Первый раз Воскресенской и уход Рыбкиной. Политические итоги недели от Софьи Поповой

© Источник фото: Пресс-служба форума "Таврида"
В Крыму завершился первый Всероссийский молодёжный образовательный форум для творческой молодежи «Таврида». Форум продлился два летних месяца и в рамках 8 профильных смен объединил на своей площадке более 4000 участников в возрасте от 18 до 30 лет.
Мне, как журналисту, повезло попасть на «Тавриду» в 8 смену «Журналисты региональных и местных СМИ», которая проходила при поддержке Общероссийского народного фронта России, а также таких движений как: Росмолодежь, «Патриоты России» и «Трезвая Россия».
Наша смена началась со вступительного слова депутата Госдумы и сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой:
«Казалось бы, сейчас много проблем, но для нас сегодня намного важнее быть здесь. Мы хотим, чтобы домой вы вернулись заряженными. Мы хотим, чтобы вы стали друзьями ОНФ. Ведь мы же за Президента?».
На поставленный вопрос каждый из 400 журналистов отреагировал неоднозначно, так как никто из нас ни на минуту не забывал о том, что журналист всегда должен быть максимально беспристрастным.
Уже на следующее утро один из «злых» журналистов припомнил Ольге Тимофеевой этот вопрос, сразу после того как она наставляла нас на истинный путь: «будьте беспристратсными», наглыми и не разменивайтесь на симпатии мэров и губернаторов. Вопрос из зала был следующий, его задал забайкальский журналист Степан Тихомиров:
«А Путина критиковать можно? Разве журналист не должен быть максимально беспристрастным?»
По словам Ольги Тимофеевой, Владимир Путин – это не мэр и губернатор, а что-то большее. Также депутат напомнила собравшимся, что «Таврида» - проект, организованный, в частности, Общероссийским народным фронтом, который поддерживает Путина.
Итак, сначала позволю поделиться с вами своими впечатлениями, а потом перейду к практической части.
Последняя смена собрала на одной площадке порядка 400 журналистов из разных уголков нашей большой страны. В таких местах, где атмосфера накрывает тебя с головой понимаешь, насколько Россия велика и могуча. Все журналисты собрались в Крыму, чтобы научиться чему-то новому. Но прежде чем понять все это, мы пережили историю детского лагеря, нас разделили по «пятнашкам», и все, что происходило на форуме, мы переживали абсолютно с незнакомыми людьми, которые под конец смены стали родными.
Так как я сентиментальный человек, перед отъездом я плакала, не хотелось уезжать от всех тех, кого удалось найти на «Тавриде», не хотелось расставаться с детством. А мы действительно оказались в детстве, со своими распорядками, утренней зарядкой, командными играми, посиделками после вечернего построения (у нас они называли «свечки»), и даже дискотеками. Но надо помнить, что ценно только то, у чего есть начало и конец, остается лишь добавить, что «Таврида» навсегда в наших сердцах.
И это если не говорить о нереальном количестве уникальных семинаров, которые нам подарил ОНФ. Там, на Бакальской косе, мы смогли не только послушать лекторов, но и реализовать себя в ходе «Деловой игры», поймать спикеров, чтобы задать «свой» вопрос.
Спасибо за то, что ни один вопрос не остался без ответа!
Пожалуй, главное, что удалось уяснить – мы, как журналисты должны работать над новыми форматами, такими, которые бы были понятны и интересны широкой аудитории.
Надо становиться современнее, быть «в теме», реакция на повестку дня должна быть молниеносной.
Журналистика «крика», «фрика» и «чего изволите»
В первый день нас посетил председатель комитета Государственной Думы по информационной политике Леонид Левин, компанию ему составил заместитель главного редактора информационного агентства ТАСС Георгий Каптелин.
Эксперты затронули тему отраслевых проблем и перспектив развития российской медиасферы. Леонид Левин обратил внимание слушателей на то, что в настоящее время всё больше журналистов перестают вникать в суть того, о чём они пишут, забывая о самом главном – аудитории.
«Люди хотят понимать и разбираться в том, что происходит в мире, и тут роль журналиста является ключевой. Журналистика — это то, что должно помогать людям определяться в происходящих процессах. Сейчас подход к новостям делится на журналистику «крика», «фрика» и «чего изволите», - отмечает Леонид Левин.
Журналистика «крика» - безапелляционная, даёт лишь установки, но не даёт анализа ситуации. По сути, это не журналистика, а пропаганда.
Журналистика «фрика» подразумевает процесс, когда человек или какое-либо СМИ пытаются привлечь к себе внимание с помощью громких заголовков, эпатажа.
Журналистика «чего изволите» — сонная журналистика, когда корреспонденты не пытаются формировать своё мнение, а просто переписывают пресс-релизы и публикуют в своих изданиях.
По мнению Леонида Левина, это одни из основных проблем современных масс-медиа.
В свою очередь Георгий Каптелин считает, что самая большая проблема журналистики — время. И тут полностью соглашусь, на нас, как корреспондентов оно влияет беспрерывно, подгоняя вперед и заставляя идти в ногу с инновациями.
«Меняются технологии подачи новостей. Это, в первую очередь, вызов нам, потому что под жестким прессингом времени нам нужно как можно скорее донести обдуманную информацию до зрителей. Стоит подтянуть читателей и зрителей, давать больше точек зрения», - поделился Георгий Каптелин.
«Время - главный враг качества», - Максим Филимонов.
Такими словами главный редактор ТАСС начал свою лекцию, сразу вспоминается цитата: «главный враг свободы слова в России - это ипотека».
По словам Филимонова, у журналиста часто есть искушение сделать что-то по быстрому, забыв о качестве, но этому нельзя поддаваться.
«С переходом в другие сутки журналист обнуляется и с одной стороны, это хорошая черта, но с другой, не очень. По нашим статьям люди будут писать историю - поэтому всегда надо делать все очень хорошо», - заключил наш спикер.
Поговорили и о современных тенденциях, о том, как мы к этому пришли, и как быть дальше. Прежде всего, по словам Филимонова, у каждого уважающего себя СМИ должен быть свод правил - устав, догма - каждый придумывает что-то своё.
Чтобы делать что-то качественно, необходимо делать все в соответствии с редакционным уставом - это не только облегчает работу новичкам, но и позволяет контролировать самого себя. Для своих журналистов в ТАСС он сделал чек-лист: 16 правил, которым должен соответствовать текст, и перед каждой публикацией журналист имеет возможность проверить себя и остаться независимым по отношению к написанному материалу!
Несмотря на все разнообразие СМИ в современном мире, именно в информагентстве журналист может развиваться всесторонне - быть многостаночником, и быть готовым ко всему.
«В агентской журналистике есть то, что помогает работать где угодно и при этом очень качественно обрабатывать информацию», - утверждает Филимонов.
Сейчас разнообразные директы лишают СМИ возможности конкурировать на основе определенного авторитета, аудитория уже не видит название издания, и чтобы «привязать» читателя к себе теперь нельзя просто отвечать на три главных вопроса, необходимо что-то еще.
«Мы как журналисты помогаем людям провести свободное время. По сути, мы конкурируем за время. Сейчас читатель хочет получить не только «Что? Где? Когда?», он хочет услышать хорошо это или плохо, просто потому что у него не будет времени искать несколько источников и формулировать свое собственное мнение. Падение лояльности читателя к бренду – это вызов современности. Скорость – за что мы всегда боролись, сейчас мало влияет на глубину просмотров», - рассказывает Максим Филимонов.
«Журналистика – это профессия рук», - Олег Щедров
Ну а Олег Щедров – руководитель учебных программ МИА «Россия сегодня» поделился с участниками о том, как написать лучшую статью для Интернета.
«Наша задача - не рассказывать читателю про события, а рассказать историю», - считает Олег Щедров.
По его мнению, главный вопрос, который задается читатель сейчас «Ну и что?», и в своей истории журналист должен ответить на этот вопрос.
«Скучный журналист должен заниматься чем-то другим», - добавил Щедров в заключение своей лекции.
Как дигитализация и Интернет влияют на современные масс-медиа?
Основатель Liveinternet, председатель совета Института развития интернета Герман Клименко ответил на данный вопрос.
По мнению эксперта, сейчас время новостных порталов в Интернете, так как бумажная пресса постепенно отмирает, люди перестают читать газеты – знакомиться с новостями им удобнее через свой смартфон. 800 СМИ ежедневно создают 40 000 новостных блоков. Весь этот контент вбрасывается в Интернет пространство, где ежесекундно идет борьба за читателя. И тут, чтобы привлечь внимание читателя к тексту журналист должен выступить в качестве «универсального молотка» - быть на все руки мастером.
И такой совет как никогда актуален, ведь с приходом инноваций у нас изменилась культура потребления информации. Если раньше один раз в день человек садился с газетой и читал, то сейчас быстрый доступ в сеть позволяет знакомиться с новостями гораздо быстрее. Но при этом верх берёт заголовочное чтение - заголовки превращаются в СМИ как таковое.
«Люди не идут читать полные статьи, они быстро выбирают из множества новостных заголовков самое главное и, когда открывают новость, им уже известны многие детали. Искусство написания заголовка сейчас можно приравнять к самому СМИ».
Говоря о современной журналистике, эксперт провел аналогию со своей собакой:
«Мы по-своему кормим людей информацией, либо мы даём им «чашу овсянки с суповыми приправами», либо «200 грамм сухого корма». Сейчас я за сухой корм. Объём уменьшается, а «собака» всё равно здорова. В наше время нужно писать коротко, но часто», - заключил Герман Клименко.
А еще создатель Liveinternet пожелал журналистам идти в ногу со временем:
«Соцсети должны стать для вас работой, будьте автономны».
Говорить о том, чему нас научили на форуме можно бесконечно долго, потому что тот объем знаний, который мы получили буквально за неделю, некоторые люди получают годами. Итог такой - создавайте качественный продукт, каждая статья должна быть историей, причем такой, которая бы касалась каждого вашего читателя. Стремитесь уходить от «говорящих голов» в кадре, делайте живой и интересный контент. Любая передача, пускай даже с хорошим ведущим, обречена, если вы ежедневно не делаете что-то новое и уникальное. Удивляйте свою аудиторию, и тогда она останется с вами навсегда. Необходимо покорять и жить в интернете.
И помните, все будет «Таврида»