Тульско-немецкое сотрудничество длиной в 35 лет: о том, как это было и почему невозможно сегодня

© Архив Фридхельма Шульца
Декабрь 1990 года. Зимние морозы окутали Тулу перед приближающимся Новым годом. В один из таких дней на площадь перед белым домом на площадь Ленина заезжает несколько фур с непонятными номерами. Из них вышли немцы. В тот день началась история дружбы двух народов длиною в 35 лет, которую сейчас трудно себе представить в силу определенных обстоятельств.
Фридхельм Шульц был одним из смельчаков, решивших поехать в неизвестность "спасать русских". О том, как зарождались и развивались взаимоотношениях двух городов - Тулы и Филлинген-Швеннингена - он рассказал "Тульским новостям". Переводчиком беседы выступал доцент кафедры романо-германской филологии, доцент института инновационных образовательных практик, друг Фридхельма - Александр Богатов.
Слева - Александр Богатов, справа - Фридхельм Шульц.
Вы помните, как вообще появилась идея приехать в Россию?
- В то время в Германии активно шла информация о том, что Россия переживает тяжелые времена из-за сложной политической обстановки. Мы знали, что люди там живут в голоде и нищете. Поэтому немецкое руководство в лице действующего на тот момент канцлера организовало сбор гуманитарной помощи, в том числе и на собственные средства. В нее входили продукты, медикаменты, одежда - вещи первой необходимости. Все это повезла инициативная группа, в которую я и входил. У нас было несколько фур, которые выехали в Тулу из Филлинген-Швеннингена, и мы даже не представляли, куда едем и что нас ждет. Несмотря на все страхи и сложности, мы очень много поняли: что из себя представляет Россия и, в частности, Тула.
Оказала ли Тула вам теплый прием?
- Мы какое-то время стояли и ждали, пока нас кто-то встретит. Ни они, ни мы не знали, как себя вести в такой ситуации и что будет дальше. Спустя какое-то время к нам все-таки вышли: это была Людмила Сотникова, заместитель председателя горисполкома. Она то и приняла нас, дала распоряжение накормить нашу инициативную группу.
Как и куда распределили гуманитарную помощь, которую вы привезли?
- Вместе с сотрудниками администрации мы составили списки, куда нужно развести те или иные вещи, которые мы привезли. Распределяли их в зависимости от нужд. В основном это были больницы и детские дома, мы посмотрели их в большом количестве. Группу сопровождал один врач с немецкой стороны, и один с тульской - Александр Николаевич Федотов.
Какое первое впечатление произвел на вас город и люди?
- Несмотря на то, что мы приехали совсем не понимая, какой помощи от нас ждут, люди были рады нам и благодарны. После этой поездки мы вернулись через месяц уже привезя то, чего действительно не хватало, и в чем местные нуждались. Но стоит сказать, что именно с декабря 1990 года началась история дружеских отношений Германии и Тулы, которые стремительно развивались и заключались в дальнейшим уже совсем в другом. В этом году нашей связи исполнилось 35 лет.
Когда сотрудничество Тулы и Филлинген-Швеннингена было официально задокументировано?
- Это произошло спустя 4 года после нашей первой поездки в Тулу. В Филлингене документ со стороны Тулы подписала Людмила Сотникова. В Туле подпись поставил действующий мэр Николай Тягливый. Это было одно из первых подобных соглашений между Россией и Германией. К концу 90-х их было уже около 100.
На чем основывалось сотрудничество?
- В первую очередь, обмен культурой. Здесь речь не только про какие-то особенности развития стран, но и взаимодействие в таких отраслях как спорт, искусство, образование, экономика, кулинария и многое другое. За это время было много разных проектов, которые нас объединяли. Мы тесно сотрудничали с кафедрой иностранного языка Тульского педагогического института им. Л.Н. Толстого, несколько групп студентов с факультета немецкого языка приезжали в Филлинген, где проходили языковую практику и вместе с тем могли подзаработать. Когда мы приезжали в Тулу, студенты выступали в роли наших переводчиков. Наши учащиеся школ тоже приезжали в Тулу, их тут всегда тепло встречали, а им всегда было интересно в Туле. Было видно, как двум, казалось бы, разным народам, было интересно общаться друг с другом, присутствовало взаимопонимание, многие стали хорошими знакомыми и даже друзьями. За эти годы, что мы тесно взаимодействовали, было сделано очень много.
Мы устраивали Дни Германии, фестиваль кино... Делегации приезжали друг к другу в гости на все эти мероприятия.
А у меня на Родине даже было общественное объединение, которое называлось «Круг друзей Тулы». Его члены встречались как между собой, так и с туляками, обсуждали наши взаимоотношения, разрабатывали проекты. Общество возглавляли я и мой товарищ Дитер Зиррингхауз, он курировал вопросы молодежной политики. [Как отметил Александр Богатов, который был одних из участников тех проектов, Фридхельм и Дитер были «локомотивами союза в Германии»].
Молодежная политика была востребована, потому что у нас происходил обмен школьниками и студентами. Ребята из двух городов ездили в гости на две недели, узнавали культуру друг друга, для русских детей это еще и была хорошая языковая практика. Такие поездки происходили раз в год – один год немцы к русским, другой - наоборот. 20 русских ребят, которые показывали лучшие результаты на олимпиадах по немецкому языку, отбирались в группу и летом отправлялись в Филлинген-Швеннинген. Там они посещали местную гимназию, их принимали немецкие семьи учащихся.
Внимание уделялось и творчеству. У нас были гала-концерты, его артистами становились самые талантливые музыканты Тулы. Они выступали сначала на Родине, а потом ездили с программой в Германию. Но с такими гастролями ездили и актёры тульского театра, с выставками приезжали экспозиции местных музеев.
Какой проект остался в вашей памяти и по сей день?
- Это был концертный проект 2004-2005 годов, который был приурочен к юбилею Победы (речь о Великой Отечественной войне, 1941-1945 г.). 50 музыкантов из Тулы и 50 из Филлингена стали одним оркестром и исполнили "Ленинградскую симфонию" Д.Д. Шостаковича. Они выступили на двух сценах: в России и Германии. В Туле все проходило в Дворце культуры железнодорожников, присутствовал посол Германии. Это было очень масштабно и символично, конечно. Было видно, что люди двух стран перестали быть врагами друг для друга.
Один из последних проектов был связан с «Ясной Поляной». Тоже очень особенный и не потому, что стал последним.
В 2016 году я был на книжной ярмарке в Москве, где нашел книгу Т.А. Архангельской «Ясная Поляна во время войны». В ней рассказывалось о том, как усадьба переживала годы во время войны 1941-1945 годов. Она меня так впечатлила, что я принес ее Александру Александровичу Богатову и предложил сделать проект. Немецкое молодое поколение не очень осведомлено о событиях тех лет, сколько беды наш народ принес России. И я хотел сделать этот проект просветительским.
Я договорился в местной гимназии, что там будет спецкурс об этом. А учебным пособием стала эта книга, которую перевели студенты тульского педуниверситета вместе с Александром Александровичем. Целый год немецкие ребята изучали этот период нашей истории в школе. После этого они приехали вместе со мной в Тулу, где провели 10 дней.
На это время мы вместе с Екатериной Александровной Толстой организовали им программу, в которую вошла большая экскурсия по «Ясной Поляне», в местной школе, музее Л.Н. Толстого. Ребятам сделали презентации про Россию и Германию, их отношения на разных этапах истории. Лекция была часа два, мы даже думали, что дети устанут, но им так понравилось. Там было и про литературу, и какие-то исторические события. Проект имел поддержку МИДа Германии, а впоследствии он стал лауреатом среди мероприятий, посвященных году Германии в России. По нашему проекту был снят фильм, который мы потом показывали в немецком МИДе.
А потом тульские ребята приехали к нам.
Еще одна идея так и не осталась реализована. В моем городе во время Второй Мировой войны был концлагерь для военнопленных, где в том числе были русские. Сейчас строения, напоминающие о тех днях и событиях, снесли, однако у меня возникла идея сохранить память о тех, кто остался в тех стенах. Поэтому было придумано сделать табличку, которая бы гласила, что на этом месте располагался такой лагерь. Идею поддержали в Туле. Тогда у власти был Юрий Иванович Цкипури. Он приехал в Филлинген, где мы договорились, что наша сторона разработает табличку или памятник, а воплотят задуманное тульские мастера. На открытии будут присутствовать обе стороны. Но началась пандемия... Планам не суждено было сбыться.
Благодаря кому или чему получилось наладить такое международное сотрудничество?
- Большую роль в этом сыграл Сергей Иванович Казаков. Он был мэром Тулы с 1997 по 2005 год. В это время у тульско-немецкого союза, можно сказать, был пик. Сергей Иванович всегда поддерживал наши проекты, помогал в реализации, видел только положительное в этом союзе и всячески ему способствовал. Все наши вопросы решались быстро. Он тепло принимал и гостей с немецкой стороны.
Поддерживал отношения и Юрий Михайлович Агафонов, действующий на тот момент президент Тульской торгово-промышленной палаты.
Кроме того, поддерживали связь и два банка: от Тулы Сбербанк, от Филлингена – Sparkasse.
Вы сказали, что сотрудничеству уже 35 лет, однако в ваших словах можно заметить много формулировок в прошедшем времени. Возможно ли продолжение сотрудничества?
- Всем очень грустно, что сейчас в наше время, к сожалению, реализация подобных проектов, которые мы делали раньше, стала невозможной.
Из-за СВО?
- Мы все знаем сегодняшнюю ситуацию очень сложную, которая, к сожалению, не столько делается людьми, сколько политиками. Желания людей и политиков здесь не совпадают. С уверенностью могу сказать, что очень многие люди в Германии и сейчас хорошо относятся к русским и России в целом. Те, кто когда-то участвовал в наших проектах, с горечью принимают сегодняшнюю ситуацию. Во многом установить тот уровень отношения немцев к русским получилось благодаря канцлеру Вилли Брандту. В рамках своей восточной политики он начал налаживать отношения с ГДР и Россией. На мой взгляд, сейчас такое же время, когда кто-то из политиков должен изменить то, что есть между нашими странами, "протянуть руки друг другу" для восстановления тех взаимоотношений.
А молодое поколение двух народов смогло бы возродить союз?
- Это во многом зависит от политических рамок и ситуации. К сожалению, сейчас ситуация в Германии такая, что все, что касается России, воспринимается обществом негативно. Потому что подается в таком ключе. Сейчас даже проблематично ездить друг к другу. Без свободы передвижения это очень сложно, практически невозможно.
Для понимания читателя расскажем, что для того, чтобы Фридхельму добраться до Тулы в наши дни, он преодолевает долгий и сложный маршрут длиной в 2 дня: от Филлингена до Берлина, затем на автобусе до Калининграда, а оттуда на самолете в Москву. Авиасообщение между Россией и Германией прекращено.
Очень хотелось бы, чтобы наше сотрудничество, которое продлилось 35 лет, не только не было забыто, но и стало базисом для нового развития наших городов. Это будет возможно, если появится на мировой арене политик, подобный Вилли Брандту, который бы смог наладить отношения между нашими странами.
Какие еще есть преграды для возобновления дружеских отношений между городами?
- Помимо сложностей с перемещениями, другая проблема — визы. Для русских сейчас это большая сложность. Мне же можно оформить ее даже онлайн, однако всего на 12 дней, долгосрочных виз нет. Россия в этом плане не такая проблематичная, как страны Европы.
В целом сейчас для немцев властью в отношение России рисуется такая же картинка, как в 90-е: голод, разруха и так далее. Это во многом мешает налаживанию связи.
Чем для вас стало сотрудничество?
- Для меня это очень важная страница жизни. Я рад, что могу приезжать сюда и видеться со своими русскими друзьями, с которыми у нас получается поддерживать связь и на расстоянии. Наша теплая связь - это еще одно доказательство того, что люди не всегда согласны с политиками, которые выше решают какие-то вопросы за всю страну.
Как изменилась Тула за эти годы для вас?
- Очень изменилась, и в лучшую сторону. Последний раз я здесь был пять лет назад, и даже за это время произошли перемены в городе. Много строят, ремонтируют то, что есть. Работа по благоустройству кипит. Первый раз побывал на улице Металлистов, посетил набережную. Очень понравилось. Видно, что город меняется, а все изменения только в позитивную сторону. На мой взгляд, Россия за эти годы развивалась, а в Германии, как будто, все идет в противоположную сторону, деградирует.