«Тульский Бизнес-журнал» совместно с ИА «Тульские Новости» и ТК «ТелеТула» третий год подряд реализуют проект – выпускают рейтинг «100 влиятельных людей Тульской области». Сергей Николаевич Алехин входит в состав этого рейтинга, что отражает значительное влияние руководимого им Управления ФНС по Тульской области на процессы социально-экономического развития региона.

 

Сергей Николаевич, объем сбора налогов  в нашей области за 2014 год значительно вырос. За счет чего достигнуты столь солидные результаты?

 

- Абсолютно с вами согласен, особенно с частью фразы «в нашей области». Как известно, в налоговом процессе участвуют не только налогоплательщиками и налоговые органы.  Основа наполнения бюджета - координация действий и эффективное сотрудничество налоговых органов региона,  администраций всех уровней, правоохранительных структур, а также служб, обеспечивающих корректность и полноту информации об объектах налогообложения.

В целом в 2014 году сложилась удачная конъюнктура для ряда крупнейших налогоплательщиков. К тому же нам удалась совместно с участвующими звеньями в налоговом процессе использовать некоторые возможности по части полноты привлечения  средств бюджета. В целом рост, я считаю, приличный. Объем налогов, поступающих в территориальный бюджет,  вырос на 22%, это хороший результат. За счет чего?

Итак: 34% от собранного – традиционно самый крупный в регионе – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Тульская область - особенная, у нас нет ни нефти, ни газа, что заработаем - на то и живем. Основной источник - наш труд, то, что создается  руками с помощью  головы. В области в 2014г. –  рост налога на  9% (в среднем по России рост на  6,8%), то есть наши показатели весьма неплохи. Четыре года назад темпы прироста НДФЛ были относительно слабы. Усилия администрации, система «тройственных» договоров по увеличению размера минимальной зарплаты, работа по легализации доходов, дали хороший эффект. Мы вышли в лидеры, будем надеяться, на этих позициях удержимся.

Теперь - налог на прибыль организаций: им обеспечено 28% от собранных поступлений в бюджет. Налог на прибыль -  федеральный налог, но идет практически полностью в бюджет  территории. Здесь рост – 40%, при среднероссийских 13%. Буквально – феноменальный результат. Нам еще предстоит за него побороться, чтобы подтвердить закономерность достигнутого.

21% в бюджете – акцизы (рост поступлений за год –  в 1,5 раза).  Особенность акцизов  в том, что эти платежи осуществляются 2-3 крупными предприятиями, и здесь особенно важна адресная работа, проводимая непосредственно с участием руководства  области.  Именно проводимая в регионе налоговая политика привела к тому, что уплачивающие акцизы предприятия работают в области в полную силу.

Существенный вклад в бюджет – 11% от собранного –  имущественные налоги.

 

В сфере малого бизнеса занята пятая часть трудоспособного населения региона. А какова отдача в виде налогов и сборов?

 

- Налоговое законодательство понятия «малый бизнес» не содержит. Нет такой выделенной группы налогоплательщиков. У нас есть применяемые обычно субъектами малого  бизнеса налоговые спецрежимы. В первую очередь это – Упрощенная система налогообложения и Единый налог на вмененный доход. Налоговая нагрузка на спецрежимах существенно меньше (почти раза в два), нежели на общем режиме налогообложения. Однако, при использовании спецрежимов приходится считаться с некоторыми существенными ограничениями. Целесообразность применения спецрежимов – тонкий вопрос, где право выбора принадлежит налогоплательщикам.

На долю налогоплательщиков, использующих спецрежимы в 2014г. пришлось 2,5 млрд рублей платежей (всего собрано в бюджет более 55 миллиардов). Если брать чисто налоговые платежи (без отчислений во внебюджетные фонды), я считаю, что они не столь велики (6% от дохода, либо 15% от прибыли).  Тем не менее, в сложившихся условиях экономики малому бизнесу, занимающемуся реальным производством, целесообразно предоставить  льготный режим на 2-3 года, чтобы предприятия вышли на нормальный режим работы.

Кстати, перед малым бизнесом сегодня - огромное «поле чудес». Я смотрю вокруг – столько ж возможностей вложить свои деньги, а этого во многих случаях не сделано. Ведь предприниматели - люди активные. Но их нередко подводит низкая налоговая грамотность. У нас ведь изначально, когда система налоговая вводилась, требовался высокий уровень грамотности от предприятий - юридических лиц. А от физических лиц - нет, у них появилась уверенность, что  налоговые органы все растолкуют, документы необходимые для уплаты налогов пришлют, останется только прийти и уплатить налоги.

Налоговые органы заинтересованы в грамотных налогоплательщиках. Мы постоянно повышаем уровень оказания государственных услуг, в том числе и для физических лиц.   На сайте Налоговой службы действует 39 сервисов. Эти сервисы содержат «подсказки» налогоплательщикам практически для всех типовых ситуаций.

Еще любопытный момент. Народ у нас в течение последних 5 лет стал жить лучше (по некоторым оценкам у населения региона на руках суммы объемами превышающие годовой областной бюджет). Имущественные вычеты по налоговым доходам физических лиц увеличились на 30%. У некоторой части населения стали появляться по нескольку объектов налогообложения. Это существенно усложняет задачу самоконтроля полноты уплаты налогов: ведь  объекты налогообложения учитываются  по месту нахождения. Дом, например, в Щекино, квартира - в Туле, дача - в Ленинском районе. Чтобы сообразить выполнили ли вы свой долг по уплате налогов, нужно связаться с тремя инспекциями. Очень неудобно. Сейчас на нашем интернет-портале есть такая услуга, как «Личный кабинет физического лица». Ресурс содержит сведения не только по Туле и Тульской области, но и по всей России. Налоговые органы готовы оказать помощь всем налогоплательщикам в освоении как этого, так и всех информационных ресурсов.

Обращаю внимание налогоплательщиков на новеллу законодательства: с этого года, если вы не получили уведомление по поводу уплаты налога на какое-либо имущество, вы обязаны сообщить об этом в налоговый орган. Если этого не сделали –  вас ждет штраф. Рискну предположить, что 90% населения про это до сих пор не знает.

Однако пользователей  «Личного кабинета физического лица» эта проблема не коснется.  У них есть возможность получать с помощью ресурса актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о задолженности по налогам перед бюджетом, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату, оплачивать налоги и задолженность в сети Интернет, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Другая новелла тоже касается малого бизнеса. В середине 2014 года, вступает в силу закон о банкротстве физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей). О законе в ряде СМИ уже  идут страшные «информационные сказки».  У читателей возникает впечатление, что банкротов изымается под чистую все имущество и без средств существования (и без крыши над головой) остаются все, вплоть до детей и пенсионеров. Сплошная неправда.

На самом деле минимальный порог задолженности для банкротства - 500 тысяч рублей. У нас, что у пенсионеров и детей по 500 тысяч долгов? В Тульской области есть 50 физических лиц, у которых задолженность - 200 млн рублей. Это они - бедные пенсионеры? Именно по таким должникам и будет работать новый закон в первую очередь!

Хочу обратиться к налогоплательщикам: не нужно копить проблемные вопросы, которые к тому же со временем нарастают. А в этом году - особенно. Мы оказались на грани «налогово-политических» отношений. Многие нововведения требуют налоговых знаний со стороны широких масс, а этого очень тяжело добиться.  Мы заинтересованы в том, чтобы донести свое слово до налогоплательщика. Хотелось бы, чтобы наши граждане полностью использовали имеющиеся  возможности законодательства.

Категорически не согласен с  рекламной фразой «заплатил налоги и спи спокойно»! Уверен, что правильная трактовка «Заплатил налоги и работай спокойно во благо страны и семьи!).

 

«Тульский Бизнес-журнал» опубликовал рейтинг «100 влиятельных людей Тульской области».  Ваше мнение: отражает ли этот проект действительность и нужен ли он в дальнейшем?

 

- Даже не знаю, что сказать. Если брать аспект чисто политический и общественный, то, на мой взгляд, использование рейтингов  оправдано. Лица, которые в них   представлены, соответствуют тем, кто реально осуществляет вклад в развитие социально-экономической ситуации в нашей области.  На первых ролях – и безусловно, заслуженно – в  основном представители руководства, решающие проблемы нашей области.

В отношении себя в этом рейтинге, не знаю - плохо это или хорошо. Может быть,  лучше, если бы я был менее публичным человеком. Ведь важность  нашей службы состоит еще и в том, чтобы все спокойно работали, а налоги собирались легко и полностью.