту проект освоения лесов, который положительно прошел Госэкспертизу. Абзац 8 п.2.8 проекта освоения лесов  содержал запрет на размещение объектов капитального строительства в зеленых зонах, абзац 7 п.2.12 проекта допускал возможность строительства лишь временных строений и сооружений.

Напомним, п.2 статьи 12 Лесного кодекса гласит – освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Положениями статьи 41 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Мы не поленились и «загуглили», вот что подразумевается под термином «рекреационная деятельность»: это один из комплексных видов жизнедеятельности человека, направленный на оздоровление и удовлетворение духовных потребностей в свободное от работы время. Вот такие дела, т.е посетители «Дубравы» не просто приезжали «выпить, закусить», а «укрепить духовные потребности».

При предоставлении лесного участка с кадастровым номером 71:14:020601:0005 в аренду ООО «ОПЭС» для осуществления рекреационной деятельности допускалось только возведение временных построек при использовании участка в указанных целях.

Все существующие законы гласят, что использовать леса можно, но только способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Мы посмотрели Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности:

П.7 – при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.)

П.9 – размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии – на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Но, несмотря ни на что «ОПЭС» на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, были созданы объекты капитального строительства, что противоречит виду разрешенного использования и лесному законодательству, допускающему на землях лесного фонда возведение лишь временных сооружений.

«Вопрос о причинах регистрации права собственности на возведенные на лесном участке капитальные сооружения не относится к компетенции органов исполнительной власти Тульской области. Полагаем, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и внесении записей в ЕГРП государственным регистратором Управления Росреестра по Тульской области не были учтены нормы действующего лесного законодательства», - отвечает директор департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Леонид Ивченко.

Даешь добро!

Постановлением №390 от июня 2004 года глава муниципального образования Ленинский район разрешил ООО «ОПЭС» производство проектно-изыскательских работ под размещение кафе с площадкой для стоянки автомашин и открытым танцполом на земельном участке площадью 7768 кв метров на землях Тульского опытного лесхоза в Высоковском лесничестве (квартал №13, выдел №1, в 2 км на северо-запад от н.п.Высокое). Уже в ноябре того же года глава администрации Ленинского района выдал «ОПЭС» разрешение на строительство культурно-оздоровительного комплекса для отдыха в квартале №13.

В июне 2005 года «ОПЭС» просит главу Ленинского разрешения на разделения культурно-оздоровительного комплекса на две составляющие – «летнее кафе» и ресторан с гостиничным комплексом. Через месяц данная просьба была удовлетворена, а культурно-оздоровительный комплекс был разделен на два пусковых комплекса.

В июле 2005 года комиссией, при участии директора Тульского опытного лесхоза, был принят в эксплуатацию законченный строительством объект – культурно-оздоровительный комплекс: 1-й пусковой комплекс – «летнее кафе с инженерными сетями», включающее в себя летние беседки в количестве 14 штук, бар, вахтовые домики в количестве 2 штуки, мангалы в количестве 2 штуки, туалет, навес, водопровод, канализацию, ограждение.

В акте комиссии за подписью главы муниципального образования Ленинский район все эти объекты были обозначены как временные сооружения.

Отметим, что по данным kartoteka.ru пост главы Ленинского района занимал Михаил Евгеньевич Иванцов (с 2004 года - глава муниципального образования  Ленинский район, с 2007 года - глава администрации МО Ленинский район, с октября 2009 года сити-менеджер Тулы, ныне депутат Тульской областной Думы)

В сентябре 2006 года было завершено строительство кафе, банкетного зала и трех домиков для отдыха. Однако, никакой комиссии для приемки объектов недвижимости возведенных при строительстве 2-го пускового комплекса, не создавалось.

«Главой администрации Ленинского района Тульской области от 28 февраля 2008 года выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU71514000-25, согласно которому введена в эксплуатацию 2-ая часть культурно-досугового комплекса (временные сооружения), расположенные по адресу: Тульская область, Ленинский район, Шатское с/п, Высоковское лесничество, квартал №13, выдел 1, в 2 км на северо-запад от н.п Высокое, в составе: кафе фактической площадью 633,6 кв метров, домики для отдыха в количестве 3-х штук фактической площадью 26 кв  метров каждый; банкетный зал фактической площадью 57,4 кв метров. ООО «ОПЭС» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU71514000-25 от 28.02.2008 зарегистрировало за собой право собственности на двухэтажное здание кафе общей площадью 633,6 кв метров; банкетный зал площадью 57,4 кв метров; три домика для отдыха площадью 26 кв метров, что подтверждено свидетельствами о регистрации права», - сообщается в материалах дела на сайте Арбитражного суда.

Но именно на эти объекты (кафе, три домика для отдыха и банкетный зал) ООО «ОПЭС» зарегистрировало право собственности, как на объекты капитального строительства.

А как же «Дубрава» вдруг стала «вне закона»?

А эта история заслуживает отдельного внимания, поэтому выносим ее в отдельный блок. Из материалов дела:

«Истец (министерство природных ресурсов и экологии Тульской области) пояснил, что из информации, полученной от Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы, 02.03.2015 узнал о возведении на лесном участке, переданном ООО «ОПЭС» в аренду, капитальных строений, в связи с чем направил запрос в Управление Росреестра, которое подтвердило догадки Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы. Таким образом, истец считает, что ООО «ОПЭС» незаконно построило на лесном участке объекты капитального строительства, что противоречит условиям договора аренды, проекту освоения лесов, назначению лесного участка, лесному законодательству, в связи с чем обратился в суд».

Т.е вы понимаете, «догадки» возникли у тульских чиновников только в 2015 году!!! Спустя почти десятилетие кто-то заподозрил неладное? Произошел сбой в системе? Или это преднамеренный шаг «назад» от владельцев «Дубравы»?

Эта история не  так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Вот как комментирует претензии со стороны Минприроды и судебные разбирательства юрист ООО «ОПЭС»:

«Строительство спорных объектов осуществлено до 2006 года  на земельном участке, на котором в период проведения строительных работ, допускалось строительство объектов недвижимости с площадью застройки не более 10%. В связи с изменением Лесного кодекса перезаключение договоров аренды, как правило, путем расторжения прежнего и заключения нового, проводилось без торгов, что не является нарушением. Здесь нет тайного смысла.

А вот ответивший на вопрос, почему Департамент Тульской области по экологии  и природным ресурсам (правопреемником которого является Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области) в 2009 году согласовывает проект  осуществления рекреационной деятельности  на лесной участок, в котором предусматривается эксплуатация существующих строений  и строительство гостиницы, а спустя 6 лет заявляет о том, что участок используется в нарушение договора аренды и требует расторжения договора со сносом построек, должен быть удостоен всяческих наград. Нешуточные баталии идут за территорией «Дубравы», а внутри другой мир. В нем живут и работают обычные люди».

Справка по данным kartoteka.ru:

ООО «ОПЭС» зарегистрировано в январе 2002 года с уставным капиталом в 45 000 рублей. С января 2007 года пост гендиректора занимает Владимир Углов. В учредителях значатся: Ольга Абрашина 7,5%, Валентина Терехова 7,5%, Паата Маглакелидзе 70%, Владимир Углов 15%.

Паата Маглекидзе – среди своих просто Паша Грузин, по нашей информации, именно ему приписывают создание кафе «Дубрава», кроме «ОПЭС» является одним из учредителей Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов «Тульский Хантер».

От Арбитража до «уголовки»

Целый год «ОПЭС» пыталось обжаловать решение Арбитража в разных инстанциях, но все тщетно, суд на стороне Минприроды – последнее решение было вынесено в декабре 2016 года, юрлицу отказали в отсрочке сноса самовольно возведенных объектов. К слову, в материалах указано, что стоимость имущества составляет порядка 20 млн рублей. Первоначально в суде сообщалось, что все работы по демонтажу будут завершены к началу октября 2016 года, однако этого так и не произошло. Между тем в отсрочке «ОПЭС» суд отказал, не увидев обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

На днях мы получили ответ от УФССП России по Тульской области:

«Проведенными проверками судебного пристава-исполнителя установлено, что решение суда об обязании освободить земельный участок должником («ОПЭС») не исполнено. В связи с этим в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, составлены протоколы по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, вынесены постановления о назначении штрафов на общую сумму 290 000 рублей. В связи со злостным уклонением от исполнения решения суда от 21 февраля 2017 года в отношении генерального директора ООО «ОПЭС» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ, 23 марта 2017 года уголовное дело направлено в суд».

Кроме того, приставы сообщили нашему агентству, что в случае неисполнения должником требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может привлечь соответствующую специализированную организацию для уже принудительного освобождения земель Лесфонда. Но на сегодняшний день сроки демонтажа не определены, так как неизвестна дата поступления денежных средств из федерального бюджета для осуществления сноса. Между тем препятствий для работы «Дубравы» нет.

Такие дела, видимо, на добровольный снос самостроев уже никто не рассчитывает! Очень, хотелось бы верить, что данная история разрешится в этом году, все-таки Год Экологии как никак.

Автор: Анастасия Жукова