Зачем Путин приезжал в Тулу?
Дважды откладывавшийся третий визит Президента России в Тулу все же состоялся. И снова – как и два предыдущих приезда В. Путина – он оказался неожиданным по форме и «многослойным» по содержанию. Хотя главных целей он, судя по всему, достиг. И тулякам от того – только лучше.
Маленькие секреты больших визитов
Первый приезд был в мае 2004 года в канун Дня Победы. Народу он запомнился пустыми улицами, закрытыми магазинами, кафе и ресторанами по пути следования кортежа. А также хорошо организованными толпами ликующих «поселян» возле драмтеатра и памятника «Три штыка», где руководитель государство общался с людьми. И фразой руководителя страны, который назвал Тулу «столицей России по ветхому жилью».
Умилила история с бабушкой – ветераном войны, которая во время чаепития в КБП пожаловалась Президенту на то, что ей никак не проведут домой телефон. Владимир Путин на выдернутом из блокнота листочке написал – «Срочно провести телефон ветерану ВОВ (такой-то)». И вручил губернатору В. Стародубцеву. Через три часа, когда Президент только-только возвращался в Москву, дома у бабушки уже звонил новенький телефон – связисты нашли и столбы, и кабель, которых прежде почему-то не было. А Василий Александрович Стародубцев долго хранил записку у себя в кабинете на столе под стеклом.
Два других события, которые имели существенные последствия, мало, кто заметил. Экскурсию по КБП проводил тогдашний главный инженер предприятия Вячеслав Дудка, который лихо отрапортовал про разработанные и выпускаемые на тульском предприятии «изделия». Владимир Путин подозвал одного из помощников и, кивнув на докладчика, сказал: «Запиши фамилию. Полковник, и рукопожатие у него крепкое. Может, пригодится человек». Ну, историю последующего возвышения В. Дудки и ее финал мы пересказывать не будем.
Но была еще беседа Президента и руководителя КБП, гениального российского конструктора Аркадия Шипунова. Подойдя к плакату, где отображался рост объемов продаж тульских вооружений, академик стал неспешно его комментировать. Владимир Путин вгляделся в картинку и спросил: «А где же доля продаж оружия нашей армии по госзаказу?» На что последовал ироничный ответ: «Я уже в возрасте, зрение у меня слабовато. Вы – молодой, должны увидеть узенькую полоску на плакате. Только 2% наших образцов закупает сегодня Россия. Больше, говорят чиновники, денег нет. Вот мы и вооружаем армии других стран».
С лица гостя исчезла улыбка, он повернулся к толпе министров и генералов, многие из которых стали бледнеть. Несколько секунд стояла тишина. Потом В. Путин взял А. Шипунова за локоть, и они, тихо разговаривая, отошли в сторону. Большинство тех генералов и министров позже уволили. А госзаказ для КБП теперь - 40%, и продолжает расти…
Второй визит был в 2009 году, гость прилетел к нам на вертолете. Президент глянул в Новомосковске на индустриальный кластер из нескольких предприятий и поспешил в КБП. Снова были закрытые беседы с ведущими российскими оружейниками и промышленниками. «Игрушечная» война с Грузией показала, насколько мы здесь отстаем. Если бы против россиян выставили кого-то чуть серьезнее, нам бы пришлось туго. Атомное оружие в таких случаях не применишь, а любителей попытаться «отгрызть» от России ее «кусочек» найдутся. Значит, в ответ надо бить один раз и так, чтобы никто очень долго ничего не хотел и не мог. Правительство приготовило план коренного перевооружения российской армии высокоточным оружием, который сегодня успешно реализуется. И снова Владимир Путин не забыл про туляков.
А обыватели запомнили историю про слесаря-сборщика КБП из числа отставных военных, который попросил у Президента какой-нибудь сувенир на память. И получил часы с руки главы государства.
«Тульский народный полк» - миф или реальность?
За прошедшие почти пять лет с момента предыдущего приезда В. Путина в Тулу произошло много событий. Не стало великих конструкторов-оружейников Василия Грязева и Аркадия Шипунова. КБП акционировали и назначили туда московских руководителей. Предприятие стало главным в холдинге «Высокоточные системы». Американцы в четвертый раз за 10 лет ввели санкции против КБП, обвинив его в «пособничестве террористам». Специалисты тульского предприятия поблагодарили наших заокеанских «заклятых друзей» в бесплатной рекламе. Ведь во многих странах мира позитивно относятся к тем, кого ругают американцы.
Возникла и сошла на нет волна публикаций в российских газетах против КБП. Кто оплатил те статьи - неизвестно, но в лживые уверения, что тульские оружейники выпускают «ржавые зенитки», не поверил никто. Видимо, шла конкурентная борьба за влияние в создаваемых холдингах, и кто-то хотел оттеснить туляков от руководства ими. Не вышло.
Зато обиделись израильтяне. Они, конечно, разгромили отряды «Хезболлах» в Ливане, но потеряли при том немало танков. И если бы речь шла об американских «Абрамсах», которые за неуклюжесть называют «сундуками» - бог с ними. Тут мировые лидеры не они, а немцы, израильтяне, русские и англичане. Однако в тот раз били отличные израильские танки «Меркава», и били тульскими управляемыми ракетами «Конкурс» и «Корнет». Но ведь сами же виноваты – полезли бронетехникой в жилые кварталы, где их стали лупить из подвалов и с крыш...
А тем временем росла и ширилась слава системы ПВО малой и средней дальности «Панцирь-С1». Удивительна история создания этой машины, где воедино слились скорострельные пушки, сверхточные управляемые ракеты и уникальная система управления, когда можно было одновременно сбивать четыре цели, а отслеживать – более двух десятков. Такого пока нет нигде в мире. Саму идею о «универсальной машине» В. Грязев и А. Шипунов выдвинули в начале 70-х годов, когда в остальных странах были уверены, что артиллерия доживает последние годы. До практической реализации работы дошли в конце 80-х. Но тут Россия развалилась, денег не стало. И Аркадий Георгиевич Шипунов сделал уникальный шаг, равному которому история российской оборонки не знала. Он занял денег под «честное слово» у шейхов из Объединенных Арабских Эмиратов. Обещав, что первые машины получат именно они (и получили-таки!).
Сейчас даже представить сложно, как это могло случиться. Но родное государство было слабым, а шаг туляков – гениально-спасительным. И ведь сделали систему! Правда, сроки чуть дольше оказались, но конечный результат - восхитительный.
Сначала поразительные результаты были показаны на учениях – в России, Белоруссии, Казахстане. Сбивали все, что больше мухи, не подпуская к «прикрываемому» объекту ближе, чем на 5-6 километров. Иностранцы криво усмехались, но когда наши за считанные секунды «срубили» запущенные против них несколько неизвестно где раздобытых новейших американских сверхзвуковых и вроде бы сверхзащищенных ракет, куда более совершенных, чем знаменитые «Томагавки», те поскучнели. А тут еще странная история со сбитым над Сирией турецким разведывательным самолетом американского производства, который считался «неуязвимым». За пять секунд сбили. С первой же попытки. Так разрубили на куски, что ничего не нашли.
За «Панцирями» выстроилась очередь покупателей. Вплоть до бразильцев, которые мечтают с их помощью обезопасить небо над стадионами будущего чемпионата мира по футболу. Повернулась лицом к ним и российское Министерство обороны. Опять же Сочи во время зимней Олимпиады будем тоже мы охранять.
А по Туле поползли слухи: во всех учениях военные команды «Панцирей» в управлении системой участвуют по минимуму. Реально действует бригада тульских инженеров – авторов системы. Им даже дали имя – «тульский народный полк». Говорят, за границей тоже они работают. Правда это или нет, неизвестно. Но о КБП заговорил весь мир…
Трехчасовой визит с неявными целями
Удивительный оказался третий визит В. Путина в Тулу. Во-первых, его переносили, но – не отменили. Значит, что-то важное хотел президент увидеть и услышать в Туле. И не от чиновников от оборонки, а от наших конструкторов и производственников.
Во-вторых, изумительная краткость приезда. К 15-30 прибыл, в 19-00 уехал. Для прессы прошелся по цехам предприятия «Щегловский вал», где почти все рабочие – с высшим техническим образованием. Именно они и выпускают «Панцири». На радость столичным журналистам, которые ни черта не понимали в этой удивительной технике, обзывая ее в своих статьях «трехметровой автоматической зениткой на базе КАМАЗа», поговорил с работниками завода. И пообещал настырной сотруднице уточнить вопрос с открытием новых детских садов и возведением жилья. Чуть позже губернатор Владимир Груздев подробно объяснил ситуацию, а она - не так и плоха. Строим и детсады, и жилье.
А Президент полюбовался на образец системы белого цвета для работы в Арктике, но забираться в кабину не стал. Подержал в руках автомат, сделанный по непривычной для нас схеме «булл-пап», и пистолет-пулемет. Посмотрел на «Корнет-Э», противотанковую управляемую ракету, которая бьет не на 5, а на 10 км, и способна «попутно» сбивать вертолеты, низколетящие самолеты. Послушал про «умный» снаряд «Краснополь» - туляки оказались зачинателями нового класса вооружений: и не ракета, но и не совсем снаряд, гораздо умнее и точнее его. Покивал головой в ответ на информацию о том, что страны НАТО закупают тульскую продукцию, часть из которой адаптирована под их калибры и машины.
После чего провел совещание с предсказуемыми результатами. России требуется высокоточное оружие. Много и хорошего. Тула – один из центров по его разработке и производству. Мы – молодцы. Будем выпускать оружие.
И это – все, зачем к нам ехал Президент? Позвольте не поверить.
Как минимум, есть три причины для визита. Одна – глобальная, в рамках упомянутой реформы Вооруженных Сил России. Нужно было лично и на месте увидеть, как идет модернизация производства, на которые выделяются многие миллиарды рублей (кроме КБП от нас в программе участвует «Сплав»). Успеют ли туляки к 2018 году сделать свои заводы самыми передовыми в технологическом плане? Не верить радостным отчетам чиновников, а - «потрогать руками».
В том числе по поводу реализации проекта под условным названием «Неуязвимый солдат», который был задуман еще А. Шипуновым. Суть – создать такие виды оружия и техники, когда солдат лично в бою участия не принимает, а лишь руководит «роботами», уничтожая технику и живую силу противника. Исследования в этом направлении сегодня активно идут во всем мире. России отставать негоже. И туляки здесь – не последние люди. Лучшее оружие «ближнего боя» - наше. Теперь его нужно «автоматизировать» и «компьютеризировать».
В 2012 году был создан Фонд перспективных исследований. Он занимается поиском и отбором смелых нетривиальных конструкторских разработок. Туда уже поступило около тысячи проектов. Часть их них засекретили, они очень неплохие. Но ведь кто-то должен будет все это доводить в инженерном плане до производства и воплощать в «металле». В числе первых – снова туляки. Кажется, увиденным В. Путин остался доволен. Тем более что комплекс «Панцирь-С1» (как и многие другие тульские разработки) – из класса «долго живущих». Он создан так, что еще многие годы, а то и десятилетия его можно будет модернизировать. И сегодня уже готов очередной вариант, кардинально превосходящий нынешнюю модель.
Но есть и вторая задача – сугубо практическая. Заказов на «Панцирь-С1» поступило столько, что «Щегловский вал» с ними в одиночку не справится. Значит, нужен новый завод. Где и как строить? Во что обойдется? Каковы сроки? Где взять кадры? И много еще вопросов. Наверное, об этом тоже говорили. Тем более что предварительная проработка проблемы активно ведется. В прошлом году в Туле побывало несколько больших чинов «оборонного» профиля, о приезде которых не распространялись. И наши руководители оружейных предприятий в Москве – тоже частые гости. Возможно, скоро мы узнаем о решениях.
И, наконец, третья цель. Она, правда, вырисовывается из тех же слухов. Говорят, В. Путин приехал лично поблагодарить создателей «Панциря-С1» за отличную работу во всех смыслах. Может, кого-то и наградили. Если у нас есть «тульский народный полк», то почему там не может быть тех, кто проявил удивительное мастерство и, тем самым, укоротил желание отдельных иноземных политиков кое-где снова повоевать? Если «там» наши «Панцири» - легкой «прогулки» не получится. Потери будут, и еще какие. Спросите у израильтян…