Калужане и здесь обогнали

icon 06/05/2015
icon 09:33

©

Груздевские чиновники перестали быть самыми богатыми в ЦФО Росстат раскрыл сведения о размере и темпах заработной платы государственных и муниципальных служащих в разрезе регионов за 2014 год, их соотношения со средними зарплатами трудящихся соответствующих регионов, а также укомплектованности органов власти и местного самоуправления.

Сравнивая Тульскую область, мы будем отбрасывать данные по Москве и Подмосковью, как «привилегированным» субъектам в смысле их финансово-экономических возможностей. И, напротив, приведём данные таких областей Центрального федерального округа, как Белгородская и Владимирская – хотя бы как несколько схожих по климатическим и социально-экономическим условиям хозяйствования и сопоставимых по численности населения.

Как отмечается на сайте Росстата, в общую численность работников в соответствии со штатным расписанием, кроме государственных гражданских (муниципальных) служащих, включаются работники, замещавшие государственные (муниципальные) должности, должности иного вида федеральной государственной службы (сотрудники, имевшие специальные звания), должности, не являющиеся должностями государственной гражданской (муниципальной) службы и персонал по охране и обслуживанию зданий.

Итак, начнём с федеральных госслужащих. По традиции, это самая многочисленная и самая низкооплачиваемая категория чиновников. И пусть в прошлом году у них сравнительно неплохими темпами росли зарплаты (у тульских – на 14%, белгородских – 10,6%, владимирских – 14,5%), но средний размер зарплаты составил соответственно 28553 руб. (30057 и 30028 руб.). То есть у федералов-туляков появился небольшой повод для зависти к коллегам из указанных регионов. А самым высоким денежным содержанием среди территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в ЦФО могут похвастаться смоляне – 31018 руб.

Кстати, если соотносить со средней зарплатой по области, то тульские федеральные госслужащие оказались ближе всех к народу, ибо их жалованье почти совпадает со среднегубернской – 28671 руб., и как видно, даже чуть не дотягивает до неё. А вот в сравниваемых регионах чиновники таки ушли в отрыв от населения, которое довольствуется в среднем 25765 и 24993 руб. И ещё раз отдадим должное средней зарплате по Тульской области: по данным Росстата, она в прошлом году росла быстрее (в номинальном выражении), чем в любом другом регионе ЦФО, даже включая столицу – на 11,1%.

По численности тульские федералы – 4147 человека – заняли промежуточное положение между белгородскими – 4860 и владимирскими – 3862 сотрудников. Муниципальные служащие местных администраций в нашем регионе в среднем заработали уже по 34659 руб. Это выше, чем на Белгородчине и Владимирщине – 30840 и 28105 руб. соответственно. Темпы роста по трём сравниваемым регионам – 10,7%, 6% и 5,7%. Опять же тульские муниципалы – впереди всех. В этом отношении меньше всего повезло липецким местным чиновникам, ибо их зарплаты подросли лишь на 3,2%. Ну, а самыми бедными оказались их тамбовские коллеги – в среднем по 20362 руб. на брата. Что же касается численности работников муниципальных администраций, то в нашем регионе она меньше всех из трёх сравниваемых – 2152 против 2787 во Владимирской и 4372 в Белгородской областях. Будем верить, что статистика объективна и в это число вошли чиновники администраций город, районов, посёлков и сёл Тульской области, которых лишили статуса муниципальных служащих, но оставили работать в тех же кабинетах с тем же функционалом.

И, наконец, самое интересное – это зарплаты госслужащих органов исполнительной власти регионов. Здесь чиновники аппарата правительства Тульской области, министерств, комитетов, инспекций и служб региона – вне конкуренции! Почти. Заработав в среднем по 50442 рубля на каждого, они, тем не менее, оказались с самыми медленнорастущими зарплатами среди коллег по ЦФО: +2,3% за 2014 год, не считая ярославцев: -0,9%. В правительстве Белгородской области это 38923 руб., в администрации Владимирской – 37117 руб.

Но калужане по итогам года опередили туляков – 51371 руб. на каждого чиновника областного правительства. Правда, там разрыв зарплат региональных госслужащих и всего населения не такой большой: 1,6 раза против 1,75 в Тульской области. Минимален этот разрыв, кстати, у костромичей, где в бедном регионе и чиновники бедны: 29424 руб. к 23709 руб. в среднем по экономике. А больше других размер денежного содержания гражданских служащих субъекта в 2014 году вырос на Рязанщине – на 8,1% – и составил 41571 руб.

Зато по численности штатов в трёх регионах с сопоставимой численностью населения картина почти обратно пропорциональная. В самой маленькой Владимирской области, где населения тысяч на 100 меньше, чем в Тульской, в администрации региона работают 1268 сотрудников. В Белгородской, которая в ушедшем году обогнала по численности Тульскую, - 1136 человек, у нас – всего-то 847 госслужащих. Опять же вопрос – как считали. Ибо в кабинетах Дома правительства региона сидит прорва «инженеров», «референтов» и прочих «специалистов», которые госслужащими формально не являются. Кстати, тульская региональная власть – самая укомплектованная в ЦФО! Если по другим регионам и уровням власти она, в основном, колеблется в пределах 90-97%, то в органах исполнительной власти Тульской области достигла 99,2%, что, в общем-то, неудивительно при  такой зарплате.

Что ж, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что губернатор Владимир Груздев по-прежнему придерживается принципа о том, что хорошая власть стОит недёшево, и умело управляет численностью чиновников, что в итоге позволяет выводить красивые статистические цифры…

И в качестве такого длинного постскриптума не будет лишним привести слова президента РФ Владимира Путина, сказанные им на медиа-форуме независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», который накануне майских праздников организовал Общероссийский народный фронт:

- У нас, к сожалению, такой точной, чёткой регламентации пока нет, но об этом, безусловно, надо подумать. Многое ведь законодательством отнесено на региональный и муниципальный уровни власти. Какие‑то всё‑таки хотя бы общие рекомендации должны быть. Минфину уже поручено при решении вопросов об оптимизации расходов регионов обращать внимание на эти вещи. Но невозможно себе представить, что мы не индексируем какие‑то выплаты в социальной сфере, а при этом зарплаты чиновников резко увеличиваются, – такого, конечно, быть не должно. И, безусловно, так же как в некоторых других отраслях – например, в науке зарплата ректора не может в десятки раз отличаться от среднего уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава, – так же и в регионе зарплата губернатора или его заместителя не может в разы отличаться от средней зарплаты по региону, она должна быть выше, но она не должна отличаться в разы.

Но я думаю, что вы согласитесь со мной и в другом, а именно в том, что для того, чтобы привлекать на госслужбу талантливых эффективных людей, которые не будут смотреть по сторонам, где бы что‑то укусить дополнительно, чтобы семью прокормить, всё‑таки уровень доходов, уровень заработной платы должен быть соответствующим рынку труда – и чтобы нам привлекать на эту работу людей, повторяю, талантливых и дееспособных. Доходы чиновников не складываются только из заработной платы, они складываются, возможно, из каких‑то вложений в банки, кто‑то мог работать когда‑то в бизнесе, от продажи имущества и так далее. Но что совершенно точно, с чем я согласен, когда ваши коллеги говорят об этом, это то, что всё это должно быть абсолютно прозрачно. Тогда обществу, людям будет понятно, с кем они имеют дело, и достоин ли тот или иной человек занимать определённую должность, и соответствует ли он определённым критериям, но эти критерии должны быть отработаны. Надо ещё подумать над этим. В целом я с вами согласен, об этом нужно подумать.

 

Автор: Анастасия Жукова