История тульского оружейника Александра Виноградова, покоряющего киберспорт
Тульский оружейник рассказал о киберспорте
© ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»
Александр Виноградов, 24 года, работает на Императорском Тульском оружейном заводе. Участвует в киберспортивном турнире по игре Counter Strike 2 в составе команды ИТОЗ.
Привет, Саша. Как ты в начал этим заниматься? Откуда пошла любовь к CS?
[CS – Counter Strike 2, компьютерная видеоигра, представляющая с собой сражение 5 на 5 игроков – террористов и контртеррористов, где цель одни поставить бомбу и вызвать взрыв, а другой – предотвратить действия первой. Прим.автора]
- Я бы не назвал это любовью, конечно, скорее ненависть. В детстве с братьями начинал играть, а потом ты меняешь людей, понимаешь, что кто-то не тянет твой уровень, а ты хочешь развиваться и подбираешь себе сильных ребят, играешь так же против сильных. Со временем находишь людей, с которыми тебе приятно и которые мыслят так же, как ты.
На кого ты опирался, чтобы стать сильнее противника?
- В начале, думаю, не было такого. Просто нравилось играть. И оно само пошло. Но сейчас появился. Профессиональный киберспортсмен – JKS из команды Liquid. Зовут его Justin Savage.
Насчет игры. Состав команды в этом сезоне поменялся. Почему?
- Команда – это один большой единый организм. Но многим людям свойственно не сходиться. Потом, люди могут быть безответственными, их что-то не устраивает, делают всё, скажем так, просто чтобы было или заработать деньги, если повезет. Ключевое слово «повезет». И такой подход конкретно мне не нравится. Из-за этого было пересмотрено два товарища и в процессе их заменили на тех, кто хотел развиваться и двигаться вместе с нами.
На сколько я знаю, команда с прошлого сезона состоит из сотрудников завода.
[Саша работает на Императорском Тульском оружейном заводе. Прим автора]
- Да. Стоит отметить, что на заводе мало людей, которые играют на хорошем уровне в CS. И из-за этого подбор кадров я нормально не могу устроить. Вот есть условный ТБанк, в котором огромное количество сотрудников с разных регионов. Насколько я знаю, там есть конкретно один человек, который ответственен за подбор игроков. Он смотрит каждого человека, его рейтинг, позиции, на которых он играет, если мы берем CS. В Доте примерно такая же ситуация. И он курирует эти составы. У нас этого нет. В нашей команде за подбор кадров отвечаю я – собрал ребят с завода, попробовали, получилось, заняли второе место в первом сезоне. И сейчас я хочу это развивать из-за желания быть лучшими и играть в высших дивизионах. Если раньше мы играли в серебряном дивизионе, то сейчас мы играем в золотом (высшем). Хочу конкурировать с игроками сильнее. И поэтому подбираем людей, которые готовы к трудностям, работе. И это же не делается за один день: собрались и пошло-поехало. Нет. Это долгая работа над собой.
Ты сказал о серебряном и золотом дивизионе. В чем разница?
- Ну, средний дивизион в первом сезоне по факту не имел призового фонда. Если ты выходишь на лан-финалы, ты, грубо говоря, получаешь бесплатную путевку в следующий сезон. Мы заняли второе место, следовательно, нам 50% скидка. Но там суть в подборе соперников. Если я смотрю сейчас на нынешний серебряный дивизион (средний), то я понимаю, что всех соперников, которые там есть – мы обыграем. Но мне было бы не интересно в это играть. Там команды менее подготовлены. Многие скорее всего даже не тренируются. Я знаю, что тренируются, наверное, 2-3 команды. А всего их там то ли 16, то ли 18 в этом дивизионе. У нас 12. Поэтому те люди не потянут уровень, который показываем, условно, мы.
[LAN-финал (лан-финал, лан) – это финал киберспортивного турнира, который проводится в офлайн-режиме. Прим. автора]
Для золотого, получается, будет денежное вознаграждение?
- Да. Первое место 210, дальше 150 и третье 110 тысяч рублей на команду. Но, учитывая, что мы идем от организации, получим за это ещё и премию.
Мне помнится история об игроке, которого нужно было привезти издалека.
- Да, ситуация существует до сих пор. За нас играет парнишка, который жил в Геленджике, сейчас в Краснодаре. Мы договорились с ним на таких условиях: если выходим на лан-финал, то я оплачиваю перелет: в Москву и обратно. Но это моя личная инициатива – я сам предложил, он согласился и всё. Мне срочно нужен был хороший человек, который может играть на достойном уровне. Я выбрал его. В этом плане мне не жалко было терять деньги. Плюс, я в любом случае половину отобью, если мы выйдем на лан-финал. Поэтому ничего страшного не будет.
Организаторы и ваша организация не помогают?
- Наша организация всегда помогает нам с поездками, только когда задействованы тульские ребята.
[Организатор турнира «Кибер лига. Трудовые резервы». Прим.автора]
У вас есть партнерские программы?
- Не-не-не, нам не платят. Хотелось бы, конечно, развить это во что-то большее, чтобы не только организация была, партнёры также, но пока так.
С какими трудностями вы столкнулись на пути к тому уровню, где находитесь?
- Основная проблема – это организация процесса. Люди работают два через два, кто-то может быть занят, у кого-то семья и три ребенка. Тяжело с этим работать. Тренировки становятся проблематичными, игровые дни тоже. Кто-то приоритеты выставлял другие. Условно: либо подзаработать, либо сыграть. Из-за этого получали технические поражения. Но под конец как-то люди решили все же вовлечься. И в дальнейшем дошли вот до финала. Но, честно говоря, соперники, которые у нас были на пути, на голову слабее нас.
Почему вы тогда проиграли?
- Лан-финалы отличаются сильно от онлайна. И когда ты туда приходишь – остается один шаг до победы. Просто победи, сделай все то же самое. И начинаешь ошибаться. Я считаю, что мы проиграли уже на том моменте, когда выбирали карты. Я пошел на поводу у ребят. Они думали, что мы легко выиграем. Но выбрали не наши сильные карты. Вот и проиграли... Кто-то начал нервничать, у кого-то не получалось, кто-то отнесся не правильно к выходному дню. Вместо того, чтобы отдыхать в выходной день – не спал и приехал не выспавшись.
А у вас тренер есть? Как организуете подготовку?
- Во втором сезоне тренера нет. Если изначально, когда команда была только заводская, под конец первого сезона нашли тренера. Но из-за того, что все начало разваливаться потихоньку, люди начинали спорить. Тренер перестал проявлять инициативу из-за того, что его не слушали. Поэтому решили расстаться на этом моменте. Работу тренера, если говорить о сборе состава и организации тренировок, выполняю я. За стратегию игры отвечает другой человек. И работая вместе пытаемся без тренера взаимодействовать с ребятами.
То есть, работу менеджера и тренера распределили между участниками команды?
- Да, можно и так сказать. Но есть три инициативных человека, которые что-то пытаются предлагать и делать. Менеджер – это я. Иногда ребятам за хорошие матчи делаю поощрения из личных денежных средств. Но это, опять таки, моя инициатива.
Какое у вас расписание тренировок?
- С расписанием постоянно неоднозначно. В начале недели я выставляю опрос, в котором указаны все дни недели, кроме того дня, в который играем уже официальный матч. Я даю ребятам голосовать за несколько дней и в зависимости от этого пытаюсь составлять тренировочные дни. В какой-то день может быть три человека, в другой – пять. Где пять – это идеальный вариант, понятное дело. В других же вариациях наступают трудности, потому что один человек работает два через два, другой работает до десяти вечера пять дней в неделю. Из-за этого тяжело выстраивать процесс. Но кому-то приходится уступать, скажем так. Либо мы можем тренироваться в меньшинстве и брать запасных ребят.
Как вы анализируете свои игры?
- Часто после того, как проиграем, рассматриваем эту игру, отмечаем ошибки. Огромное количество ошибок (нервно смеется). Пытаемся объяснить игрокам, в чем они неправы. Иногда это вытекает в долгие споры и конфликты. Но это нормально, потому что когда такой процесс есть, это значит, что люди вовлечены. Со временем пытаемся что-то еще добавить и развиваемся.
Ваша команда участвовала в лане. Какие были ожидания и чувства?
- Наверное, самая лучшая эмоция – это когда ты понимаешь, что попал туда. Это прям ярко, особенно из-за того, что у меня не было опыта с лан-финалами, для меня это в новинку. Я был счастлив, потому что это детский гештальт, который я закрыл таким образом. Я сильно хотел сыграть лан, попал туда, ещё в Москве, а не условно там в области где-то, на «колхозных» компах. Это прикольно. Я играл среди организаций – это тоже задает свой шарм.
А как команда себя чувствовала во время игры?
- Кому-то было напряженно. Для некоторых это также было, как и для меня, первый раз, а кто-то уже был подготовлен. Но всем мешали внешние факторы. Не успели размяться перед игрой. Поэтому люди были напряжены. Кого-то сбивали мои эмоции, потому что я эмоциональный человек. И когда вижу, что ребята проседают в ментальном плане, стараюсь приподнять настроение, задать темп. Поэтому мог сбить этим ребят.
Что было после того, как вы проиграли?
- Я помню, когда мы проиграли первую карту, я резко снял наушники, вышел из комнаты, ушёл на улицу подышать. Но никому ничего не говорил. Я сильно был зол на ребят, потому что они как будто были не со мной. Не знаю, что произошло и хотелось сбежать, наверное. Тупые эмоции.
Представим ситуацию: ты дошел до лана в этом сезоне. Собираешься продолжать играть или попробовал и хватит?
- Мы будем заходить в третий сезон. Но опять же, поменяется состав. Один человек изменится. Потому что он уже устал от игры, неоднократно об этом заявлял. И... Когда человек пять тысяч раз меняет мнение: то хочу, то не хочу – мне тяжело так работать. Плюс, он не выполняет нормы, которые требуются. Устаю слышать одно и тоже в разные периоды времени. Я понимаю, что команда должна развиваться и двигаться дальше, поэтому мне предстоит в будущем принять решение расстаться с ним. Независимо от того, выиграем мы или нет. Так можно будет снять груз с других игроков, взяв парнишку, который примет на себя ответственность и поможет этим разгрузить остальных.
Как ты оценишь уровень своей команды?
- На данный момент, скажу честно... Ужасный уровень. Мне все не нравятся. Да и ребятам тоже. Мы поставили цель – победа на турнире. А для того, чтобы выигрывать – надо прикладывать усилия. И меня сильно раздражает, когда один человек старается, что-то придумывает, записывает видео, пытается объяснить, а другие делают вид, что они его слышат. Но они даже не пытаются его слушать. Я не люблю безответственных людей и когда я такое вижу мне становится обидно от этого. Если вы хотите получить положительные результаты – вы должны работать. Если этого не будет – не будет и результатов. Когда у нас что-то получается, это не значит, что мы хорошо играем. Это означает, что соперники могли быть слабее нас по стрельбе механической или им не повезло. Когда люди начинают зазнаваться и думать, что у них все круто – это фатальная ошибка, как по мне. Всегда надо работать над собой. Тогда ты будешь достигать результатов. Поэтому я многое хочу поменять. Для меня это проект, который хотелось бы развить. Создать приятные условия для участников команды. У меня есть возможность этим заняться, потому что мне это интересно. Как только меня это перестанет привлекать, скорее всего, это закроется.
Как ты оценишь уровень игры соперников? Есть кто-то сильный или все такие себе?
- Конечно есть. В первом сезоне еще заметил в высшем дивизионе три команды. Это два состава Т-банка и состав Технодинамики. Для меня ребята, которые там играют – играют на достаточно в хорошем уровне. Поэтому, наверное, это единственные три состава, которые я всегда хочу побеждать и на которые я стараюсь настраивать ребят в два раза сильнее. У нас в этом сезоне не получилось два раза обыграть один из составов ТБанка. И получилось обыграть победителей прошлого сезона высшего дивизиона – это Технодинамика. Вот те эмоции – это лучшее, что я испытывал наверное, за последний год.
Какое влияние на вас оказала игра? Допустим, не решил ли кто-то связать свою жизнь со стрельбой в реальной жизни?
- Со стрельбой в реальности? Не-не-не. В какой-то степени можно сказать, что эта игра нам дарит негативные эмоции. Прошлая версия этой игры лучше, в неё было приятно играть. Потом привычную для тебя игру меняют на что-то «лучшее», но ты получаешь худшую версию того, что имел и приходится с этим мириться и терпеть, потому что хочется связывать жизнь с этой игрой, но иногда желание пропадает из-за того, что она недоделанная.
А эта игра в команде для тебя – желание закрыть детский гештальт, как ты сказал, или есть что-то ещё?
- Изначально было так. То есть, когда я попал в финал первого сезона, я тем самым закрыл свой детский гештальт. Но дальше это другое желание. Я так был расстроен, что занял второе место, и не получил положительных эмоций, когда это произошло. Обычно, когда ты проигрываешь, ты всё равно можешь насладиться процессом, хотя поражение – это всегда обидно. Если мы как пример берём первую игру против Тбанка Хомяков, то да, мы проиграли "на тоненьком", но эмоции которые я конкретно получил в этот момент, они были безупречны.
Ну вот окончание турнира уже близко. Что ожидаешь от предстоящего лана?
- Ожидаю, что мы на него поедем. Это главное, чего я жду (смеется). Потому что, если не попадем, будет обидно. Быть в шаге от него и не поехать по итогу – грустно.
Я смотрела трансляцию вашей игры и видела, что техника подводила. Со стороны игроков были проблемы?
- Чуть-чуть было. Первые десять минут, когда сел я спрашиваю: «Что с компьютером? Почему он хуже, чем у меня. Мне говорят, «Всё нормально». Я такой: «Ну ладно». Потом посидел, привык уже и нормально было действительно. Но первые десять минут я расстроился, конечно.
Ещё я слышала, как ты сильно время от времени кричал. Это и был твой способ поддержать моральный дух команды, правильно?
- Там это определяется так: если я кричу значит, всё хорошо. Если бью по столу, значит всё плохо.
Трансляция на том моменте прекратилась, но вы, как профессиональные киберспортсмены пожимали руки своим соперникам?
- Да-да. Я считаю к соперникам всегда надо относиться с уважением, даже если, условно, там дурачки какие-то сидят. Это, спорт, а в спорте надо уважать друг друга. Поэтому да. Потом, правда, они гадости говорили про нас в следующем сезоне, но ничего, мы им отомстили – выбили их из турнира, поэтому всё нормально.
Что посоветуешь, чтобы выиграть оставшиеся соревнования?
- Обязательно слушать друг друга, это крайне важно.
Автор: Екатерина Орлова