Как сообщает Туластат, общий объем розничной торговли в Тульской области за 2015 года составил 231,98 млрд рублей. По этому показателю мы по-прежнему занимаем пятое (из 18-ти) место в ЦФО. И он же – в сопоставимых ценах (т.е. с учетом инфляции) – в отношении данных за 2014 год равен 93,8%. Тем самым, реально туляки в прошлом году купили товаров на 6,2% меньше прежнего. А затраты на продукты питания упали почти на 10%…

Если посчитать ежемесячные расходы среднестатистического жителя региона в магазинах, торговых центрах и рынках, то в 2014 году они были равны 12 746, а в 2015 году – 13 954 рублей на душу населения. Однако, несмотря на формальное увеличение данной суммы, реальные объемы покупок – в килограммах и единицах товаров – снизились. Такова ситуация в целом по стране, здесь мы ничем не выделяемся, ибо наш уровень падение потребления еды-питья даже чуть ниже среднероссийских данных.

Куда более позитивная картина по объему услуг сферы общественного питания. За 12 месяцев закончившегося года туляки оставили в кафе и ресторанах региона 6,38 млрд рублей, что на 12,2% больше показателя 2014 года, причем – именно в сопоставимых ценах, уже с учетом инфляции. Получается парадокс: мы активно экономим на еде при покупках ее в магазинах и на рынках, но не ограничиваем себя в «перекусах» во всякого рода «Макдональсах» и пиццериях. При этом количество объектов общепита росло в 2012-1014 гг., а сейчас оно стабилизировалось.

Заметим, что в целом по России объем реальных услуг объектов общественного питания упал, но в нескольких регионах – включая Москву и Тулу – вырос. Каких-то внятных пояснений по сему поводу нет. Хотя есть соображение о том, что в торговле спиртные напитки продают с ограничениями по времени, а в ресторанах и кафе – всегда. Впрочем, сами суммы расходов – несмотря на их рост – не так и велики. Получается, что средний житель нашей области оставлял ежемесячно в 2015 году в упомянутых кафе и ресторанах по 354 рубля. Это – достаточно скромный обед (бизнес-ланч), причем – без спиртного.