«Хочу, чтобы «Арсенал» побеждал, а Тула – процветала»: Большое интервью Олега Дмитриева

Полузащитник тульского «Арсенала» Олег Дмитриев рассказал о своей карьере

icon 08/08/2024
icon 16:45

© ПФК "Арсенал"

ПФК "Арсенал"

28-летний полузащитник в нынешнем составе «оружейников» является одним из самых именитых футболистов. Олег Дмитриев в беседе со спортивным обозревателем холдинга «Региональные Новости» Александром Устиновым рассказал об этапах своей карьеры, в которой были непростые испытания и моменты триумфа, выступления в Лиге Чемпионов и путь от Второй лиги до РПЛ. А также - о непростых взаимоотношениях тульских и воронежских болельщиков.

Расскажи, как ты пришел в футбол.

Мой отец играл на любительском уровне за команду из моего родного города Вязьма. И старший брат тоже играл в футбол. У нас дома всегда были мячи, отец тянул за собой всех, и можно сказать, что другого выбора не было. В 15 лет я отправился в футбольную школу «Динамо» в Москве, окончив которую, выступал в молодежной команде «Динамо». Там провел год, из которого семь месяцев лечился из-за травмы колена. После восстановления я не продолжил выступления за динамовцев, и руководство клуба не хотело продолжать сотрудничество со мной. Это привело к моему уходу из клуба зимой. Я стал свободным агентом, но из-за сложностей с компенсацией, которую новый клуб должен был заплатить динамовцам, так как я являюсь их воспитанником, и отсутствия игрового времени, мне было сложно найти новую команду. Зимнее трансферное окно прошло, и я остался без команды.

Как выходил из этой ситуации?

Вернулся домой в Вязьму, присоединился к команде от института МГИУ для участия в первенстве области. Главный тренер собрал сильнейших ребят из разных городов области, и я, как местный парень, был приглашен играть за Вязьму. Он меня давно знал и понимал, как я играю.

Так как трансферные окна были закрыты, я играл на первенство области. Там сезон короткий, всего 4- 5 месяцев. В мае начинается и в начале октября заканчивается. Первенство мы выиграли.

После завершения сезона я пытался устроиться в другие команды. И так сложилось, что зимой была возможность тренироваться в команде московского «Локомотива», выступавшую на КФК. У нас были товарищеские игры. Вторая из них была с «Орлом». Я сыграл хорошо: забил гол, отдал голевую передачу. И меня заметили. Тренерский штаб «Орла» проявил интерес.

Так в 19 лет я заключил контракт с «Орлом» на три месяца. В феврале присоединился к команде, а в конце мая чемпионат уже заканчивался. Я получил опыт на профессиональном взрослом уровне.

Ты играл за «Орел» в 2015 году, расскажи, что это за команда была на тот период времени. Ведь уже через полтора года клуб лишился профессионального статуса.

Я туда шел просто играть. Я был молодой парень, особо не вникал во внутренние дела клуба – больше думал о футболе.

Как ты оказался в Литве?

После окончания контракта, опять начал искать команду. Были варианты во второй лиге, но они меня не устраивали. Я хотел немножко другого, хотел расти, развиваться. Получилось связаться с Константином Сарсанией, он на тот момент работал главным тренером в «Атлантасе». После разговора я отправился в Клайпеду на просмотр. Хватило одной тренировки, после которой Константин Сергеевич сказал, что берет меня в команду.

При переезде столкнулся с языковым барьером?

Барьера языкового практически не было. Кто постарше, они по-русски говорят. Молодежь, ребята моего возраста уже не разговаривали по-русски, то есть в команде немножко был языковой барьер. Но в команде кроме меня еще были русские ребята, с которыми я тогда общался. Жил рядом со стадионом, особо никуда не ходил, так что с проблемами сталкиваться негде было.

В составе «Атлантаса» ты выиграл бронзу чемпионата, поиграл в еврокубках, получил большую игровую практику. Что из этого стало для тебя наиболее ценным?

Не стал бы разделять чемпионат и еврокубковые матчи. Там были команды хорошего уровня. Такие как «Жальгирис», которые финансово были крепкими и могли позволить себе хороших футболистов. Там много иностранцев играло. Проводили чемпионат в четыре круга, то есть четыре раза ты с хорошей командой, а таких там было много. Встречаешься с ними и набираешься опыта. Я за этим и ехал - развиваться под руководством хорошего тренера. Конечно, еврокубки — это для меня был что-то новое. В 20-летнем возрасте получить такой опыт! Пускай и в квалификации - я об этом, когда в России играл, даже не думал. По сравнению со Второй лигой того времени – это был большой прогресс.

Как вернулся в Россию?

Перешел после двух лет проведенных в Литве в калининградскую «Балтику». Там я провел восемь месяцев, но поиграть у меня не вышло, из-за чего в марте 2018 года я отправился в аренду в латвийский «Спартак». Но всё равно, это был хороший опыт, так как по сравнению с «Атлантасом» «Балтика» была выше уровнем.

Тогда в «Балтике» главным тренером был Игорь Черевченко. Какие воспоминания остались от совместной работы?

Двоякие впечатления. Понятно, что сейчас, анализируя ту ситуацию, я его понимаю - почему он меня не выпускал играть. Но тогда я этого не понимал. Перед ним стояла задача выйти из Первой лиги в РПЛ. Тогда не было лимитчиков, и я был наравне со всеми. От него требовали результат, и он, конечно, делал больше упор на опытных футболистов. Тем более там их хватало. Были ребята и поигравшие на уровне РПЛ, и на моей позиции конкуренция была очень высокой.

Зимой провел все три сбора с «Балтикой». Разговаривал с Игорем Геннадьевичем, Он сказал, что на меня очень рассчитывает, и я буду получать игровое время. Руководство клуба меня тоже поддерживало. Но когда начался чемпионат, первые три тура я опять не попадал в заявку.

Попросил руководство отпустить меня, но куда-то уйти не было возможности - в России уже трансферное окно было закрыто. Появился вариант с переходом в юрмальский «Спартак».

В составе «Спартака» ты сыграл в Лиге Чемпионов. Насколько важными для тебя были эти матчи против сербской «Црвены Звезды»?

«Спартак» был чемпионом Латвии и попал в квалификацию Лиги Чемпионов. Хоть раньше и играл в Лиге Европы, но Лига Чемпионов была для меня новым уровнем. Там собранны команды очень хорошего уровня.

Можешь вспомнить матч в Белграде? Какая атмосфера на стадионе «Райко Митич»?

Я ещё тогда не играл с соперниками, где была такая поддержка, такая атмосфера на стадионе. Для меня это было что-то новое. Команда за два с половиной часа до матча  выезжает из гостиницы, мы уже чувствовали атмосферу праздника и большого футбола. Чувствовали, как люди готовятся к игре, собираются болеть.

Приезжаешь на стадион, выходишь на разминку, а стадион уже наполовину полон. И ты понимаешь, что тебе здесь не рады эти болельщики, в хорошем смысле! Потому что они пришли болеть за свою команду - крутая атмосфера.

Потом вместе со «Спартаком» играли в Лиге Европы. Противостояние с «Ла Фьорита» из Сан-Марино чем-то запомнилось?

Из противостояния запомнилась только поездка в Сан-Марино. Это было интересно, никогда раньше там не был. Само противостояние закончилось со счетом 9:0 в нашу пользу закончилось, ничего примечательного.

Запомнилось другое. У меня заканчивалась аренда и я должен был вернуться в «Балтику». Но мы же прошли дальше в Лиге Европы, в третий квалификационный раунд. Мы попали на литовскую команду «Судува». Я хорошо литовский чемпионат знал и, конечно же, я хотел сыграть. Я понимал, что эта команда точно не сильнее нас и это хороший шанс пройти в четвертый раунд, после которого уже групповой турнир.

Я пошёл разговаривать с руководством «Спартака», чтобы продлить аренду, по крайней мере, пока идут еврокубки. Но они сказали, что не заинтересованы в этом. Все матчи я играл, и тренер вообще не знал, что у меня аренда заканчивается. Я ему сам сообщил за неделю до конца аренды, он очень сильно удивился этому.

К сожалению, уже без меня «Спартак» проиграл «Судуве» в этом противостоянии. Посмотрел домашний матч уже как болельщик и после вернулся в «Балтику».

Сильно изменилась команда за то время, что ты провел в Латвии?

Это уже вообще другая команда была, много ребят ушло. Другой тренер - Валерий Непомнящий. Когда я в Юрмале был, то из клуба звонили, говорили: «Приезжай ты нам здесь нужен, мы на тебя рассчитываем». В первом же матче я вышел минут на 30-40. А потом уже в основном составе начал выходить.

Но во время зимней паузы ты вновь покинул калининградский клуб…

Да, полгода ещё оставалось контракта до лета. Я вернулся в «Балтику», опять стояла задача выйти в РПЛ. У команды были также собраны очень хорошие футболисты высокого уровня. Такие как Торбинский, Алан Касаев, Володя Дядюн. Но были проблемы с деньгами в тот момент, не платили по 4-5 месяцев зарплату. И это, конечно, сказалось на результатах команды.

У меня был контракт, но я занялся поиском команды. Перешел в «Урожай» во Вторую лигу. Я на три месяца пошёл туда играть, жаль, что не получилось выйти в Первую лигу.

Летом 2019 года начался один из самых значимых этапов твоей карьеры. Ты перешел в «Факел». Но на тот момент это была команда, два сезона подряд финишировавшая в зоне вылета из Первой лиги. Не было страшно идти в такой клуб?

Я приходил в тот клуб, где к прошлым событиям никто причастен не был. Там не было ни одного футболиста на контракте, даже тренера ещё на тот момент вроде бы не было. Звал меня Роман Гурамович Асхабадзе – генеральный директор клуба. Он меня знал ещё по «Балтике».

Он мне позвонил, рассказал о проекте. В клубе поменяли полностью руководство, Роман Гурамович тоже только пришёл. Я пришёл в новый клуб.

Тогда были обозначены задачи по повышению в классе?

Задача на тот момент была такая: развиваться, показывать хороший и красивый футбол. Чтобы болельщики ходили на матчи. До этого команда ни раз финишировала в зоне вылета во Вторую лигу. Я так понимаю, руководству города это надоело, и они решили все так кардинально поменять.

Мы также шли в нижней части таблицы и все давалось тяжело. Команда собиралась по ходу сезона, времени на подготовку практически не было. Потом с ребятами вспоминали, что мы первые туры играли и не знали, как кого зовут даже. Но тот сезон мы не доиграли из-за пандемии.

На следующий сезон команда наполовину обновилась, но все равно уже был какой-то костяк. Начинали чемпионат под руководством Бесчастных, но он проработал, наверное, 8-9 туров. После чего пришёл новый тренер Олег Петрович Василенко.

Что помогло переломить ситуацию, чтобы команда показала принципиально иные результаты?

Во время зимней паузы состав усилили. Хорошие сборы провели с Василенко. После этого нас прорвало. Семь побед подряд мы одержали и финишировали в том сезоне уже девятыми. Мы смотрели вверх и хотели подняться в зону стыковых матчей. Мы с ребятами все сыгрались, у нас был хороший костяк, хорошая атмосфера в клубе. И новый сезон уже нам было намного легче играть.

Можно сказать, что к сезону 2021/22 «Факел» подходил уже в роли фаворита Первой лиги?

Мы каждый год заново все начинали. В этот раз прекрасно понимали, что с такой командой, атмосферой, коллективом и с такими болельщиками - будем вверху.

После той весны, которую мы провели в 2021 году, мы вернули болельщиков на стадион. До этого полтора года, что я провёл в Воронеже, матчи проходили совсем в другой обстановке. Сейчас об этом мало кто помнит, потому что видят другую картину. Но забывать это нельзя, чтобы все понимали, с чего всё начиналось.  

В итоге вы смогли выйти в РПЛ. Что для тебя значило это событие?

Это была мечта. Мне кажется, любой футболист мечтает сыграть в Премьер-лиге. У нас была команда – семья. За счёт этого, я думаю, у нас и получилось выйти в РПЛ. Всё решалось в последнем туре: как могли напрямую выйти, так могли и в стыковые матчи попасть. Но получилось, что вышли напрямую.

Можешь сравнить матч Лиги Чемпионов в Белграде и первый матч РПЛ в Воронеже по атмосфере? Уровень поддержки сопоставим?

Нет, не сопоставим. В Воронеже было круче - 100%. Потом каждый матч в Воронеже в Премьер-лиге проходил в таком антураже. Мы знали, что на нашем стадионе ни один соперник не будет иметь шансов.

Помню, в конце чемпионата Первой лиги мы поехали в Липецк на игру. Это местное дерби. Когда мы приехали туда, то узнали, что две тысячи наших болельщиков приедет. Мы играли на выезде, а местных болельщиков пришло меньше, чем приехало наших. Уже тогда было понятно, какой уровень поддержки будет в РПЛ.

Но старт команды в высшей лиге вышел непростым. Последовала отставка Олега Василенко, а зимой, неожиданно для многих, ты покинул команду. Как это случилось?

Руководство принимает какие-то такие кардинальные решения по поводу смены тренера. Мы футболисты - наша задача играть. Да, конечно, нам тяжело дался уход Олега Петровича. Потому что с ним прошли большой путь, с ним добились всех успехов.

Да, при Василенко я играл и капитаном команды был. Но когда уходит один тренер и приходит другой, то у него есть своё видение. Пришёл его помощник, Пятибратов. И я не подошёл под его видение. Я перестал получать игровое время. Понимал, все идёт к тому, что мне придётся покинуть команду.

То есть для тебя принципиально было регулярно выходить в стартовом составе, ты принял решение уйти из команды РПЛ? Или со стороны клуба были какие-то претензии?

Со стороны клуба не было ко мне претензий, они не хотели, чтобы я уходил. Все-таки мы такой большой путь вместе прошли, и я их устраивал. Но пообщавшись с главным тренером, я принял это решение.

Сейчас следишь за воронежской командой?

Слежу, там много друзей. Все понимают, что старт не удался. Я надеюсь, что ребята исправят ситуацию и у тренерского штаба это получится тоже сделать.

Но как показали последние годы, в «Факеле» долго не раздумывают над сменой тренера, если что-то идет не так. Как отражается на футболистах частая смена тренеров? Это действительно может приносить положительный результат?

Может быть, психологические какие-то моменты. При смене тренера эмоции другие появляются немножко. Новый тренер, что-то может быстро привнести в команду. Но ни один тренер за две недели тебя чему-то новому не научит, а тем более всю команду.

Вернемся к твоей карьере. Как оказался в московской «Родине»?

После Премьер-лиги мне хотелось туда вернуться. Заинтересовало предложение «Родины». Именно потому, что была обозначена цель - выйти в РПЛ. В первый год мы попали в стыки — это очень хороший результат.

Чего не хватило «Родине» в прошлом сезоне? Ведь тогда команда до финиша боролась с «Арсеналом» за место в стыках и имела конкретную задачу – выйти в РПЛ.

Что-то где-то делали, наверное, неправильно, раз не смогли добиться того результата, которого хотели. Значит, где-то недоработали. Так однозначно тяжело сказать.

Как состоялся переход в «Арсенал»?

Заканчивался контракт с «Родиной», и мы решили не продлевать его. Стал искать команду, получилось так, что перешел в «Арсенал».

Кроме «Арсенала» были еще предложения?

Были еще варианты, но об этом нет смысла уже говорить. Я сделал свой выбор в пользу «Арсенала», на это были причины. Я здесь, и хочу с командой добиваться результата.

При переходе в тульский клуб разговаривали о задачах команды на ближайшее будущее?

Конкретного разговора по задачам не было. Мне сейчас 28 лет, но я все равно хочу дальше развиваться. Я пришёл сюда за этим, пришёл к такому тренерскому штабу, который мне в этом поможет. Будем играть в футбол, а дальше посмотрим, какой будет результат.  Постараемся добиться максимального результата, выигрывать в каждом матче.

Под руководством Александра Александровича уже успел для себя отметить что-то новое?

Могу выделить то, что тренировочный процесс очень интересный. На высоком уровне дисциплина в клубе. Это все, конечно, от тренерского штаба идёт. Все остальные тонкости, наверное, пускай останутся внутри клуба, раскрывать не буду.

На твоей позиции в команде собраны хорошие игроки: Цараев, Раздорских, Шевченко… Как на тебя влияет такая высокая конкуренция и каковы взаимоотношения между футболистами?

Конкуренция — это прогресс для всех. У нас здоровая конкуренция, так как прекрасные отношения в клубе между футболистами. Нет никаких проблем. Сегодня один может играть, завтра другой. Мы нормально на это смотрим, к этому привыкли. Мы все хотим играть, но тренерский штаб принимает решение, которому мы всегда доверяем.

Как устроился в Туле? Получилось уже погулять по городу?

Совсем немного. Когда приехал - были сборы. С базы не выходил две недели. Сейчас уже приехала супруга, сняли квартиру. Понемногу изучаем город, знакомимся с ним.

Как думаешь, чего не хватает «Арсеналу», чтобы тульский стадион вновь заполнялся болельщиками каждый матч?

Сложно сказать, чего не хватает. Я в команде чуть больше месяца нахожусь, только знакомлюсь с городом. Со своей стороны мы будем пытаться радовать наших болельщиков победами и красивой зрелищной игрой. Приложим максимум усилий для этого.

Противостояние воронежского «Факела» и тульского «Арсенала» считается среди болельщиков одним из самых принципиальных. Знал ли ты об этом и не смущало ли это тебя при переходе в Тулу?

Да, я об этом знал. Когда играл за «Факел», в Воронеже был кубковый матч с «Арсеналом» (в 2019 году встреча завершилась победой тульской команды со счетом 2:1). Но я в этом матче не играл - дали отдохнуть немножко, потому что в чемпионате у нас незадолго матч был.

Но футбольная жизнь - она такая. Недавно я играл за «Факел», а сейчас перешел в «Арсенал». Да, воронежский клуб люблю, болельщиков люблю. Но сейчас я в Туле. И сейчас я хочу, чтобы тульские болельщики ходили на стадион, а мы их радовали. Хочу, чтобы «Арсенал» побеждал, а Тула - процветала. Сейчас, конечно же, все мои мысли только об «Арсенале».

 Читайте также: «Я за то, чтобы игроки получали свой шанс»: Интервью Мингазова после перехода из «Арсенала» в «Динамо-Владивосток»

 

 

В интервью использованы фото: ФК «Балтика», NurPhoto / Contributor / NurPhoto / Gettyimages.ru, ФК «Родина», ФК "Факел" Воронеж и ФК "Арсенал".