«30 лет решали и будут решать еще долго»: Игорь Агуреев рассказал о проблемах с тульским общественным транспортом

Игорь Агуреев рассказал о проблемах с тульским общественным транспортом

icon 17/11/2023
icon 15:30
«30 лет решали и будут решать еще долго»: Игорь Агуреев рассказал о проблемах с тульским общественным транспортом

Автор: ООО "Региональные новости", источник фото.

ООО "Региональные новости"

Не так давно "Тульские новости" проводили опрос среди своих читателей, чтобы выяснить, довольны ли они работой общественного транспорта. Вопрос с вариантами ответа был размещен в группе во "Вконтакте" и в telegram-канале.

Основные недовольства туляков связаны с долгим ожиданием, нехваткой транспорта в час-пик, проблемами с расписанием, непрофессионализмом некоторых водителей.

"Почему не доволен

1. Не дождёшься транспорта, нет графика , нет отслеживания.
2. Грязно, грязные автобусы как с наружи так и внутри , ржавые не обслуженные, нет однообразия.
3. В жару жарко (душно) , в мороз холодно .
4.Водители не обучены, к перевозке пассажиров.
5. Транспорт переполнен, по утрам и вечерам, не ужели на эти периоды нельзя увеличить количество , автобусов.
6. Стоишь в очереди чтоб оплатить проезд , соответственно создаётся пробка за автобусом.
7. Не могу не сказать про остановки, вернее их отсутсвие , не оборудованы , щас устанавливают новые , не спрятаться от ветра, не от дождя просто ужас" - написал Александр Знаменщиков (пунктуация и грамматика автора сохранены). 

"Конечно недоволен. 1. Неритмичность движения, не всегда выдерживается расписание, 2. Левый поворот на с ул. Советской на ул. Дзержинского задерживает трамвайное движение, 3. Существенную часть муниципальных автобусных маршрутов забрали у Тулгорэлектротранса и перевели на Пазики, маловместительные, тесные, де факто высокопольные, имиджево не подходящие для региональной столицы. 4. Город развивается, а новые линии электротранспорта или продления имеющихся нет... Сеть трамвая застыла в 1980х годах, единственная построенная в 00х годах линия троллейбуса никак не используется. Сам электротранспорт скукожился до минимуму, мало кто вспомнит, что когда-то у нас было под 300 трамваев и полторы сотни троллейбусов... 5. Часть транспорта выглядит неопрятно 6. Культура обслуживания пассажиров далеко не всегда на высоте, прежде всего на автобусном транспорте 7. В вечернее время уехать проблематично 8. Тз за отмена 37 автобуса и 11 троллейбуса фактически отсутствует связь южной части города с жд влкзалом через центр, люди лишены возможности нормально уехать в поздние часы, а на участке советская - первомайская по проспекту с вокзала ходит лишь коммерческий транспорт..." - Высказался Денис Денисов (пунктуация и грамматика автора сохранены). 

Большинство комментариев туляков однотипны. Именно поэтому "Тульские новости" обратились за комментарием к Игорю Агурееву - профессору Тульского государственного университета, эксперту в сфере транспорта. 

По его словам, проблема с общественным транспортом в Туле образовалась не два и не три года назад. Она стоит, как ком уже около 30 лет. Агуреев согласился с тем, какие именно моменты вызывают недовольства туляков.

Откуда ноги растут? 

Вопрос масштабный и сложный, решить его быстро не получится, поскольку важно понимать все нюансы. Один из них, как отметил профессор, связан с тем, что городские пассажирские перевозки - заранее убыточные, поэтому муниципальные предприятия всегда субсидировались, получали какие-то дотации. При этом капитальные вложения на развитие даются очень редко, а коммерческие перевозчики не получают их и вовсе.

"Сейчас в городе осталось единственное муниципальное предприятие - "Тулгорэлектротранс". Оно, безусловно, получает средства из городского бюджета, но прибыли никакой не приносит. Мелкие операторы, частные коммерческие перевозчики, продолжают работать, тщательно "оберегая" реальные объёмы перевозок, и это ни для кого не является секретом. Все прекрасно понимают, что они не могут показывать полную выручку, потому что это невыгодно. Это сразу грозит более серьёзными отчислениями и различными платежами. В противном случае потребуется новое повышение стоимости проезда, чтобы они могли реально работать и получать коммерческую прибыль. Однако то, что они делают, это очень значительная часть от общего объёма пассажирских перевозок, а я бы сказал, важная для города в целом работа, это надо понимать. И именно на них лежит основная тяжесть задачи по обеспечению транспортной доступности населения", - пояснил Агуреев.

Перевозчики тоже страдают

Именно с тем, что перевозчики стремятся уменьшить долю затрат, связано повышение стоимости за проезд. Однако даже это не способно их полностью сократить. Ну а где низкие доходы, там и соответсвующее обслуживание. Сильная текучка кадров дает о себе знать довольно ярко: не хватает водителей, контролеров, диспетчеров, грамотных специалистов по организации перевозок.

"Ни о каком качестве транспортного обслуживания при такой текучке и нехватке кадров вести речь, конечно, нельзя",  - считает транспортный эксперт.

Одной из главных причин сохранения недовольства туляков Игорь Агуреев назвал неосведомленность людей о работе транспортной системы и их слабую информированность обо всех её сложных процессах. По его словам, все привыкли видеть недостатки и возмущаться, но при этом не углубляться в истинные причины происходящего. Проблемы известны, но всем все равно, кто именно должен решать их. Поэтому один из векторов для решения вопроса Агуреев видит в активной работе органов местного самоуправления и транспортных компаний с населением в части его полноценного информирования и общественного обсуждения трудностей.

Когда произойдет чудо?

Как считает эксперт, сдвинуть проблемы с мертвой точки могут помочь новые региональные стандарты транспортного обслуживания населения. Их планируется ввести в регионе уже в начале следующего года. Среди новых документов будет и региональный комплексный план транспортного обслуживания населения, на основе которого будут организованы и городские перевозки. Для их разработки требуется провести тщательные обследования транспортного обслуживания и анализ.

"При реализации этого плана будет осуществляться мониторинг федеральными властями. Один раз в квартал будут проводиться проверки, насколько точно выполняются показатели плана" - рассказал Агуреев.

Введение такого документа может иметь как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, необходимо, чтобы стандарты и планы содержали высокие требования, а с другой - все понимают прекрасно, что если их сделать на таком уровне, то потом будет очень трудно реализовывать в рамках нынешних реалий. Поэтому транспортные власти региона стремятся сейчас очень тщательно подойти к этим задачам.

Транспортная проблема - вещь масштабная и серьезная. Важно понимать, что все не решится в один момент, однако, если власть и граждане будут внимательнее относиться друг к другу, это поможет снизить градус напряжения. А затем начнут происходить постепенные улучшения.