В Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого состоялась встреча с режиссером документальных и игровых фильмов Галиной Михайловной Евтушенко.

Галина Евтушенко – сценарист, режиссер, продюсер, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Правительства Москвы и лауреат премии «Золотой орел».

Галина Михайловна одна из немногих женщин, кому удалось перейти от кинопедагогики к режиссуре и документалистике. И кино для нее стало жизнью. Женская документалистика, считает Галина Михайловна, - это явление, которое еще ждет своего теоретического осмысления.

Галина Евтушенко занимается не только творчеством, но и научно-просветительской деятельностью. Она давний друг музея-усадьбы «Ясная поляна» и автор ряда фильмов, посвященных Льву Николаевичу Толстому и его окружению. «Удивительный мир Галины Евтушенко никогда и никого не оставляет равнодушным, - заметила заведующая отделом научно-исследовательской работы, президент Международного комитета литературных музеев и музеев композиторов ИКОМ Алексеева Галина Васильевна. - После просмотра ее «Полустанка» полемика длилась целых два часа!»

Каждый фильм Галины Михайловны основан на подлинных архивных материалах. Документальное кино хоть и тяготеет к законам игровых фильмов, но особенно требует точности. В противном случае зритель быстро обнаружит несоответствие и «не поверит».

Зимой этого года на «Мосфильме» состоялась традиционная церемония вручения премии «Золотой Орел» лучшим проектам года. В тройке номинантов «Документального кино» был представлен фильм «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи» режиссеров Галины и Анны Евтушенко, снятый по сценарию Виктора Листова. Его и привезла на суд тульским зрителям Галина Михайловна.

Картина рассказывает об удивительном переплетении судеб двух больших мастеров. Казалось бы, какая связь? Ведь они даже ни разу не встречались. Толстой умер, когда Дзига Вертов был еще безвестным мальчиком из Белостока. Но авторы фильма шаг за шагом выстраивают параллели творческих устремлений, доказывая, что с детства зачитывавшийся произведениями Л.Н. Толстого Вертов в лучших своих работах стремился воплотить именно толстовские идеи.

В фильме представлена плеяда интереснейших, ранее не известных широкому зрителю фактов. Например, кто бы мог предположить, что первая в нашей стране съемка скрытой камерой была произведена в Ясной поляне, а ее героем был граф Лев Николаевич. Или мало кто знает, что принцип монтажа был открыт... Львом Толстым в виде «бесконечного лабиринта сцеплений», а позже Лев Кулешов, увидев близкое родство кино с классической литературой, изобрел киномонтаж на основе гениального толстовского определения.

И Толстой, и Вертов любили людей – в этом магическое начало их произведений, но живой талант для власти всегда ненавистен. И здесь выявляется еще одна, в этот раз уже роковая, близость героев фильма. Авторы фильма не ставили задачи вынесения приговоров, но за них это сделало время. Документальное кино сегодня было бы не мыслимо без имени Дзиги Вертова, как литература немыслима без Льва Николаевича Толстого.

По окончании фильма, когда стихли аплодисменты, туляки заинтересовались, как же возникают сцепления таких, казалось бы, разных миров?

«Творческая лаборатория – это закрытый процесс. В процессе поиска, изучения и осмысления огромного количества исторического материала рождаются и выстраиваются ассоциативные цепочки, которые и воплощаются на экране», - ответила Галина Михайловна.

Завершилась творческая встреча традиционной автограф-сессией. Не отказал себе в удовольствии и корреспондент портала "Бренды Тулы"