Доход «спортиков» зависел от жестокости избиения: подробности работы «наркобригады», членов которой будут судить в Тульской области

icon 13/04/2023
icon 06:45
Доход «спортиков» зависел от жестокости избиения: подробности работы «наркобригады», членов которой будут судить в Тульской области

© Фото: Тульские новости/архив

Фото: Тульские новости/архив

В конце марта прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении 15 жителей Тульской области, которых в зависимости от роли или степени участия обвиняют по статьям «Участие в преступном сообществе», «Незаконный сбыт наркотических средств организованной группой в крупном и особо крупном размере», «Разбой с применением насилия организованной группой», «Покушение на умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога». 

«Тульские новости» узнали ряд подробностей громкого дела, которое в ближайшее время будет рассматривать один из судов региона.  

** 

Большинство участников попали в преступное сообщество через Telegram. Причем работа помогала не только получать деньги, но и без труда «выцепить» новую дозу. Все, кроме двоих, фигуранты дела сами употребляли наркотики. 

 - Так или иначе они искали возможность приобрести наркотики, а на определенном этапе стали рассматривать возможность получения дохода от этой деятельности. Кто-то банально обнаружил на стене граффити о постоянном источнике дохода, кто-то прочитал листовку. В этих рекламных материалах, конечно, не говорилось, что деятельность будет носить противоправный характер. Просто обещали высокий доход. Когда эти лица вступали в общение с операторами, им на выбор предлагали несколько вакансий. Можно было устроиться рядовым закладчиком, рекламщиком – наносить «граффити» посредством трафаретов или расклеивать листовки. Можно было попасть и в группу собственной безопасности. Это, так называемые, «спортики» - лица, которые применяли меры наказания к закладчикам, обманувшим интернет-магазин. Деятельность «спортиков» носила двойственный характер. Это и возмездие, и профилактика среди закладчиков, чтоб не повадно было, - рассказывает начальник отдела по надзору за следствием в органах МВД России по Тульской области Олег Ашихмин. 

«Спортикам», чтобы получить свою «зарплату», необходимо было не только наказать закладчика, но и снять процесс на видео, отправив его в Telegram оператору. Тот размещал ролик в общем чате. Новым закладчикам обязательно показывали видео с наказаниями. 

Оперативниками были задержаны руководители начального уровня. Так, лидер подразделения «спортиков» получал заказ на определенного человека и уже сам формировал небольшую боевую группировку, сообщая все данные о жертве или в ряде случаев сам участвуя в расправах. Существовала определенная шкала по оплате труда бойцов. Больше жестокости – больше денег. Первые избиения были «мягкими» - били руками и ногами. Затем, понимая, что заработать можно больше, «спортики» стали использовать подручные средства – пруты, ножки от табуреток, разводные ключи, ножи, отвертки. Нередко жертв «помечали», выливая на них зеленку. Известно о фактах, когда «спортики» наказывали  девушек. 

По делу доказано семь эпизодов разбойных нападений. Именно по данной статье квалифицированы избиения закладчиков, так как помимо «зарплаты» «спортики» получали еще и ценные вещи жертв. Обязательно забирали мобильные телефоны, так как в них содержался компромат на наркосеть. Также за избиения бойцы получали от кураторов бесплатные наркотики.

 - Закладчики могли забрать часть наркотика или полностью обмануть, сделав муляжи. Например, получить «синтетику», а вместо нее насыпать муку, в надежде на то, что закладку потребитель поднимет и формально работа будет выполнена. Обмануть магазин можно было по-разному, но так или иначе информация становилась известна операторам и те давали «спортикам» команду наказать провинившегося, - продолжает Ашихмин.

Одному из закладчиков «спортики» попытались сжечь дом. Пожар был вовремя потушен. 

Все 15 человек, которые предстанут перед судом в (прим. «работала» «наркобригада» по всей области, но большее число преступлений совершено в Киреевске), между собой знакомы не были. Лишь внутри групп, по роду деятельности. 

 - Было несколько обособленных групп, которые не знали о существовании друг друга. Почему их деятельность квалифицирована в рамках преступного сообщества? Потому что у них были одни и те же кураторы и одни и те же глобальные преступные цели -  максимально эффективное функционирование нелегального бизнеса, увеличение его прибыли.  Сложная разветвленная структура сообщества не предполагает осведомленности лиц, стоящих ниже по иерархии, не только о существовании других подразделений, но и личного знакомства, - говорит прокурор.

Оперативниками были задержаны руководители начального уровня. Структура же выше была гораздо серьезнее. Это не только лица, которые работали непосредственно с наркотиками – от закладчиков до поставщиков. Существовала и определенная кадровая служба, которая проверяла все документы «сотрудников», проводила стажировки, обучая правильно оборудовать тайники с закладками, фиксировать их координаты и т.д. Ревизоры следили за закладчиками, проверяли качество из работы.  От них и поступала информация об обманах куратору, который в дальнейшем передавал ее «спортикам». 

 - Если закладчик не знал, что его обман раскрыт, то оператор мог просто дать ему новое поручение, направив в определенное место, где его ждали «спортики». Если присвоивший наркотики закладчик на связь с магазином больше не выходил, задача «спортиков» была сложнее - узнать местонахождение жертвы, отследить, обеспечить условия для нападения.. Число участников нападения, степень жесткости – все на усмотрение «спортиков». Но прослеживалась тенденция к ужесточению наказаний, потому что «спортики» были в этом финансово заинтересованы, - продолжает Ашихмин.

Треть обвиняемых являлись представителями силовой бригады. При этом еще двоим фигурантам дела не вменяют участие в преступном сообществе, поскольку  они были привлечены для наказания закладчиков разово и о его существовании не знали. 

В ряде эпизодов избиты были случайные люди. Они просто оказались вместе с провинившимися закладчиками. 

 - В других регионах страны были уголовные дела, по которым «спортикам» вменялось совершение разбойных нападений как самостоятельных общеуголовных преступлений,  без привязки к преступной организации в целом. Мы же, как представляется, сумели доказать наличие единого для всех участников умысла на реализацию преступным сообществом своих целей. Одна из возможных позиций, которую могут занять  «спортики» и их защитники - ими наказывались люди, которые занимаются сбытом наркотиков. Гипотетически можно нарисовать картинку благородных разбойников и санитаров общества, - рассказывает прокурор. - Но это далеко не так. Лёгкие деньги и бесплатные наркотики - вот то, что движило ими на самом деле. 

Задержания участников преступного сообщества происходили практически в течение года, вплоть до апреля 2022 года. 

 - С того момента, как участники предоставили свои личные данные руководителям преступного сообщества, все они стали расходным материалом, с которым можно делать все, что угодно – наслать «спортиков», сдать правоохранителям, - считает Ашихмин, - Покинуть этот круг обречённых практически невозможно - дверь работает только на вход. 

В деле 28 эпизодов. Большая часть связана с распространением наркотиков. Также есть факт поджога дома, семь разбойных нападений и участие в преступном сообществе. Максимальное наказание, которое грозит большинству фигурантов – 25 лет лишения свободы.