Кого растят «дети 90-х», как «мир бизнеса» влияет на школьников? Беседа с победителем конкурса на звание лучшего учителя
Беседа с победителем конкурса на звание лучшего учителя
© Личный архив
В этом году Светлана Кряж возглавила список лучших преподавателей региона. Премию за достижения в педагогической деятельности тогда получили 1250 учителей по всей стране.
Претендовать на звание помогли наличие собственных методических разработок, результаты и достижения учеников, работа с детьми с ограниченными возможностями.
Героиня работает в «Центре образования — гимназии № 11 имени Александра и Олега Трояновских», где преподает литературу, мировую художественную культуру, родные литературу и язык.
Во многом жюри оценили идею словаря, соавтором которого и стала Светлана: пособие предлагается школьникам, изучающим сложные произведения с большим количеством устаревших терминов. Такие появились, например, для толстовского романа «Война и мир», баллады Жуковского «Светлана», прозы Бунина и поэзии Блока.
С ней «Тульские новости» поговорили о профессиональном пути. Светлана рассказала о том, как изменились школа и, что самое главное, дети спустя десятилетия.
…
Светлана Владимировна, что, на Ваш взгляд, принесло Вам победу в конкурсе?
- Я больше чем уверена, что учителя делают успехи его учеников. 2 года назад я выпустила прекрасный 11-й класс. Ребята поступили в Москву, некоторые из них — победители нескольких олимпиад МГУ, ВШЭ, СФУ, плехановского РЭУ, МГИМО.
Малыши у меня тоже талантливые. Наш Лева, например, пятиклассник, - победитель всероссийского конкурса сочинений, научно-практической конференции. Очень живое сочинение тогда получилось про его прадеда.
В общем, победы, победы и еще раз победы детей. Еще и хорошие результаты ОГЭ и ЕГЭ: средний балл одиннадцатиклассников в этом году гораздо выше чем в общем по стране. Ну и в позапрошлом году на ЕГЭ у меня было 4 стобальника по литературе.
А чем Вы «зажигаете» детей? Откуда берутся их успехи?
- Личность учителя - она тоже очень важна. С детьми я прежде, всего, работаю честно, и они это видят и ценят . Лицемерие по отношению к ребенку - очень плохое качество.
Я не стесняюсь оценивать их по заслугам, и они не стесняются говорить правду, поэтому я знаю их слабые места, они знают мои. Нам легче общаться друг с другом: они честно говорят, чего они не знают и не делают, а понимаю, как с ними работать.
Ну, а потом я, конечно, знаю больше их (смеется — прим.А). Кругозор учителя действительно имеет важную роль в обучении, когда на тебя смотрят, широко распахнув глаза.
А как Вы сами пришли в профессию?
- Сама пошла в пединститут из-за такого преподавателя. Это был Козлов Сергей Александрович, сейчас он преподает в гуманитарно-математическом лицее.
Я заканчивала 10 классов, у нас сменился учитель русского и литературы, а у меня сменилось желание - раньше хотела быть геологом или археологом. А тут такой учитель, - и гитара, и стихи… Тоже зажглась.
И не жалею, как видите, потому что до сих пор здесь работаю. Причем через стенку с однокурсницами.
Как ладите с другими коллегами, «помладше», - теми, кто приходит сейчас? Какие они вообще?
- Я не скажу, что они лучше или хуже нас, - они другие. Но, честно скажу, очень редко кто более за результаты своего труда. То есть темп жизни настолько увеличился, что даже учителя «старой школы» не успевают остановиться и здраво оценить, что происходит. Надо постоянно кому-то ответить, написать, - коммуникация не сделала работу легче. Интернетная связь — просто бич для классного руководителя или воспитателя. Некогда на ребенка посмотреть, все время пишешь отчет про работу кому-то.
А какие, на Ваш взгляд, сегодня «новые дети»? Как они меняются сквозь года? Вы начинали преподавать в 97-ом…
- Читают очень мало, приходится читать на уроке, потому что я прекрасно понимаю, что если я задаю читать домой, половина класса этого не сделает.
Я сейчас работаю с младшими школьниками, им тяжелее. Те, кто старше, начинают читать, но очень выборочно.
Если культура семьи располагает к этому, то ребенок сядет за чтение. А вот тем, у кого дома изначально нет к этому интереса, школьный опыт мало помогает.
Здорово помогает личный пример одноклассников, они друг друга подталкивают что-то узнавать.
А в психологическом плане стало тяжелее с ними взаимодействовать?
- Психологически очень тяжело: дети сегодня зациклены на себе. То есть как-то повернуть их в сторону другого человека трудно, в том числе и поэтому работа затрудняется. Они знают свои беды и радости, а чужие им попросту не интересны.
Приходится под это подстраиваться. Например, я столкнулась в прошлом году в 5 классе с объяснением «Муму»: они просто не представляют себе эпоху. Поэтому мы выезжаем на каких-то нравственных вещах — добрый-злой, завистливый-независтливый, эгоист.
Вот слово «эгоист» они прекрасно понимают, а слово «милосердие», наверное, уже не очень, к сожалению. Хотя надо помнить, что дети всегда разные.
Они тяжело видят текст, не умеют видеть смысл. То есть прочесть смогут, а увидеть, что стоит за буквами — нет. Для них Моцарт и Глинка — один человек, то есть буквально читают в одно слово. И дело даже не в кругозоре, они просто не в состоянии разделить два слова, если между ними нет союза.
У Вас довольно большой опыт, преподаете с 97-го года. В чем разница поколений?
- Пожалуй, ребята становятся менее самостоятельными. Казалось бы: жизнь сегодня более благополучная, чем в 90-е, но дети очень инфантильные.
В то время с ними можно было решать взрослые проблемы, - сейчас я даже не представляю, как это сделать.
Родители опекают их, и это очень хорошо…
Ну может просто родителями стали те самые дети из 90-х?
- Возможно. Они сами поменялись со временем.
Раньше родители были союзниками школы, - сегодня они, скорее, в оппозиции. Раньше они с осторожностью переступали порог учебного заведения, сейчас могут прийти и заступиться, отстоять свои права, иногда перебарщивая.
А почему так произошло?
- Наверное мир бизнеса приучает держать свои кулаки с ближним наготове, завоевывать свое место под солнцем. Так происходит везде.
На себе зациклены родители — на себе же циклятся и дети. Это хорошо, но коллективизм в его лучшем понимании ушел. Быть «одним за всех и всем за одного» в школе не принято. Детей тяжело сдружить, - и мешают этому, как ни странно, родители.
Что же с этим делать?
- Вот был бы пансион… было бы гораздо легче их воспитывать.
Сегодня семья — оплот для ребенка. Но, парадоксально, это чуть мешает воспитанию в чистом виде этого слова, в идеальном смысле.
Нужно менять окружающую действительность. Школа - часть общества, поэтому пока не изменится общество, не изменится школа.
Буквально недавно в СМИ просочилась информация о веневской школе: там одноклассники травили девочку-инвалида. Что сегодня с буллингом между учениками?
- Он был всегда, и сейчас есть. Но ему стали уделять больше внимания, на мой взгляд, зачастую излишне. Ситуации попросту раздуваются. И раньше дрались,и толпой на одного. Да, повздорили, выяснили отношения, - но живем же дальше. А сейчас это доходит до адвокатов, до прокуратуры.
На мой взгляд, дети есть дети. И когда в детский конфликт вмешиваются взрослые, это не всегда продуктивно.
Как тогда правильно решить детский конфликт - дать самим разобраться?
Ну, самим тоже не всегда работает. Надо вмешаться очевидцам.
Учитель если был рядом и видел все своими глазами, ему виднее, чем родителю, который воспримет ситуацию со слов своего ребенка. Он же редко скажет, что сам виноват.
Нужна какая-то объективная сторона. Очень редко родители бывают справедливы.
А регион учителей как-то поддерживает?
- Ну в принципе то, что была возможность поучаствовать в таком конкурсе, показать себя и с кем-то обменяться опытом, это уже замечательно.
Надбавки, конечно, премии есть, - на власть не жалуемся пока.
Разница большая в степени допустимой свободы. В те же самые 90-е рамок не было вообще — но я не говорю, что это хорошо. Сегодня нас в них все больше загоняют.
То есть можно было говорить что угодно и в ответ слышать что угодно.
Хотя, с другой стороны в этом есть свой плюс: есть возможность углубиться именно в базовые вещи. Чем больше свободы, тем труднее это сделать ученику.
Можно поподробнее?
- Мы гонимся за научными открытиями, а нам нужно бы обратить внимание на базу: дети не очень хорошо пишут и читают. То есть они переходят в 5 класс, а у них не сформирован даже навык чтения. Какая тут высшая математика?
И все опять упирается в семью: у ребенка не воспитывается культура речи, труда, - например, не акцентируется внимание на организации рабочего места.
Школа, с одной стороны, ориентируется на одаренных детей, которые схватывают все налету, но забывает о тех, кому нужно чуть больше посидеть и подумать.
Что бы Вы могли посоветовать современным родителям?
- Родители должны помочь школе научить ребёнка учиться, то есть делать домашнее задание не на коленке, а на своём рабочем месте, выработать какой-то график для него, режим дня.
То есть помогать учиться, организовываться и остаться при этом здоровым и не голодным в прямом смысле. Потому что многие, как наблюдаю, приходят без еды и воды и питаются, что называется, подаянием.