По закону, 1 мая  процесс лицензирования управляющих компаний завершился. Стоит ли ждать качественных изменений в обслуживании населения?

Сам же процесс лицензирования УК не обошелся без скандалов: крупнейший игрок на рынке ЖКХ – УК-групп – не получила лицензию на свою деятельность. Причина для отказа выдачи  лицензии – несоблюдение требований, предъявляемых к УК. Это значит, что входящие в состав группы управляющие компании нарушили требования в раскрытии информации, предусмотренное постановлением правительства.  

– Есть определенный набор данных, которые управляющие компании должны раскрывать на своих сайтах, стендах,  и эти данные были раскрыты не полностью либо не были раскрыты вообще, – пояснил Алексей Бирюлин, начальник Государственной жилищной инспекции Тульской области. –  Они не раскрыли информацию по административным правонарушениям, по мерам, которые компания предприняла для того, чтобы эти нарушения устранить.  Не в полном объеме раскрывалась информация об использовании общедомового имущества,   по домовым отчетам, также были не полные технические характеристики по многоквартирным домам, в частности общедомовая площадь.

При этом не стоит забывать, что именно компании, входящие в УК-групп, обслуживали около 70% многоквартирных домов в Туле.  Поэтому у многих процесс лицензирования  управляющих компаний ассоциируется  с переделом рынка, и тому есть веские основания. Например, пару лет назад Тулу лихорадило от двойных квитанций, и тогда чиновники объясняли  тулякам, по каким счетам необходимо платить. С помощью двойных квитанций чиновники еще тогда пытались переделать рынок ЖКХ, но  в тот момент у власти не получилось сделать переворот  и убрать с рынка УК-групп.

Однако спустя пару лет настало самое подходящее и удачное время – время получения лицензии управляющими компаниями.  К тому же комиссия, которая принимала решение о выдаче лицензий, состояла из одних чиновников, а возглавляла комиссию – министр строительства и ЖКХ Тульской области Элеонора Шевченко.  

Лицензирование управляющих компаний завершилось еще 1 мая. И  как показала масштабная проверка тульских УК, многие из них оказались не готовы к управлению домами.  Как указано на сайте Государственной жилищной инспекции Тульской области, в регионе  121 управляющая компания получила лицензии, 24 компании естественный отбор не прошли и разрешения на свою деятельность не получили.

Элеонора Шевченко, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, докладывая об итогах лицензирования управляющих компаний, отметила, что действия лицензионной комиссии и результаты проверки совпали с мнением жителей. В проведении разъяснительной работы с населением по данному вопросу хорошо помогает контактный центр «телефона доверия» губернатора Тульской области. При этом Минстрой России высоко оценил результаты лицензирования УК. А на практике уже на первых порах обнажились серьезные проблемы.

В свою очередь городская администрация  обещала, что ни один дом брошен не будет. Для этих целей создана муниципальная управляющая компания, которая начала свою деятельность и приняла на обслуживание дома.

Сам же начальник ГЖИ Алексей Бирюлин еще в апреле 2015 года утверждал, что новые компании, которые зашли на рынок после ухода УК-групп, а также МУП «Ремжилхоз»  со своими обязанностями справятся, и в этом у Бирюлина не было никаких сомнений. Однако спустя всего лишь месяц директор МУП озвучил те проблемы, о которых заявляли практически все, кроме Алексея Бирюлина.

На недавнем оперативном совещании Николай Клейменов, директор МУП «Ремжилхоз», заявил о проблемных вопросах - ветхий фонд, укомплектование штата рабочими профессиями, закупка специализированной  техники. А, между прочим, данный МУП обслуживает более 2 000 тульских домов.

Первый заместитель главы администрации Тулы Роман Мурзин сообщил, что до 13 мая будет дан срок, чтобы штатная численность субподрядных организаций,  то есть с кем  МУП «Ремжилхоз» заключило договоры,  была доведена до норматива.

И это спустя только две недели поле того, как завершилась процедура лицензирования!  К тому же чиновники не в последний же день узнали, что в регионе, как и во всей стране, идет полномасштабное лицензирование,  поэтому и непонятно, почему власть  задумалась о наполнении штата муниципальной компании только в мае.

Второй немаловажный аспект, который волнует туляков: как выбирать новую управляющую компанию, если эти новоявленные компании с лицензией ни одного дня не проработали в сфере жилищно-коммунального хозяйства? Тулякам надо полагаться на интуицию, чтобы сделать правильный выбор или понадеяться на волю случая?  

 И последнее, самое главное. УК-групп не выдали лицензию из-за того, что та полностью не раскрывала информацию о своей деятельности, а власть  как раз и выступает за открытость управляющих компаний. А какую открытость показывает муниципальная компания и почему она не служит примером  для частных компаний?    

Опять же возвращаемся  к начальнику ГЖИ Алексею Бирюлину, который  считает, что для собственников жилья, в чьих домах произошла смена управляющих компаний, ничего не изменится: сантехники и дворники как работали, так и будут работать. Почему тогда соответствующую информацию не разместить на официальном сайте муниципальной компании, чтобы было всем наглядно видно, сколько человек обслуживает более 2000 домов.  А на каких условиях «Ремжилхоз» подписывал договор с областным единым расчетным центром и на каких условиях? Выигрывают ли туляки от такого сотрудничества?  А договоры с подрядными организациями муниципальное предприятие заключало? Опять же с какими организациями и на каких условиях? Ответов на эти вопросы нет.

Понятно, что многие туляки недовольны теми услугами, которые они должны были получать от управляющих компаний, но где гарантии того, что услуги от новоявленных УК и МУП «Ремжилхоз» окажутся на качественно новом уровне?   Естественно, что процесс лицензирования  таких гарантий не дает. И если собственники помещений в очередной раз окажутся не довольны теми услугами, которые они получают, то именно им придется разбираться со своей управляющей компанией, так как надеяться особо не на кого.  Процедура отзыва лицензии управляющей компании весьма туманна. Должно быть два грубых нарушения работы УК, и тогда жилищная инспекция может инициировать приостановку управления этим домом. Но, во-первых, в федеральном законе нет толкования понятия «грубое нарушение».  Во-вторых, даже если эти грубые нарушения как-то определены, то для начала жилищная инспекция должна обратиться в прокуратуру, чтобы та разрешила внеплановую проверку, а потом еще и суд должен сказать свое веское слово.

Рассчитывать нужно на самих себя, в данном случае на советы домов, которые по закону должны быть созданы в каждом многоквартирном доме.

В общем опять же сами жители должны осуществлять жесткий контроль над работой управляющих компаний, чтобы наши деньги работали на нас самих.

 

Автор: Валерия Пенина