На 9 июля назначен снос торговых рядов по улице Фрунзе в Туле. Дата этого события уже неоднократно передвигалась по мере разгоравшегося вокруг него скандала. Попробуем спокойно «разложить по полочкам» все аргументы «за» и «против» сноса рядов.

 

Третий год по замкнутому кругу

 

Напомним предысторию вопроса.

Для временного размещения некапитальных торговых объектов (комплекса торговых павильонов) в 2008 году между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и ООО «Регионавто» были заключены договоры аренды земельных участков. Решение о предоставлении компании этих участков было закреплено постановлением главы администрации г. Тулы от 30.05.2008 г. 1938. 21.04.

На данных земельных участках начали работать предприниматели. И когда муниципальные власти потребовали от них облагородить свои торговые места, на улице Фрунзе были построены нестационарные торговые объекты – павильоны.

Разрешение на ввод в эксплуатацию временного некапитального объекта – 122 торговых павильонов – было выдано 21.04.2009 г.

А в 2012 году постановлением администрации г. Тулы была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Тула. Торговые ряды на Фрунзе в эту схему не вошли. После чего арендатор был уведомлен об отказе от заключенных договоров аренды. 

Тогда руководство ООО «Регионавто» и предприниматели – поодиночке и коллективно – начали писать обращения в администрацию г. Тулы, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, а также комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку. Были исписаны пачки бумаг. Но все усилия прошли впустую.

В результате компания «Регионавто» третий год подряд ходит по замкнутому кругу. Она не может возобновить договор аренды на земельный участок, пока не добьется включения рядов в городскую схему размещения торговых объектов. И не может включить в эту схему свои ряды, пока нет договора аренды.

 

Докопаться до истины

 

Во всяком случае, так объясняли свои отказы представители власти.

Действительные причины, которыми власти руководствовались, вначале понять было сложно.

В ответах, очень похожих на отписки, значилось, например, что размещение нестационарных торговых объектов «осуществляется с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». Вы что-нибудь поняли?

Наконец, в ответе председателя комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Татьяны Лапаевой прозвучала конкретика. Там было написано, что «администрацией города Тулы принято решение не оставлять нестационарные торговые объекты по улице Фрунзе исходя из фактической обеспеченности населения областного центра площадью торговых объектов, которая в настоящее время превышает установленный норматив на 36,6%».

И чуть дальше: «В целях сохранения предпринимательской деятельности вновь рекомендуем вам обратиться в администрацию города Тулы для решения вопроса о предоставлении места для размещения нестационарного торгового объекта».

Получается, что именно на улице Фрунзе предприниматели кому-то очень мешают? Вопрос, кому именно.

Налоги в городскую казну компания «Регионавто» и представители торговых рядов на улице Фрунзе платят исправно. Павильоны для своей работы в соответствии с требованиями закона они за свой счет возвели.

Остающийся после работы торговых рядов мусор ООО «Регионавто» также выбрасывает за свой счет: мусоровозка сюда приезжает два раза в день. Нанятые компанией 6 дворников регулярно наводят на территории чистоту и порядок.

Есть на улице Фрунзе несколько жителей, которые упорно высказываются против существования здесь торговых рядов. Но подавляющее большинство местного населения поддерживают позицию ООО «Регионавто», а многие и сами работают в торговых рядах.

 

Конкуренты и факты

 

Так, может быть, торговые ряды мешают конкурентам, хозяевам соседнего Фрунзенского рынка (ООО «ТПТО»)?

Торговые ряды по улице Фрунзе расположены на тротуаре, ведущем к Фрунзенской ярмарке. То есть, предприниматели с рядов - это прямые конкуренты и одновременно потенциальные арендаторы для владельцев ООО «ТПТО».

В распоряжении ООО «Регионавто» есть копия решения областного Арбитражного суда, в который обращался нынешний депутат Тульской облдумы и бывший гендиректор Фрунзенской ярмарки Алексей Альховик. В документе указано, что Альховик в 2006 году подавал заявление в администрацию Тулы о строительстве торговых павильонов на улице Фрунзе, но ему было отказано.Суд также не поддержал намерение будущего депутата.

После этого Алексей Иванович также в 2006 году обращался к главе города В.С. Могильникову и начальнику территориального управления администрации г. Тулы по Советскому району В.Я. Дякуну. Он требовал закрытия торговых рядов под предлогом царящей там антисанитарии. А в 2008 году по тому же поводу Альховик обращался в прокуратуру Советского района Тулы.

Получается, что в 2006 году Альховик находил вполне приемлемым как существование торговых рядов, так и то, что предприниматели круглый год работают в них на свежем воздухе. А потом почему-то резко поменял точку зрения. Сейчас он говорит, и что ряды на улице Фрунзе не нужны, и что на улице представителям малого бизнеса некомфортно. Поэтому Алексей Альховик ратует за переход предпринимателей или на рынки города, или в торговые центры.

 

Цивилизация как она есть

 

А вот какие аргументы по поводу закрытия торговых рядов на Фрунзе сейчас выдвигает администрация города.

 

Пресловутое превышение на 36,6% установленного норматива фактической обеспеченности населения областного центра площадью торговых объектов мы уже называли.

 

Еще один регулярно упоминаемый аргумент – намерение властей «отойти от практики 90-х годов и перейти к цивилизованным формам торговли».

 

Вот только не совсем понятно, что подразумевается под этими цивилизованными формами. Потому что в качестве альтернативы торговым рядам предпринимателям предлагают места или в тентованных палатках на рынках города, или в торговых центрах.

При этом работу в тряпочных палатках к особо цивилизованным формам торговли не отнесешь при всем желании. А что касается центров…

 

По мнению предпринимателей, их никак нельзя считать равноценной заменой уличных торговых рядов. И прежде всего, потому, что в торговых центрах извращается сама суть предпринимательства. Там слишком жесткие условия: строгий график работы со штрафами за опоздание, обязательность явки на торговое место. То есть, в торговых центрах представители малого бизнеса оказываются в положении наемных служащих, и избежать «кабалы» могут только одним способом: наняв себе продавца. Но ведь не всем это по карману!

 

А многие предприниматели, испытав на личном опыте, считают, что в торговых центрах им просто нет смысла стоять. В торговые ряды на Фрунзе, в основном, ходят представители небогатых слоев населения. И понятно – почему. Если какая-нибудь кофточка в торговых рядах стоит 500 рублей, то в торговом центре она же - 1,5-2 тысячи. Потому что в этих громадных зданиях большая аренда, и ее надо окупать.

 

Но небогатое население подобные аргументы не впечатляют, ему нужны дешевые товары. Поэтому оно «голосует ногами», обходя торговые центры стороной.

 

Неудивительно, что, по словам предпринимателей, в торговых центрах многие из них выдерживают максимум три месяца. А потом уже не могут оплачивать аренду и съезжают. Но малый бизнес почему-то упорно пытаются туда загнать вопреки их интересам и даже приказу Минпромторга не препятствовать развитию различных форматов торговли.

 

Интересно, кстати, что в России много говорят о равнении на опыт в развитых странах, однако перенимать его не спешат. Так, в Европе мирно сосуществуют как минимум 6-7 различных форматов торговли. В России – 2-3.

 

В Туле, по всей видимости, пытаются сровнять всех под одну гребенку. Но какой ценой?

 

Торговые ряды по улице Фрунзе – это своего рода бренд, на который идут покупатели. Если разбросать предпринимателей по разным местам, им, по всей вероятности, придется начинать бизнес с нуля. Многие могут закрыться. В этом случае тульская казна потеряет часть налоговых поступлений, а центр занятости в разгар кризиса обретет новых безработных. Неужели лоббирование чьих-то интересов того стоит?

Автор Елена Хворостенко