Член ассоциации производителей товаров и услуг Тульской области Александр Демьянченко в Интервью ИА «Тульские новости» рассказал о своем отношении к планируемому переходу на оказание аутсорсинговых услуг общественного питания в тульских больницах.

- В целом, каково ваше отношение к введению аутсорсинга на питание?

- Мы неоднократно на своем общественном совете рассматривали этот вопрос. Тема аутсорсинга на питание достаточно новая, достаточного опыта в этом плане у нас нет, но мы бы хотели ввести хотя бы золотую середину. Практики по его внедрению у нас нет. Правильно сказали при его обсуждении, что сейчас аутсорсинг внедрялся в учреждениях, где ликвидированы пищеблоки, ликвидированы повара. Исполнители привозят питание, приготовленное вне стен учреждения. И вот мы, анализируя комплекс этих проблем, столкнулись с фактом, что в один прекрасный момент победитель аукциона передумал дальше работать, он в один момент разворачивается и уходит в силу каких-то его внутренних экономических посылок. Пищеблока нет, поваров нет, и учреждение остается один на один с этой проблемой. И вот начинается лихорадочный поиск наверху, благо что какой-никакой, хотя бы маленький рынок сформировался, и удается при уходе одного заменить его на другого. То есть, этот опыт показал, что в этих условиях ликвидировать пищеблоки и поваров – не очень хороший вариант. И вот в ходе заседания рабочей группы мы предложили другой вариант – не стоит рисковать, пока еще нет достаточного опыта работы вне пищеблоков, и сформулировать опыт внедрения аутсорсинга на пищеблоке, в первую очередь, на оборудовании. С тем, что если кто-то что-то отменит, мы всегда могли вернуться к работе по старой схеме. И это сейчас подержано рабочей группой и заложено в проект, который мы сейчас имеем.

-Тот аутсорсинг, который внедряют в восьми больницах области, отличается от того аутсорсинга, который предлагают сейчас?

- Да, в том аутсорсинге, который предлагался ранее, приготовление пищи предполагалось вне стен лечебного учреждения. Сейчас предлагается на пищеблоке существующем.

- На аутсорсинге, который предлагался ранее, не было нареканий на качество пищи?

- Всем руководителям лечебных учреждений я задаю один и тот же вопрос: «Знакомы ли вы с практикой внедрения аутсорсинга в других учреждениях? И каковы ваши отзывы по данному вопросу?» Они отвечают: «Опыт положительный. Серьезных нареканий нет».

- Какова позиция предпринимателей: что им не дает возможности принять участие в конкурсе?

- Условие одно: раньше все закупки проводились в форме электронных аукционов. Там не было требований участникам. Кто предлагал меньшую цену, тот и становился победителем. И правильно сегодня Михаил Орлов скал, что в феврале этого года вышло постановление правительства № 99, которое конкретизировало закупку товаров и услуг, в том числе некоторых видов общественного питания, и сказало, что заказчик может – он не обязан, а может использовать метод, когда конкурс с ограниченным участием, и когда к участнику процедуры применяется условие в виде опыта исполнения аналогичных контрактов. Мы не против самой процедуры тендера по схеме конкурса с ограниченным участием. Мы говорим о другом: что в самом постановлении есть положения, которые можно трактовать двояко. В одном из пунктов постановления говорится, что в виде опыта нужно представит один контракт, а в другом месте постановления говорится, что он может предоставить документы по нескольким контрактам. Поэтому я во время слушаний задавал один вопрос: так будет ли допущен к участию участник, который представит один контракт или несколько контрактов. И на первом, и на втором слушании я получаю один ответ: нет, контракт должен быть один. Тогда я спрашиваю: зачем вы сделали такой длинный контракт и такую сумму, что ни один предприниматель не может преодолеть этот барьер?  Вы или примите решение, что контрактов может быть несколько, и тогда все наши готовы будут в них участвовать. Или смените способ, и вместо конкурса объявите электронный аукцион, который был раньше. 

- Но неизвестно, как поведут себя цены в следующем году. А контракт на два года, цены утверждены на два года. И предприниматель может легко прогореть?

- Вы понимаете, что, как показали слушания, в этом вопросе заказчик нас не слушает. Он говорит, что у предпринимателя существуют риски, и это его жизненная позиция, он должен рисковать. И мы уж понимаем, что не в этом корень проблемы, говорим, что согласны. Но все равно – один контракт никто не отменял.

- А если будет контракт на три, пять лет – это выгоднее для лечебного учреждения?

- В какой-то мере я с этим согласен. Чем больше цена остается фиксированной, тем для учреждения лучше. Но по нашему законодательству стороны – партнеры. А у нас сейчас получается, что заказчик – главный, а все остальные – мальчики на его побегушках. А мы хотим партнерских отношений. Мы говорим, что питание по больнице каждый день осуществляется на тысячу больных по 200 р на человека - это 200 000 рублей в день. На месяц сумма будет одна, на квартал другая, на год – третья, на два года – четвертая. Мы говорим, если нет одного большого контракта, зачем срок увеличиваете, сделайте срок, чтоб мы прошли или снимите ограничения на один контракт. Может, кто-то за их спиной стоит. Эту позицию мы не можем пробить.

- Когда вы задали вопрос о том, что предпринимателя не дают участвовать в конкурсе, ответа не было.

- Я им пытаюсь донести, что высшим должностным лицом области принято решение об увеличение рабочих мест в малом бизнесе. Губернатор говорит, надо привлекать инвестиции в Тульскую область. И вдруг, создавая условия, что местные не при делах, деньги уходят за пределы области, налоги с этих денег за пределы области. Производители продуктов питания, которые сейчас поставляют его, остаются без рынков сбыта, и численность персонала сокращается, получаются лишние безработные. Как совместить: Губернатор говорит одно, его подчиненные - другое. Кто кого не слышит, кто должен принять окончательное решение?

- Вы сказали, что предприниматели уже направили письмо в УФАС и написали президенту. В чем суть данных писем?

- Мы пытаемся получить ясность в вопросе правоприменения того нюанса, один контракт или несколько контрактов. Мы обратились первый раз в ФАС и попросили дать указания на местах по однозначному трактованию этого постановления. ФАС отделался отпиской, якобы они не занимаются трактовкой постановления. И отправил наше обращение в минэкономразвития. Те в установленное законом время прислали ответ, из которого следует, что они повторили действующие статьи законодательства, забыв ответить на письмо по существу. Мы второй раз направили Артемьеву письмо-жалобу, в котором указали, что правительство закрыло своим решением нам доступ к рынку услуг, потому что заказчики, формально не нарушая законодательства, пытаются вытеснить нас с рынка. Ждем ответа. Или они примут и рассмотрят жалобу по существу или дадут разъяснения, как этой нормой надо пользоваться. У нас же все вопросы решаются через президента, поэтому Президента мы тоже поставили в известность, что федеральные органы власти должны дать разъяснения.

- Если условия контракта не изменятся, что предприниматели будут делать?

- Мы подадим в Арбитражный суд и в антимонопольный местный орган.

- Две больницы отказались от внедрения аутсорсинга. Как Вы считаете, каков процент больниц, которые перейдут на эту систему?

- По слухам, они отказались временно. В конце года те, под кого это дело планируется, получат длинный контракт, и во втором квартале они разместятся. Я иллюзий не питаю, я объясняю это тем, что где-то что-то не срослось.

- А под кого делали эти контракты? Есть информация, что это некая столичная компания.

- Это не столичная компания. Не зря на каждых слушаниях я задаю вопрос: Принимали ли участие в формировании тульские компании. Мне отвечают, что законом эта информация засекречена. Я вам скажу так: тульские компании на два года не могли дать предложения по цене. Значит все три предложения, которые сейчас закрыты, даны игроками, которые имеют контракт по такой сумме. Мы примерно знаем, кто это может быть, но раз те, кому положено, не говорят, мы тоже интригу пока подержим.