Тулякам рассказали о частых ошибках родителей при адаптации ребенка к школе и о том, как облегчить этот процесс

Тульский психолог рассказала родителям об особенностях адаптации школьников

icon 20/10/2025
icon 09:31
Тулякам рассказали о частых ошибках родителей при адаптации ребенка к школе и о том, как облегчить этот процесс

© ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»

ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»

С начала учебного года прошло уже полтора месяца. Выпускные классы начинают постепенно готовиться к сдаче ЕГЭ и выбирать вузы. Средняя школа, уже вошедшая в ритм учебных будней, активничает на уроках и беззаботно проводит дни за партами. А вот для юных туляков, которые, кажется, только недавно играли в песочнице, а в этом году уже держали в руках букет для первого учителя и переступили порог школы, в новом месте все еще продолжается адаптация. Для всех этот процесс одинаково сложен, но от него не скрыться.

«Тульские новости» решили узнать у педагога-психолога Государственного учреждения дополнительного образования Тульской области «Помощь» Татьяны Сапроновой, как облегчить для детей процесс адаптации, как в этом случае могут помочь родители и какое влияние на процесс привыкания оказывают учителя и школа. Об этом и другом — в нашем материале.

Татьяна Ивановна, расскажите, какие основные этапы проходят дети при адаптации к школе?

Адаптация к школе — это важный процесс, который включает несколько этапов. Первый — ориентировочный, который длится 2-3 недели. В это время ребенок испытывает стресс из-за изменений в жизни. Второй этап — неустойчивое приспособление, также 2-3 недели, когда ребенок начинает привыкать к новым правилам. Третий этап — относительно устойчивое приспособление, который может длиться от 1,5 месяцев до года. Здесь ребенок уже спокойно действует, основываясь на новом опыте.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался?

Успешная адаптация проявляется в нескольких признаках. Ребенок соблюдает школьные нормы поведения, активно участвует в учебном процессе, у него появляются друзья, и он положительно относится к учителям. Также важно общее эмоциональное состояние: если ребенку нравится ходить в школу и он делится своими успехами, это хороший знак. Если по всем вышеописанным критериям можно поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Как вы считаете, проблемы с адаптацией могут возникнуть только у младшеклассника или у старших классов тоже?

Адаптация школьника важна не только в первом классе, но и при любых изменениях в его окружении. Это касается перехода в другую школу, перехода из начального в среднее звено (в 5-й класс) и из среднего в старшее. При таких изменениях состав класса меняется, появляются новые учителя и новые методы обучения. Учебная нагрузка может стать более интенсивной.

Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может тоже привести к школьной дезадаптации. Ученик, сменивший класс или школу, может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

Какие ошибки могут допускать родители, затрудняя адаптацию?

Родители иногда пугают детей учителями или школой, слишком часто ругают вместо похвалы, сравнивают с другими детьми и не оказывают эмоциональной поддержки. Это может снизить самооценку ребенка и вызвать страх перед учебой. Нельзя ругать ребенка за плохие
результаты или как-либо выражать недовольство – это вызовет в нем массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Надо хвалить школьника при малейшей возможности и даже малом успехе. Помните, ребенок только начинает учиться!

Как родители могут подготовить ребенка к школе?

Подготовку стоит начинать заранее, объясняя ребенку, зачем нужна школа и какие правила там действуют. Можно имитировать школьный процесс дома, нормализовать режим дня и поддерживать связь с будущим учителем.

Какие признаки неблагополучной адаптации должны насторожить родителей?

Если ребенок становится агрессивным, заторможенным или проявляет страх перед школой, это может быть признаком трудностей адаптации. Также стоит обратить внимание на плохое поведение, повышенную тревожность и физическое недомогание. Ребенок плохо спит и выглядит соответственно (бледность, синева под глазами). У него часто возникают: головные боли, головокружения, обмороки, кровотечения из носа.

Не менее важный пункт – прокрастинация, это склонность откладывать дела, приводящая к психологическим проблемам. Вместо того, чтобы вложить ресурсы в то, чем необходимо заняться, человек тратит энергию на ненужные действия. Ребенок создает видимость нормального поведения для родителей. Он идет в школу, но прогуливает уроки (для более старших детей). Дома часами сидит за тетрадями, имитируя работу над заданиями.

Когда родителям стоит обратиться к психологу?

Если признаки неблагополучия продолжаются более месяца и усиливаются, стоит обратиться за помощью к психологу. Это может быть утомляемость, плохое самочувствие, необщительность или тревожность.

Как, по вашему мнению, взаимодействие семьи и школы влияет на адаптацию?

Успешная адаптация требует комплексного подхода. Взаимодействие родителей и учителей, поддержка детей в учебе и социальных взаимодействиях играют важную роль. Игры и групповые занятия помогают развивать социальные навыки и налаживать отношения со сверстниками.

Учителя могут способствовать успешной адаптации, создавая поддерживающую атмосферу в классе. Это включает в себя уважение к индивидуальным особенностям каждого ребенка, поощрение сотрудничества и создание условий для открытого общения. Учитывая уникальные потребности и особенности каждого ребенка, важно применять индивидуальный подход в обучении и взаимодействии. Это может включать адаптацию учебных материалов, использование различных методов преподавания и предоставление дополнительной поддержки тем детям, которые испытывают трудности.

Активное участие родителей в жизни школы и поддержка детей в учебе и социальных взаимодействиях играют важную роль в процессе адаптации. Родители могут организовывать совместные мероприятия, участвовать в школьных праздниках и поддерживать открытое общение с детьми об их переживаниях и успехах.

Каковы методы, помогающие детям справиться со стрессом?

Если родители заметили, что их ребенок чувствует себя некомфортно в школе, им стоит выяснить причину. Доверие поможет преодолеть многие страхи. Поняв, что беспокоит ребенка, можно искать способы помочь ему.

Если нет возможности обратиться к психологу, можно поиграть в игры или использовать другие методы, чтобы ребенок выразил свои чувства. Например, пусть он нарисует свой страх и порвет рисунок, как бы уничтожая его. Можно также вставить рисунок в воздушный шар и отпустить его.

Для младших школьников полезно рисовать произвольные картинки, чтобы выявить страхи. Постарше детей можно спросить, что они боятся, и проиграть эту ситуацию дома, чтобы найти выход.

Дыхательные упражнения помогут детям успокоиться. Научите ребенка считать: вдох на 4 счета, выдох на 4 счета, повторить 5-7 раз. Удлиняйте выдох, чтобы успокоиться, или вдох, чтобы взбодриться.

Если ребенок проявляет агрессию, можно установить напольную грушу или сделать специальный валик, чтобы он мог выпустить напряжение. Также полезно делать физические упражнения, такие как бег или отжимания, или просто сжимать и разжимать кулаки. Это поможет снять стресс и расслабиться.

Какие изменения в системе образования вы считаете необходимыми для облегчения адаптации?

Я думаю, необходимо уменьшить количество детей в классах, увеличить время для просвещения родителей и освободить учителей от лишних административных задач. Также важно привлечь больше психологов в школы для поддержки детей.