Иван Иванченко - из «Черного дельфина»: заявляет о невиновности, просит возбудить уголовное дело и не уничтожать вещдоки
© Фото: Тульские новости
25 апреля Тульский областной суд рассмотрел производство о судьбе вещественных доказательств по уголовному делу, решение по которому было вынесено еще в декабре 2012 года. «Проходная» история, если бы не одно но… В видеоконференцсвязи в Тульском областном суде выступил 31-летний Иван Иванченко. Тот самый «мальчишка», забивший молотком двоих женщин и троих детей. Решение о виновности Иванченко позже подтвердили все судебные инстанции.
Трагедия на улице Кутузова
1 августа 2011 года жители дома №102А по улице Кутузова пожаловались на трупный запах. Также люди пояснили, что уже довольно давно не видели жильцов одной из квартир. На место были вызваны спасатели. Они вскрыли дверь и тут же вышли из квартиры. В ванной комнате были сложены несколько тел.
- [Сотрудник службы спасения] увидел три тела, которые лежали в ванне. Верхнее женское свисало из ванны вниз головой. Выйдя из квартиры, стал ждать следственно-оперативную группу, до которой в квартиру никто не заходил. На стенах квартиры видел капли бурого цвета, - говорится в материалах.
Трупы, как выяснилось позже, пролежали в ванной около недели. Они сгнили настолько, что волосы и кожа при прикосновении к ним начинали отслаиваться. При переносе тел в одну из комнат следователи обнаружили еще двоих мертвых детей. Личности погибших были установлены сразу же – 35-летняя Мария Шкарупа, ее мать и трое детей Марии. Старшему было всего 9 лет. У всех погибших имелись множественные повреждения черепа. Жертв забили молотком.
Та самая ванна, в которой лежали тела. Во время следственного эксперимента сам Иванченко закрывал нос рукой. В квартире все еще стоял жуткий запах
Мария Шкарупа – дочь известного дирижера Леонида Шкарупы, заслуженного деятеля искусств России, создатель и организатор Уральского Государственного Русского Народного Оркестра.
Новость о массовом убийстве тут же облетела всю страну. В Тулу приехал глава СК Александр Бастрыкин. Также в областной центр распоряжением министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева были направлены специалисты центрального аппарата МВД. Следственно-оперативной группой рассматривалась версия убийства, связанного с профессиональной деятельностью Марии Шкарупы. Она работала риелтором. Также в СМИ активно продвигали историю со связью женщины с сектантами-мормонами. Основной версией же являлся бытовой конфликт. Факт того, что дверь была закрыта снаружи, сразу навел сыщиков на мысль, что убийца мог быть хорошо знаком с семьей. Так, под подозрение, например, попал бывший супруг Марии, но его непричастность к убийству была довольно быстро доказана.
3 августа в отдел полиции были доставлены два брата Иванченко. Их развели по разным кабинетам. Старшего отпустили поздней ночью, от младшего – Ивана – получили признательные показания. На тот моменту молодому человеку было всего 19 лет.
На следующий день показания были проверены на месте. Дом на улице Кутузова оцепили по периметру. Не исключались попытки самосуда со стороны жителей города. Иванченко также показал, куда выбросил молоток, а также окровавленные постельные принадлежности, полотенца и халат.
Сам Иван на суде рассказывал, что познакомился с Марией осенью 2008 года. Женщине он ремонтировал компьютер. Позже стал заходить в гости, познакомился с детьми. С июля 2009 года, утверждает Иван, он прекратил общение с Марией из-за «ее попыток вступить с ним в близкие отношения». Иванченко успел послужить в армии, но связи с женщиной не потерял. При этом видел Марию последний раз, утверждал молодой человек, в ноябре 2009 года, за полтора года до убийства.
При этом в деле есть показания Иванченко, данные на предварительном следствии на следующий день после задержания. Молодой человек по-прежнему утверждал, что не хотел продолжать общение с Марией, но та назначила встречу у нее в квартире 24 июля 2011 года. За день до этого, рассказал Иванченко, «неизвестный на улице, высказав осведомленность о его близких людях и о нем, угрожая ему, предложил ему ликвидировать Марию, ее троих детей и мать». Угрозы неизвестного Иванченко якобы воспринял реально после того как женщина рассказала, что работает риелтором.
Иванченко рассказывает версию о неизвестном, который приказал ликвидировать семью
После интимной близости, когда Мария заснула, молодой человек взял молоток и нанес женщине несколько ударов по голове. Та захрипела. Иванченко положил на голову подушку. Есть в материалах также показания о том, что Иванченко проснулся и «обнаружил, что Мария сидит на нем и совершает половой акт». Женщину молодой человек скинул с себя, вышел на лестничную клетку, был сильно взволновал и в итоге решил убить Марию.
61-летняя Валентина Бормотова в этот момент находилась на кухне. Когда она подошла к газовой плите, Иванченко нанес ей несколько ударов молотком в висок. Далее поочередно убил троих детей, в том числе прощупав у них отсутствие пульса. Тела сложил в ванной и начал замывать следы крови. Протирал также все, к чему прикасался. Над телами мыл полотенца. Когда ванна с трупами наполнилась водой, полотенца стал смачивать в детском ведерке. На все потратил более двух часов и около шести утра стал выносить из квартиры тюки с бельем. Паспорта, свидетельства о рождении и другие документы сжег.
Отличие показаний уже на суде, не признававший вину Иванченко объяснял по-разному. Заявлял о давлении и пытках, что позже категорически опровергали в СК. Ряд фактов, утверждал, просто узнал из СМИ. Незнакомца, который якобы «заказал» убийство семьи просто выдумал.
Суд приговорил Иванченко к максимальному наказанию, которое предусмотрено УК РФ – пожизненное лишение свободы.
- Я на 1000% убежден в вине Ивана Иванченко. Не понимаю ни позицию адвокатов, ни его самого. Для чего при наличии таких доказательств отрицать свою вину, -заявлял на тот момент прокурор области Олег Черныш. Он одним из первых разговаривал с Инванченко один на один сразу после задержания.
«Черный дельфин»
Решение Тульского областного суда было обжаловано в нескольких инстанциях, но безрезультатно для Иванченко. Пожизненный срок оставили в силе.
Молодого человека этапировали в колонию «Черный дельфин». Это исправительное учреждение, расположенное в городе Соль-Илецк Оренбургской области.
По данным из различных источников, в колонии отбывали или продолжают отбывать наказание людоед Виктор Николаев, серийный педофил и убийца Олег Рыльков, маньяк Владимир Муханкин, убивший восьмерых человек, террорист Иса Зайнудинов - один из исполнителей взрыва жилого дома в Буйнакске в 1999 году, в результате которого погибли 64 человека.
«Черный дельфин» называют самой жесткой колонией в России, несмотря на наличие других учреждений аналогичного типа содержания. Об условиях подробно рассказывало издание «Лента.ру».
Живут осужденные по строгому расписанию и правилам. Например, розетки для кипятильника включают на определенное время, обувь – только без шнурков. При открытии двери в камеру, осужденный обязан подойти лицом к стене, отвести руки за спину, поднять их вверх с вывернутыми наружу ладонями и «напомнить» охране имя и все статьи, по которым осужден. Дальнейшие передвижение также по команде. На каждое требование обитатели «Черного дельфина» обязаны отвечать «Есть, гражданин начальник».
Во время осмотра камеры осужденный всегда находится в наручниках в коридоре. Помимо охраны на месте также находится кинолог с собакой. По колонии зэков водят с завязанными глазами в согнутом положении в наручниках двое конвоиров и кинолог с собакой. Снимают наручники только в часовне и душе. При этом моются осужденные в специальной клетке.
Еду доставляют в камеры в жестяных мисках через маленькое окошко лопатой с длинным черенком.
Сидеть и лежать на нарах запрещено с подъема до отбоя. Сон – при ярком свете головой к двери. Накрываться с головой нельзя. Курение запрещено. Просмотр телевизора – определенное количество часов в день без права выбора передачи. Реклама по ТВ при этом блокируется.
Осужденным не запрещается читать. Под запретом находятся шахматы.
Самые опасные зэки сидят в одиночках, но есть двухместные и четырехместные камеры. Правда, беседы вести запрещено.
Возможность выйти на свободу есть даже у «пожизненников». Шансы теоретические. Осужденный может подать на условно-досрочное освобождение после 25 лет за решеткой, при этом не имея ни единого замечания за последние три года.
Новое появление Иванченко в Тульском областном суде
25 апреля Иван Иванченко снова оказался в родной Туле. Правда, лишь по видеоконференцсвязи в областном суде. Там было рассмотрено производство, касающееся судьбы вещественных доказательств по делу. По мнению Иванченко, часть из них необходимо передать его матери. Например, берцы, черные сланцы, телефоны, детализацию звонков.
Свою вину в 2012 году Иванченко не признал. Не признает и до сих пор. 31-летний осужденный, довольно-таки пополневший за годы в «Черном дельфине», завил, что убийца семьи Шкарупа по-прежнему гуляет на свободе.
- Я вынужден сделать заявление, связанное с детализацией данных телефонных соединений и заявить о том, что в совершении в совершении убийства Шкарупы Марии Леонидовны, Бормотовой Валентины Петровны и троих детей причастен гражданин Республики Узбекистан, прибывший на проживание в Тулу в 2011 год, который через агентство недвижимости, в котором работала Шкарупа, арендовал квартиру для проживания… - начал рассказывать Иванченко.
Судья перебил Иванченко, пояснив, что данная информация не относится к рассмотрению разбирательства о судьбе вещественных доказательств.
Позже Иванченко все же объяснил, почему настаивает на хранении детализации звонков.
- Дело в том, что согласно детализации следует, что гражданин Республики Узбекистан похитил два мобильных телефона, принадлежащим погибшим. Помимо этого данные телефоны до настоящего времени органами следствия, прокуратуры и судом обнаружены не были. Кроме того, гражданин Республики Узбекистан, который совершил убийство, за которое я отбываю наказание, с одного из абонентских номеров, принадлежащих Шкарупе Марии Леонидовне, отправлял сообщение на номер, зарегистрированный на мужчину, зарегистрированного в Республике Узбекистан. Этим номером пользовалась гражданка Республики Узбекистан, что свидетельствует о том, что он причастен к делу.
Согласно той же детализации телефонных соединений, 4 августа телефон с сим-картой Шкарупы Марии Леонидовны был включен в сеть, и с него было отправлено автоматическое СМС «я на связи», свидетельствующее о том, что более суток, как я был задержан, кто-то пользовался телефоном погибшей с сим-картой, что опровергает обвинение и обвинительный приговор в отношении меня, - заявил пожизненно осужденный.
Представить данные доказательства, пояснил, Иванченко, он не мог ввиду нарушений на стадии суда.
- Я заявляю о том, что гражданин Республики Узбекистан совершил нападение на эту семью и убил их приблизительно в конце июля 2011 года. Заявляю это сейчас по причине того, что встал вопрос о возможной утрате вещественных доказательств.
Я убедительно прошу суд вынести частное постановление в адрес прокуратуры с просьбой возбудить производство по уголовному делу ввиду иных новых обстоятельств.
В стране участились случаи совершений преступлений, гражданами, приехавшими из Средней Азии. О последнем мне известно в 2021 году. Сообщалось в газетах об убийстве семьи, - сказал Иванченко.
Прокурор заявления осужденного назвал домыслами.
С журналистом «Тульских новостей» мать Иванченко Ирина общаться изначально не хотела, пояснив, что ранее пресса «всегда переворачивала ее слова». После же все-таки высказалась о деле сына.
- Вы по-прежнему считаете, что он невиновен?
- Вы знаете, я могу сказать, что не знаю ничего на этот счет. Я в неуверенности, что он виновен.
- Не уверены?
- Не уверена.
- А эти вещественные доказательства могут помочь в дальнейшем?
- Я могу сказать, что на многих заседаниях я была, когда адвокаты говорили приходить. Адвокаты говорили, что многие вещественные доказательства являются косвенными и из дела их надо изымать, но поскольку шашкой махали, в три дня расследуя дело… Первого числа [прим. августа] их нашли убитыми, второго числа моих сыновей забрали с работы, а третьего – в ночь с третьего на четвертое [августа] Нургалиеву доложили, что дело расследовано. Как вы думаете, есть сомнения?
- У вас как у матери есть сомнения.
- Не просто как у матери, а просто есть. Как вы считаете, за сутки можно было [расследовать]? А потом уже ничего изменить нельзя. То, что не ложилось в матрицу, исключалось.
- Он в «Черном дельфине»?
- Да.
- Для пожизненно осужденных есть возможность выйти по УДО. Вы надеетесь?
- Прецедентов практически нет. Это УДО после 25 лет, но стараются не выпускать. Что там будет, я не знаю…
- Вы к нему ездили? Свидание было?
- Да. Немножко ковид подпортил, карантин был. Поэтому что там и как, мы были в шоке абсолютно от этого всего. Нарушений там воз и маленькая тележка.
В перерыве судебного заседания, а также после него Ирине удалось немного пообщаться с сыном.
Суд постановил оставить в уголовном деле письменные материалы [вероятно, в них входит детализация звонков], а также диски со следственными экспериментами и проверкой показаний на месте. Телефоны, сим-карту и обувь Ивана Иванченко передадут матери осужденного.
Через несколько минут после заседания осужденного к пожизненному лишению свободы выпустили из клетки. Но лишь для того, чтобы перевести в другую. Минимальный шанс на условно-досрочное освобождение у Иванченко появится более чем через 10 лет.