Сколько санкций ни накладывай, все равно проживем

icon 08/08/2014
icon 19:00

©

Как сообщает business71.ru, Россия ввела ограничения на импорт ряда продуктовых товаров из стран ЕС, США, Японии, Норвегии, Австралии. Это – наш ответ на их экономические санкции. Правительство Тульской области провело по сему поводу заседание. Губернатор Владимир Груздев дал интервью федеральному телеканалу «Россия 24». Смысл высказываний наших чиновников: область себя, в основном, прокормит, цены не вырастут, а крестьяне получили отличную возможность занять новые ниши на продуктовом рынке.

 

О раскладе сил

Никакого «продуктового» форс-мажора не случилось и не случится. Зависимость России от импорта самых необходимых видов еды – мясо, молоко, рыба, экзотические фрукты-овощи - от 15% до 30%. А по таким позициям, как хлеб, мука, картофель, индюшатина,  курятина, яйцо, местные овощи, плоды и ягоды мы не только обеспечиваем себя полностью, но и продаем часть продукции на экспорт. Относительные неудобства ожидают лишь любителей рыбных суши-блюд, французских фуа-гра, элитных и редких вин, дорогих твердых сыров. Надо думать, перетерпим.

 

Дальнейшая политика российского государства понятна. Максимальная поддержка своего производителя. А где не получается – смена поставщиков. Вместо французских, итальянских и испанских вин – такая же продукция из ЮАР ил Аргентины. Ничуть не хуже, зато – дешевле. Баранину – не из Австралии, а из Уругвая. Яблоки - не из Польши, а из Турции. Свинину – не из Германии, а из Белоруссии. Кстати, наши славянские братья могут выручить Россию по многим другим позициям.

 

О перспективе. Страны, попавшие под российские санкции, наверняка подадут в Арбитражный суд Всемирной Торговой Организации (ВТО). И он, со стопроцентной гарантией, его удовлетворит. Россия, как член ВОТ, решению подчинится, рынок снова «откроет». Но! Суды в системе ВТО длятся от полутора до трех лет. Значит, у наших крестьян есть, как минимум, полтора года, дабы отучить родного покупателя от эстонских колбас.

 

О дне вчерашнем…

О ситуации в Тульской области. Прежде всего, не следует забывать, что наш регион – сугубо промышленный. Последний раз тульские крестьяне обеспечивали земляков полным набором самых необходимых продуктов в 1925-1926 гг., в период НЭПа. Да и то – за счет сверх высоких цен и полунищенского питания в условиях разрухи после окончания Гражданской войны. Потом случилась коллективизация с постепенным уничтожением крестьянства, как класса, индустриализация, Великая Отечественная война, новая разруха, восстановление и развитие с упором на очередную индустриализацию. Итог: к середине 70-х годов ХХ века 80% населения региона проживало в городах (100 лет назад – 10%), а на полях и фермах трудилось 115 тысяч человек (перед Первой мировой войной – почти миллион). Вот уже более полувека туляки – яркие представители «городской цивилизации». Живут в условиях урбанизации.

 

Показатели аграрной отрасли при социализме были потрясающе плохими – 1800 кг молока на корову в год, 16-18 центнеров зерна с гектара, 120 центнеров – картофеля и т.п. В 3-4 раза ниже, чем в Европе. Но за счет огромных площадей посева (на треть больше, чем сегодня), массового поголовья КРС (750 тысяч коров, быков и телят, в девять раз больше нынешнего), свиней (450 тысяч, в восемь раз) регион по многим позициям себя почти прокармливал. Это «почти» могло бы тогда превратиться в стопроцентную само обеспеченность едой, однако область отдавала львиную долю произведенного продовольствия в «закрома родины». Откуда продукция уходила практически бесплатно в «братские» страны Азии и Африки, шла на нужды пятимиллионной армии. И туляки питались очень скромно, спасаясь за счет дач-огородов и регулярных поездок за едой в московские магазины.

 

…и сегодняшнем

Симптоматично, что и выступление губернатора Владимира Груздева по телеканалу «Россия 24», и речи министров на заседании Правительства Тульской области были достаточно объективными, без показной бравады и, тем более, без «шапкозакидательства». Тульская область, несмотря на свою промышленную ориентацию, по многим видам продуктов питания себя реально обеспечивает.

 

Полтора миллиона тонн зерна в нынешнем году (уже собран почти миллион тонн) почти вдвое превышает потребности региона в пшенице, ячмене, овсе. Подкупить, видимо, придется немного гречихи и кукурузы. Зато остальные виды зерна будем продавать с хорошей выгодой. Капуста, картофель, огурцы, свекла, морковь, яблоки, ягоды: урожай - «выше крыши». Здесь, правда, главную роль (на 50-70%) играют дачники и огородники, а не крупные сельхозпредприятия, но главное – есть отличный результат. Производство растительного масла – втрое больше, чем можем скушать. Восстановлено производство сахара, «кондитерка» - на «отлично». Пиво: куда ж больше, коль наша область – один из лидеров в масштабе страны? Впрочем, про этот напиток разговор не вели. Не главный продукт питания.

 

Очень интересно прозвучала информация по мясу и молоку. Губернатор честно признал, что есть проблемы (снижение поголовья КРС, банкротство птицефабрик, недавняя эпидемия АЧС, которая снизила поголовье свиней на 60 тысяч). Однако имеются неплохие перспективы: возводится фабрика по выращиванию бройлеров, на очереди - два крупных свинокомплекса, идет закупка элитных «молочных» пород коров. Рост производство молока на 15% - это, конечно, трудно, но сегодня – реально. Все остальное – через год-другой.

 

А вот в областном Минсельхозе на заседании регионального правительства решили блеснуть достаточно спорным «позитивом». И объявили, что мы себя полностью обеспечиваем молоком, мясом и куриным яйцом. Это не очень совпадает с окружающей картиной. Тот же Тульский молокозавод закупает 70% сырого молока для своего производства за пределами нашей области. Своего – катастрофически не хватает. А доля местной говядины на тульских рынках – всего 10-15%.

 

Остается предположить, что наши агрочиновники за «порог» обеспеченности взяли не настоящее потребление, а их «нормативные» значения при определении «продуктового минимума». Он рассчитан в Минздраве РФ, не дает человеку умереть с голода, но – не более того. Мяса, например, в тех данных полагается по 38 кг на человека в год. На самом деле кушаем по 85-90. Молока – по 110 кг, в реальности потребляем 180. В полтора раза больше «минимальных нормативов» съедают туляки яиц. До настоящей обеспеченности тут далеко…

 

О перспективах

Тульская область за 15-20 лет сделала гигантский рывок в производстве продуктов питания. Непосредственно на полях и фермах сегодня трудится 17 тысяч человек, в восемь раз меньше, чем в начале 90-х годов ХХ века. Зерна производим больше, урожайность по нему выросла вдвое. Надои молока – в два с половиной раза. Картофель, овощи и фрукты – показатели по урожайности стали в полтора-два раза выше прежнего. Сказываются механизация и автоматизация производства, новые сорта растений и пород животных, качественные корма, соблюдение агротехники на полях.

 

Тем не менее, кое в чем мы пока далеки от самообеспеченности. Но Тульская область – не отдельное государство. Львиную долю мясной и молочной продукции к нам везут из соседних регионов, из Белоруссии. Всего полгода назад стали падать поставки из Украины (их доля была в пределах 5-15%), но сегодня они полностью заменены продуктами-аналогами из Белгорода, Курска, Воронежа, Орла, Московской области.

 

 Есть, конечно, опасность роста цен. Владимир Груздев признал: в результате перехода на поставки ряда импортных продовольственных товаров из других стран, такое повышение цен возможно. Как и из-за достаточно высокой себестоимости отдельных видов российской продукции. Но речь, по его мнению, идет о нескольких месяцах. После чего рыночный регулятор «спрос-предложение» выровняет ситуацию.

 

Не будем спорить. Хотя, зная склонность нашей торговли к получению высоких прибылей любой ценой, тут возможны неприятные сюрпризы. Остается надеяться на влияние правительства России. Хотя бы в части «социальных» продуктов питания – мяса, молока, хлеба, картофеля.

 

А вот по поводу оперативного «прихода» в сетевые магазины тульских производителей продуктов питания оптимизма проявлять не стоит. Сегодня общая доля ретейла в торговом обороте в нашем регионе – 28%, а по еде – почти 40%. Выше средних данных по стране. Но представить местного агрария, который способен поставить «сетевикам» сразу сотню-другую наименований товаров, с упаковкой, развеской, заморозкой, соблюдением режима подвоза и многих других требований – очень сложно. Пока в сетевые магазины пробились лишь единицы тульских производителей еды и напитков. Сложное и дорогое это дело. Может быть, за год-два, которые «отводятся» на процесс «импортозамещения», кто-то и сможет это сделать.

 

Ну, и общий вывод. Туляки, как и все россияне, привыкли к любым неожиданностям. Мы – терпеливый и очень сообразительный народ. Уж, как было плохо в 1993-1994 и 1998-2001 гг., но – вывернулись. За 10 последних лет без особых последствий проскочили еще через два кризиса. Санкций на нас накладывали – не сосчитать. И что? Живем. Неплохо живем.

 

А фуа-гра, между прочим, вкусная, но крайне вредная для желудка вещь. Русские паровые котлеты с картошкой и капустой – куда полезнее…