Дивные дела происходят сегодня на тульском рынке ЖКХ! Для тех, кто хочет добавить в кровь адреналина, уже не надо ни сериалов с погонями и перестрелками, ни «ужастиков». Проанализируешь происходящее в ЖКХ родной Тулы, и по всему организму маршируют мурашки размером с яблоко.

 

Так хорошо начиналось…

Действительно, вначале в родном жилищно-коммунальном комплексе наблюдалась почти тишь да благодать. Почти – потому что совсем хорошо здесь как-то не бывает. Лицензирование управляющих компаний, хоть и через пень-колоду, но прошло. С существенной задержкой, правда. Почему-то тульская региональная власть к этому процессу вначале оказалась не готова, хотя о необходимости его проведения извещали еще год назад.

Но сами жители областного центра повели себя молодцами. Наконец-то поняли, что порядок в сфере ЖКХ во многом зависит от них самих, и проявили предписанную Жилищным кодексом активность. В апреле – мае многие из собственников квартир в «многоэтажках» областного центра реализовали свое право на выбор способа управления жильем. То есть, в установленном Жилищным кодексом порядке проголосовали за ту или иную, уже лицензированную, управляющую организацию. Процедуры были самыми что ни на есть легитимными. Между управляющими компаниями (УК) и жителями были, честь по чести, заключены договоры управления. Об этом надлежащим образом уведомили все положенные инстанции. Управляющие компании, реализуя условия договора, начали работать на домах.

Как вдруг ни с того, ни с сего подавляющее большинство туляков вне зависимости от того, реализовали они свое право на выбор УК или нет, получили квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от МУП МО «Ремжилхоз».

 

Преференция и с чем ее едят

И вот здесь уже начинается форменный детектив. Ведь МУП послал жителям квитанции, поскольку постановлением администрации г. Тулы № 2331 от 30.04.2015 ему была предоставлена муниципальная преференция на временное управление рядом многоквартирных домов Тулы. А именно, теми домами, собственники которых не выбрали управляющую организацию. И таких домов управление жизнеобеспечения и благоустройства гор. Тулы насчитало на тот момент 2127.

Управлять ими МУП должен был до выбора собственниками новой управляющей организации или проведения органом местного самоуправления конкурса по выбору управляющей организации.

Понятно, что законно избранные и уже на тот момент начавшие работать управляющие организации возмутились. Некоторые из них обратились в Арбитражный суд с заявлением о признании постановления администрации г. Тулы № 2331 от 30.04.2015 недействительным.

Ряд экспертов в сфере ЖКХ до сих пор пожимают плечами, недоумевая по поводу самого понятия «преференция» и того, как оно соотносится с федеральным законом «О защите конкуренции». Потому что уж или одно, или другое. А вместе – как раки с медом…

 

А была ли конкуренция?

Характерно, что помимо УК таким положением дел возмутились и активные собственники из числа жителей тех домов, которые уже выбрали себе управляющую организацию. Квитанции от МУП МО «Ремжилхоз» стали для них громом с ясного неба. Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (УФАС) оказалось буквально завалено заявлениями туляков, возмутившихся нарушением их оговоренных Жилищным кодексом права на выбор УК. Ведь раз их дома управление жизнеобеспечения и благоустройства гор. Тулы раз не сняло с лотов и оставило в управлении «Ремжилхоза» до проведения конкурса, значит, выставило на конкурс повторно...  

Рассмотрев жалобы собственников ряда таких домов, комиссия УФАС решила признать Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135–ФЗ «О защите конкуренции».

Правда, рассмотрение дела было прекращено, поскольку Управление добровольно устранило отмеченные нарушения. Но только по нескольким домам – тем, жалобы жителей которых УФАС успело рассмотреть…   

 

Интересное положение

А теперь вторая часть «Марлезонского балета».

Из-за разосланных МУП МО «Ремжилхоз» квитанций законно избранные управляющие организации оказались в крайне интересном положении. В частности, в число пострадавших попала фирма «РЭМС». Ее генеральный директор, руководитель общественной организации «Деловая Россия» Алиса Толкачева ярко и исчерпывающе обрисовала нам ситуацию.

- Все управляющие компании, которые работают с ОАО «Областной единый информационно-расчетный центр» (ОЕИРЦ), в том числе, и мы, надлежащим образом уведомляли его о том, что жители таких-то домов выбрали нас своей управляющей компанией. Просим его распечатать квитанции. От него получаем ответ, что пока ваши протоколы проверяются ГЖИ Тульской области, мы их печатать не будем. Ну и что нам оставалось делать? Мы работаем. Мы заключили договора на вывоз мусора, на тепло, на воду. Мы должны за это получить деньги, чтобы заплатить по договорам и работать дальше. Иного способа их получения, кроме как путем выставления в квитанции, у нас нет. И мы напечатали и разослали жителям свои квитанции, - рассказала Алиса Толкачева.

 

Кто виноват в двойных квитанциях?

Двойные платежные документы жители областного центра не получали уже года два. В прошлый раз таким способом муниципальные власти и компании УК-групп пытались переделать тульский рынок ЖКХ. Правда, это не получилось… Но от самого процесса жителей так лихорадило, что чиновники клятвенно пообещали: больше никаких двойных квитанций!

Как видим, обещаний хватило ненадолго. Правда, виноватыми в скандале с двойными квитанциями на этот раз сделали «непокорные» управляющие компании.

На брифинге по данному вопросу руководитель региональной Государственной жилищной инспекции Алексей Бирюлин подробно рассказал о причинах сложившейся ситуации. Он сообщил, что все управляющие компании Тулы заключили договор с ОЕИРЦ и не должны  изготавливать свои платежные документы. Однако по 70 адресам пришли двойные квитанции. На территории Тулы активно работают 25 управляющих компаний, но двойные квитанции пришли только от некоторых из них. Причем, по словам Алексея Биюлина, двойные квитанции получили жители тех домов, которые не уведомили надлежащим образом ОЕИРЦ, ГЖИ и другие инстанции о выборе способа управления.

Вот такой интересный расклад. Разберем его по пунктам.

 

«Это право у нас никто не отнимал»

Первое – замечание Алексея Бирюлина о том, что все управляющие компании Тулы заключили договор с ОЕИРЦ и не должны  изготавливать свои платежные документы.

– В наш адрес приходило письмо от заместителя руководителя государственной Жилищной инспекции по Тульской области, в котором они просили меня объяснить, почему я печатала квитанции, - рассказала Алиса Толкачева. – Но существует Жилищный кодекс и постановление правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», которые говорят, что управляющая организация является лицом, надлежащим к рассылке, изготовлению и разносу печатных документов. И это право у нас никто не отнимал. Косвенно само заключение договора с ОЕИРЦ является подтверждением легитимности действия управляющих компаний по напечатанию квитанций. Потому что расчетный центр в данном случае выступает просто как подрядчик управляющей компании. А мы являемся заказчиками. И наличие у заказчика прав на осуществление каких-либо действий не оспаривается ни одной страной. И нельзя говорить, что что-то сделано незаконно, потому как никто не может быть признан виновным иначе как по решению суда…

 

Кстати, «в скобках» заметила руководитель «Деловой России», областной расчетный центр не является ни государственным унитарным предприятием, ни государственным бюджетным унитарным предприятием. Он – открытое акционерное общество, один из акционеров которого – ОАО «Корпорация развития Тульской области». А у нее тоже есть свои акционеры. Соответственно, ОЕИРЦ можно расценивать как абсолютно коммерческую организацию. И если должностное лицо осуществляет какие-либо действия в пользу этой организации, это является нарушением федерального закона о противодействии коррупции. За соблюдением которого наблюдает прокуратура…

И второй момент. ОЕИРЦ отказался печатать квитанции управляющих компаний под тем предлогом, что протоколы общих собраний выбравших их домов проверяются ГЖИ Тульской области.

Но имеет ли ОЕИРЦ право нарушать договора с УК и приостанавливать оказание услуг по печатанию квитанций? Или это превышение данной организацией своих полномочий? Вопрос интересный.

 

«Тварь я дрожащая или право имею?»

(Ф.Достоевский, «Преступление и наказание»)

И потом – что это значит: ГЖИ проверяет протоколы общих собраний?

24.06.2015г. в Тульское УФАС России поступила жалоба ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДОМОУПРАВСЕРВИС» на действия управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации г.Тулы. В документе заявитель указал, что администрация областного центра отказала в исключении многоквартирных домов, перечисленных в жалобе, из приложения к постановлению администрации города Тулы от 30.04.2015 № 2331 «О предоставлении муниципальной преференции МУП «РЕМЖИЛХОЗ», в связи с тем, что протоколы общих собраний в обязательном порядке должны проверяться ГЖИ Тульской области.

Вопрос: по какому вообще праву ГЖИ должна проверять протоколы?

Смотрим Жилищный кодекс. Там прописано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль».

Что Жилищный кодекс говорит о протоколах общего собрания собственников?

«Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме… 

Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания».

Все. Где тут сказано о полномочиях ГЖИ по проверке этих протоколов??? 

- Жилинспекция правомочна проверять соблюдение требований Жилищного кодекса и исполнение управляющими организациями этих требований, - прокомментировала данный вопрос Алиса Толкачева. -  Жилищный Кодекс говорит, что жители, проведя общее собрание и выбрав способ управления или управляющую компанию,  государственные органы жилищного надзора просто уведомляют. Нигде в Жилищном кодексе, в федеральном положении о государственной Жилищной инспекции и постановлении правительства региона о Жилищной инспекции ее полномочия по проверке протокола не прописаны. Жилищный кодекс дает полномочия по оспариванию протокола в течение полугода с даты проведения общего собрания по выбору УК только собственнику жилого помещения и более никому…

 

Платежи упали до 43%

И последнее.

На брифинге со СМИ Алексей Бирюлин заверил, что по какой бы из квитанций жители не заплатили, платежи будут расщеплены и дойдут до ресурсоснабжающих организаций (РСО) и вообще до нужного адресата.  

Но! Получат ли законно выбранные УК свои деньги за уже оказанные услуги по обслуживанию домов?

– Мы получили деньги за свои услуги только по тем квитанциям, которые печатали сами. А по тем квитанциям, что рассылал «Ремжилхоз» – нет, – сообщила гендиректор «РЭМСа». – И у меня такой вопрос: я печатала квитанции своими силами, понесла определенные затраты. И ОЕИРЦ тоже не работает бесплатно – кто будет ему платить за квитанции? И какие могут быть взаиморасчеты, если ОЕИРЦ отказало нам в услуге?

 

Выходит, что законно избранные управляющие компании уже понесли убытки.

Кроме того, рассказала Алиса Толкачева, платежи жителей по тем адресам, где получили двойные квитанции, реально упали до 43%. Люди просто не знают, кому платить, и куда эти деньги пойдут. И такая ситуация по всему городу.

А ее ближайшим результатом будут не только убытки для УК, но и нарастающие долги перед «ресурсниками». И это в период активной подготовки к зимнему отопительному сезону.

- Остается поклониться в ноги тем людям, которые все это придумали, - прокомментировала Алиса Толкачева.

 

Интересно, что подобные «страсти по ЖКХ» сотрясают только областной центр. В районах до подобного, слава Богу, не додумались, и там дела идут своим чередом.

Была проблема с прекращением подачи горячей воды жителям города Донской, Богородицкого, Кимовского и Узловского районов. Хозяин котельных, ОАО «ЭнергоГазИнвест-Тула», задолжало за газ аж 450 миллионов рублей со сроком образования долга с декабря 2014 года. Но вопрос утрясли, и жители горячую воду снова получают. Хотя это тема для отдельного «разбора полетов»: откуда внезапно вырос такой долг, если, по статистике, за ЖКУ аккуратно платят 94% жителей области?

А в Веневе, например, передел рынка ЖКХ, похоже, закончился миром. Сейчас обе прошедшие лицензирование управляющие компании работают бок-о-бок.

Ну что бы Туле не брать пример с успешно действующих на рынке ЖКХ райцентров???

 

Автор Елена Хворостенко