Применение РСЗО «Торнадо-С» в контрбатарейных дуэлях с HIMARS возымеет эффект лишь в связке с Ту-214Р

icon 10/10/2022
icon 07:10

© Пуск штатного корректируемого реактивного снаряда линейки 9М528 без носового модуля наведения и управления 9Б706.01.000, оснащённого БИНС СН398М и аэродинамическими рулями

Пуск штатного корректируемого реактивного снаряда линейки 9М528 без носового модуля наведения и управления 9Б706.01.000, оснащённого БИНС СН398М и аэродинамическими рулями

На фоне возведения потенциальным противником на условных театрах военных действий эшелонированных зон воспрещения и ограничения доступа и манёвра A2/AD, представленных эшелонированными противоракетными «заслонами» с удалёнными тыловыми «хабами» и лазейками снабжения одной, особую актуальность обретает вопрос разработки и запуска крупносерийного производства перспективных высокоточных ракетно-артиллерийских средств. При этом, радиус их действия и круговое вероятное отклонение (КВО) должны обеспечивать уверенное выведение из строя критически важной транспортной и командно-штабной инфраструктуры противника в оперативной глубине от нескольких десятков до более чем 100 -150 км.

Также подобные передовые реактивные системы залпового огня должны оказывать эффективное контрбатарейное противодействие реактивным артиллерийским дивизионам (РеАДн-ам) аналогичных РСЗО противника, оставаясь при этом вне радиуса действия последних.

В строевых частях Ракетных войск и артиллерии вышеуказанный спектр задач возложен преимущественно на перспективные 300-мм дальнобойные РСЗО 9К515 «Торнадо-С», оснащённые дальнобойными управляемыми реактивными снарядами 9М544 с кассетным кумулятивно-осколочным «снаряжением» в количестве 522 элементов, а также управляемыми реактивные снаряды 9М549 с 72 более массивными осколочными боевыми элементами. Оба типа боевых элементов способны наносить критический ущерб как живой силе, так и бронетехнике противника, оказывая осколочное воздействие на пехоту и воздействие кумулятивных струй на наиболее малогабаритные бронелисты верхней проекции танков и боевых машин пехоты.

Располагая носовыми аэродинамическими рулями (обеспечивающими дополнительные несущие качества), перспективными бесплатформенными инерциально-навигационными блоками СН398М (с усовершенствованными алгоритмами оптимизации траектории полёта с увеличенным стратосферным отрезком), а также новыми РДТТ с большим периодом выгорания твердотопливных зарядов и большим удельным импульсом тяги, реактивные снаряды линейки 9М544 и 9М549 могут похвастаться эффективной дальностью порядка 120 - 140 км.

Модульные комплекты наведения и управления 9Б706.01.000, предназначенные для интеграции в носовые отсеки перспективных управляемых реактивных снарядов 9М544/549

Таким образом, в задачах нанесения массированных точеных ударов по стратегически важным тыловым лазейкам снабжения и командным пунктам вероятного противника, а также в контрбатарейных «дуэлях» с наиболее распространёнными РСЗО M142 HIMARS и M270 MLRS (MARS-II в составе Бундесвера), отечественные системы залпового огня «Торнадо-С» обладают едва ли не 40%-м преимуществом. Ведь штатные 227-мм управляемые реактивные снаряды линейки M31A1 GMLRS систем HIMARS / MLRS способны поражать цели на дистанции не более 84 км. И это не говоря уже о 2,7-кратном превосходстве массы (а значит и могущества) боевых частей снарядов 9М549 в сравнении с БЧ снарядов M31A1 (243 против 90 кг соответственно), что полностью компенсирует большее круговое вероятное отклонение первых (около 7 - 10 м) в сравнении с КВО американских реактивных снарядов GMLRS (3 - 5 м).

Тем не менее, на сегодняшний день штатные боекомплекты большинства высокоточных РСЗО M142 HIMARS, M270/B1 MLRS и MARS-II, состоящих на вооружении ракетно-артиллерийских подразделений КМП/СВ США, СВ Великобритании, а также Бундесвера, уже обновляются современнейшими дальнобойными управляемыми реактивными снарядами увеличенной дальности ER-GMLRS.

Применение более массивных и высококачественных твердотопливных зарядов с профилированием площади сечения проточных частей газогенераторов обеспечило более длительный период работы РДТТ снарядов ER-GML
RS, что позволило увеличить дальность их действия с 84 - 90 км до 135 - 140 км.

Огневая работа взвода РСЗО M142 HIMARS c применением управляемых реактивных снарядов M31A1 GMLRS в рамках учения ракетно-артиллерийских подразделений СВ США на полигоне Якима в штате Вашингтон

Данная особенность (при сохранении прежних бесплатформенных ИНС и блоков GPS-коррекции в системах наведения, обеспечивающих КВО 5 - 3 м) позволила снарядам ER-GMLRS полностью ликвидировать отставание от отечественных реактивных снарядов линейки 9М544/549. Более того, меньший калибр снарядов ER-GMLRS (227 против 300 мм) предполагает их более низкую эффективную отражающую поверхность в сравнении с 9М544/549 (0,05 - 0,07 кв. м против 0,1 кв. м соответственно). Следовательно, в ходе массированных ракетно-артиллерийских ударов снаряды ER-GMLRS обнаруживаются и захватываются на точное автосопровождение радарами подсвета/целеуказания ЗРК на значительно меньших дистанциях, нежели реактивные снаряды 9М544 и 9М549, примерно на 35% ограничивая временное «окно», необходимое расчётам зенитно-ракетных дивизионов для обнаружения, «завязки трасс», захвата и пуска зенитных ракет в направлении атакующих снарядов.

Применением именно усовершенствованной модификации управляемых реактивных снарядов ER-GMLRS обусловлены периодически осуществляемые удары противника по тыловым арсеналам и логистическим узлам Союзных сил на территории ЛДНР, расположенным в Ровеньках и северных окрестностях Луганска, что неоднократно происходит начиная с июля 2022 года. Ведь расстояние от предполагаемых огневых позиций систем MLRS / HIMARS до тыловых Ровеньков и Луганска составляет 125 и 105 км соответственно, что заметно превышает радиус действия штатных снарядов M31A1 GMLRS, составляющий 84 км.

Тем не менее, разработанные тульским Научно-проивзводственным объединением «Сплав» управляемые реактивные снаряды 9М544/549 обладают всеми необходимыми оперативно-тактическими параметрами для нанесения заблаговременных контрбатарейных ударов по выдвигающимся на огневые позиции боевым машинам M142 HIMARS (задолго до момента их развёртывания и осуществления огня).

Возникает вполне логичный вопрос: какова причина применения уникальных тульских высокоточных РСЗО «Торнадо-С» только по стационарным объектам ВСУ (казармам и артиллерийским боекомплектам) в Николаеве и Марганце, в то время как упреждающие удары по мобильным ПУ HIMARS снарядами 9М549 не наносятся?

Причина данного расклада обусловлена двумя ключевыми факторами:

- во-первых, - отстутствием регулярного применения самолётов стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки Ту-214Р, способных своевременно обнаруживать факт выхода на огневые позиции пусковых установок HIMARS посредством бортовых РЛС бокового обзора МРК-411 и турельных оптико-электронных комплексов «Фракция»;

- во-вторых, - отсутствием интеграции батарейных командно-штабных машин 9C936 систем «Торнадо-С» в единое информационно-управляющее «поле» с вышеуказанными разведывательными самолётами Ту-214Р, что позволило бы получать мгновенное целеуказание и нанесние удара по развёртываемым HIMARSам.

Момент ночного нанесения удара управляемым реактивным снарядом 9М544/549 «Торнадо-С» по опорному пункту украинских формирований в Николаеве

Самолёт стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки Ту-214Р

Другими словами, батареи РСЗО «Торнадо-С» и самолёты Ту-214Р не интегрировны в единый разведывательно-ударный контур (РУК), способный заблаговременно уничтожать огневые средства противника на приоритетных направлениях.

Архитектура сетецентрической горизонтально-ориентированной АСУВ ТЗ «Созвезде-2015»

А это значит, что имеет место недостаточная горизонтальная сетецентрическая увязка между разведывательными и ударными средствами на уровне оперативно-стратегического звена, что абсолютно не зависит от параметров перспективной тульской реакт
ивной системы залпового огня. Следовательно, перед экспертными сообществами при оборонном ведомстве России и производителями многоплатформенных терминалов обмена данными и целеуказания ребром становится вопрос о формировании перспективной высокозащищённой сетецентрической системы обмена тактической информацией на базе уже имеющейся автоматизированной системы управления войсками тактического звена (АСУВ Т3) «Созвездие-2015».