Тульский Роспотребнадзор крепко взялся за крупнейшие российские маркетплейсы

icon 15/05/2023
icon 18:02
Важная новость
Тульский Роспотребнадзор крепко взялся за крупнейшие российские маркетплейсы

Автор: Фото: Тульские новости

Фото: Тульские новости

Тульский Роспотребнадзор направил в суд пять исковых заявлений в отношении Wildberries, Ozon и «ЯндексМаркет» с требованием признать действия российских маркетплейсов в отношении потребителей противоправными. 

Как сообщается на сайте ведомства, речь о включении в публичные договора условий, ущемляющие их права. В частности, условия продажи товара физлицам, размещенные на сайте интернет-магазина Ozon, не позволяют отказаться или возвратить денежные средства за приобретенные сертификаты. 

“Вместе с тем, по закону, приобретение сертификата рассматривается как авансовая сделка и, в случае если он не «обналичен» (товар по нему не приобретен), потребитель имеет право потребовать возврата стоимости сертификата”, — объяснили в Роспотребнадзоре.

Нарушают закон “О защите прав потребителей” и правила использования сервиса «Яндекс Маркет». В них ограничен способ оплаты заказа – «оплата картой» или «СПБ». Закон при этом четко регламентирует право потребителя на выбор способа оплаты – наличным либо безналичным платежом.

Есть вопросы и к условиям подписки «Яндекс Плюс». Это сервис, позволяющий получить доступ к фильмам и сериалам на Кинопоиске, трекам и подкастам на Яндекс.Музыке и кэшбэк баллами, которые можно копить и тратить на покупки, поездки и развлечения в сервисах Яндекса.

Они содержат положение, в соответствии с которым не подлежит возврату сумма, оплаченная за подписки при досрочном отказе от нее. 

“Установление штрафных санкций, препятствующих свободной реализации права потребителя на отказ от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, незаконно”, — отметили в ведомстве.

Превышает свои полномочия и торговая площадка Wildberries. В частности, компания  оставляет за собой право списывать деньги по имеющимся платежным данным, включая реквизиты удаленных из личных кабинетов пользователей карт. 

“Однако, ООО «Вайлдберриз» не является кредитной организацией и, следовательно, включение в договор условия о праве организации составлять и давать от имени потребителей распоряжения на перечисление денежных средств не имеет правовых оснований”, — указывается в сообщении.

Обратили внимание в ведомстве и на установление площадкой «платного возврата» товара, как при отказе от качественного, так и бракованного. 

Там подчеркнули, что при дистанционной продаже товаров расходы по возврату денег, уплаченных потребителем за товар ненадлежащего качества, несет продавец. Это регламентируется пунктом 23 Правил продажи товаров, утвержденных постановлением правительства РФ от 31 декабря 2020 года. 

“В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны и не должны применяться”, — подчеркнули в тульской Роспотребнадзоре.

По данным фактам ведомство объявило предостережения ООО «Вайлдберриз», ООО «Интернет решения», ООО «Яндекс» и направило в суды пять исковых заявлений о признании этих действий противоправными.

Ранее сообщалось, что с августа прошлого года Wildberries ввел штраф для пунктов выдачи за возврат бракованного товара в размере 20 процентов от его стоимости, который нельзя было оспорить. 

При этом в марте этого года размер санкции вырос до 100 процентов, а штраф за брак приравнивают к взысканию за подмену товара.

В связи с этим, владельцы и представители ПВЗ начали осаждать офис компании в Москве и изложили свои претензии в заявлении, переданном правоохранительным органам.

Генпрокуратура дала поручение проверить информацию о нарушении трудовых прав работников маркетплейса. В Госдуме назвали ситуацию неприемлемой и потребовали оперативного вмешательства всех заинтересованных структур.

По мнению депутата Натальи Полуяновой, подобные направлено на то, чтобы "раскачать экономическую лодку" в стране.