На телеканале «ТелеТула» состоялся прямой эфир с депутатом Тульской областной Думы, руководителем регионального отделения «Справедливой России» Владиславом Сухорученковым.

 

Ведущий: Добрый день! Сегодня на телеканале «ТелеТула» прямой эфир с руководителем регионального отделения «Справедливой России» и депутатом Тульской областной Думы Владиславом Сухорученковым. Здравствуйте!

 

Сухорученков: Здравствуйте!

 

Ведущий: Тема для нашего сегодняшнего эфира –  «Капитальный ремонт». Но сначала хотелось бы задать вопрос по поводу самой свежей информации – нарезке округов в Тульской областной Думе. Она изменилась, и с этого мы бы хотели начать. Владислав Николаевич, с чем связаны изменения нарезки округов в Тульской областной Думе? Теперь, я так понимаю, у каждого депутата будет новый округ.

 

Сухорученков: Не только новый округ, это абсолютно иное  видение областной власти и областной избирательной комиссии, которая, безусловно, выполняет заказ областной власти, я в этом не сомневаюсь. Так вот, это новое видение в целом, как должен выглядеть избирательный округ одномандатного депутата будущей  Думы. Если раньше было более-менее понятно, то есть избирательный округ каждого депутата был в границах некоего муниципального образования. Но, например, если по численности это муниципальное образование, условно говоря, Каменский район, маленький по количеству избирателей и его не хватало, чтобы сформировать целиковый округ, то к нему добавлялись или он добавлялся к другим муниципальным образованиям, которые побольше. Но всегда в целом старались таким образом делать избирательный округ, чтобы он был компактен, чтобы те избиратели, которые будут голосовать за данного депутата, могли потом спокойно прийти, например, к нему на прием и поделиться какими-то проблемами. А для этого, собственно говоря, и избирается депутат, для того чтобы решать проблемы своего избирательного округа, если он одномандатный депутат, то есть избирается именно по округу. Ну, и в целой Тульской области, если этот депутат избирается по партийному списку.

 

Так вот, на сегодняшний день будет 19 избирательных округов, 19 других депутатов будут избираться по партийному списку по новому закону. И вот эта так называемая перенарезка округов как раз связана с тем, что на 19 якобы очень сложно разделить Тульскую область, якобы исходили из того, что нужно сделать таким образом, чтобы каждый округ был  примерно от 60 до 70 тысяч избирателей. Но за этим за всем кроется простая задача, которая была поставлена власть имущими перед избирательной комиссией. Задача эта сейчас ни для кого не секрет – это освободиться от большинства ныне действующих депутатов и избрать в следующую Тульскую областную Думу полностью подконтрольных губернатору депутатов, которые будут вообще полностью без всяких обсуждений голосовать за то, что он будет предлагать, он и его команда, правительство Тульской области. Вот такая задача сейчас власть имущими поставлена.

 

Она, в том числе, будет выполняться и через эту дикую, другого слова я не могу подобрать, через эту дикую нарезку округов. Почему я так называю «дикую нарезку округов»? Ну, вот посмотрите, например: многие районы просто стали несчастными, потому что их поделили на три или на четыре части. Киреевский, Богородицкий районы поделены на три части, Венёвский район разделен на три части. Совершенно не понятно, каким образом можно было сделать так, что один округ по новой нарезке начинается в Суворовско-Белевском районе, а заканчивается в Чернском через Арсеньево!

 

Если вы посмотрите карту дорог Тульской области, то вы увидите, что напрямую по нормальной дороге, не проселочной, попасть из Чернского района в Суворов невозможно, разве что через город Тулу. Вот вы представляете, что ради сиюминутных политических целей, которые стоят перед губернаторской командой, а я еще раз повторюсь, что цель всего этого – избрание полностью подконтрольных депутатов, которые даже пикнуть не посмеют против политики губернатора. Ради этой сиюминутной политической цели, достаточно корыстной политической цели, потому что она в плюс будет, я уверен, только одному человеку – это губернатору, но не в целом избирательной системе Тульской области. Так вот, ради этого фактически уничтожается возможность работы депутата со своими избирателями, потому что, безусловно, невозможно при такой нарезке учитывать сразу интересы и тех, кто живет в Белевском районе, и тех, кто живет в Чернском районе. А уж про город Тулу я вообще молчу. В городе Туле осталось только три полностью городских округа, все остальные объединены с районами, деревнями. И вот вы представляете, как можно спокойно депутату в дальнейшем учитывать, например, при принятии различных областных программ, сразу одновременно интересы и городских жителей, и сельских.

 

Это вообще наисложнейшая будет задача, да и вообще самим избирателям добраться до такого депутата будет очень сложно. Я вам скажу, что, например, мой Зареченский избирательный округ, само Заречье, поделены на три части тоже, и две части Заречья, вы вдумайтесь, объединены с Ясногорским районом! Вот в чем общность интересов между Ясногорском и Заречьем, да, подумайте. Это абсолютно дичайшая нарезка, которую придумали в избирательной комиссии только под политический заказ, и которая, безусловно, будет очень сильно вредить интересам избирателей Тульской области.

 

Ведущий: Я просто попытался представить, как туда ездить.

 

Сухорученков: Да, например, ездить. Даже чисто практически, смотрите, нужно будет такому депутату одномандатному минимум три-четыре приемных, потому что иначе люди до него не доедут. Если он сделает в Заречье приемную, то из Ясногорска до него не доедут, если он сделает в Ясногорске, то из Заречья до него не доедут. Понимаете? Это просто дикий ужас, который пытаются нам преподать как нововведение, инновацию, ноу-хау избирательной комиссии Тульской области.

 

Я, конечно, понимаю, что руководителям избирательной комиссии может приятнее писать книги про вкусные и здоровые выборы и потом сочинять такую белиберду в виде этой дурацкой абсолютно нарезки, политически заказушной нарезки. Но вообще-то я раньше думал, что до такого идиотизма, а другого слова я не могу найти, не дойдут в избирательной комиссии. Все-таки остановятся на каком-то этапе и поймут, что если объединять муниципальные образования, то нужно их объединять хотя бы компактно, чтобы можно было спокойно избирателю доехать до своего депутата, а депутату  – до своих избирателей.

 

В конечном итоге, если мы говорим уж о финансовом вопросе, так это невозможно будет без дополнительных затрат из бюджета, например, на постоянные разъезды депутата по своему округу. Вы знаете, сколько бензина нужно, чтобы объехать такой округ? Ну, и, конечно, понятно, что данная нарезка как можно больше осложняет жизнь тем депутатам, которые привыкли работать в своем избирательном округе. Вы понимаете, что, во-первых, при такой нарезке большая часть округа просто отпадает. А было сделано именно так, чтобы в тех районах, где власть имущие и партии власти имеют наименьший рейтинг и больше всего шансов у оппозиции пройти, их больше всего и порезали. Вы понимаете? Меньше всего порезали Алексин, Новомосковск, там, где у них все прекрасно на сегодняшний день, и они надеются получить большой процент за партию власти. Другого объяснения я просто найти не могу.

 

Ведущий: Хочу напомнить, что у нас все-таки тема «Капитальный ремонт», но мы не могли пройти мимо такого важного вопроса.

 

Сухорученков: Да, и я, извините, пожалуйста,  хочу добавить, только одно, что со стороны зрителей, которые нас сейчас смотрят, слушают, может, кто-то скажет: «Ну, и бог с ними, с этими депутатами, все равно они там просиживают заднее место, ничего толком не принимают, а то, что принимают, зачастую не является в интересах жителей области».

 

Ведущий: Есть такая позиция.

 

Сухорученков: Да, есть такая позиция ряда людей. Но я хочу обратить просто внимание наших избирателей на то, что делается такая нарезка не для того, чтобы лучше стало, не для того, чтобы ваши депутаты стали ближе к вам, избирателям, а для того, чтобы, наоборот, они были полностью управляемы, чтобы там, в новой Думе, вообще пикнуть никто не смел.  Понимаете? Вот чем это плохо, а не тем, что кого-то из нынешних депутатов уберут. Да, может, действительно, никто не пожалеет об этом. Более того, я хочу сказать, что в какой-то мере сама Дума и сами нынешние депутаты виноваты в том, что такая ситуация сейчас с нарезкой избирательных округов. Потому что они в течение долгих лет пытались молчать, нажимать на кнопки автоматически, как им сказала партия власти. Не по совести, а по приказу. И это их вина, что авторитет Тульской областной Думы и депутата Тульской областной Думы в последнее время упал практически до нуля. Да, во многом этим депутатам стоит увидеть, насколько их не уважает областная исполнительная власть и губернатор. Вот после того, как они увидели эту нарезку. Пускай они теперь поймут, насколько они были неправы, когда полностью легли под областную исполнительную власть и не смели даже слова сказать поперек дурацких иногда законопроектов и инициатив, которые вносились со стороны областной исполнительной власти.

 

Ведущий: В общем можно сказать, что карты перетасованы. А мы продолжаем наш эфир.

 

Сухорученков: Кстати, то, что мы будем сейчас обсуждать, – это одна из тех дурацких инициатив, с моей точки зрения, и вредных для большинства жителей Тульской области, которая была принята большинством вот этих самых подобострастных депутатов областной Думы. Это Закон о капремонте.

 

Ведущий: Вот мы и подобрались к этому, наконец. Начнём сначала. Для чего вообще понадобилась новая система капитального ремонта?

 

Сухорученков: Вопрос хороший и, если отбросить профанацию разную о том, что как всегда по просьбам трудящихся у нас всё делается, если смотреть в корень, то ответ один – у государства не хватает банально денег на капитальный ремонт наших домов. Износостойкость любого дома не превышает нескольких десятков лет. «Хрущёвки» строились на 25 лет всего лишь, на смену им должны были прийти пятиэтажки наши. Но «хрущевки» стоят уже более 40 лет, и никто их сносить не собирается. А значит, они ветшают, значит, текут кровли, значит, наши трубы, которые в этих домах старинных, они гниют постоянно и уже не достаточно обычного ремонта, текущего. Вот в чем проблема. И государство, приняв изменения для начала в Жилищном кодексе Российской Федерации о том, что теперь перекладывает всю ответственность за капремонт на плечи граждан, расписалось в своей беспомощности, бессилии решить проблему капитального ремонта домов и в том, что интересы олигархов превыше интересов обычных людей. Потому что олигархи, прежде всего от жилищно-коммунального хозяйства, от энергетиков, газовщиков и так далее, требуют свои деньги, требуют и с населения, и с государства, и их мнение всегда учитывается. А вот здесь при принятии поправок в Жилищный кодекс и затем принятия Закона о капремонте, с моей точки зрения, на интересы всех жителей, и России, и Тульской области власть наплевала. Наплевала в грубой и циничной форме, приняв такой закон.

 

Ведущий: Хотелось бы тогда разобраться в вопросе и начать с самого начала. Что такое капитальный ремонт? Какие именно работы предусмотрены по замене крыши? Что будет отремонтировано, если мы говорим о капитальном ремонте?

 

Сухорученков: Во-первых, есть специальные нормативные акты, которые определяют целый перечень видов работ по капитальному ремонту. Но  просто сейчас, чтобы не заниматься нудным перечислением, хочу сказать так, что если у вас меняется часть чего-то в доме, то это, скорее всего, текущий ремонт. А если вы хотите поменять полностью что-то в своем доме, то это уже будет капитальный. Например, кровля протекает. Если вам меняют два квадрата на два квадрата обшивки кровли, рубероид старый снимают и кладут вот этот кусочек в качестве нового кусочка – это текущий, конечно, ремонт. Если в целом меняется над всем домом кровля, естественно, это  ремонт уже капитальный.

 

Если меняется у вас в подвале кусочек трубы – это текущий ремонт, если в целом вы захотели поменять трубопроводную систему во всем доме или на нескольких этажах, то это относится уже к капитальному ремонту. Поэтому проблема в том, что у нас последние годы очень были низкие темпы капитального ремонта. То есть все время латали дыры.

 

Ведущий: Кстати говоря, о последних годах. Раньше был 185-й ФЗ, по которому осуществлялся капитальный ремонт. Сейчас, как известно, будет утверждена региональная программа. Вы считаете, что эти две попытки навести порядок с печальным состоянием жилого фонда неудачны?

 

Сухорученков: По этому закону имели право жильцы на компенсацию очень большого процента со стороны фонда капитального ремонта, Федерального фонда ЖКХ. А сейчас власть признала, что она сворачивает эту кампанию, она признала, что у нее, у власти, не будет больше денег на то, чтобы компенсировать стоимость капитального ремонта, и полностью всё перекладывается на плечи жильцов. То есть представляете, если раньше был шанс, что деньги поступят из этого Федерального фонда реформирования ЖКХ, что часть, большая часть денег будет проплачена оттуда, то сейчас шансов таких уже нет. Есть только шанс, что вы попадете в некую программу регионального либо муниципального уровня, где будут выделены деньги. Но это чаще всего программы по ветхому и аварийному жилью.

 

На обычные, условно говоря, «хрущёвки»-пятиэтажки уже денег не хватает, уже не говоря про девятиэтажки, которые чуть-чуть посвежее, чем «хрущёвки».

 

Но я хочу о другом вам сказать:  изначально был неправильный постулат у власти, когда принимались эти решения год назад. Почему не отчитались власти за те деньги, которые уже были заплачены людьми до 2001 года? Вспомните, тогда в наших квитанциях тоже была отдельная строчка – капремонт, и все мы исправно платили в течение многих лет за капитальный ремонт наших домов. Однако после этого она была отменена, и никто нам не сказал, сколько было денег собрано с населения и куда они пошли. Вот у меня есть впечатление устойчивое, что на очень большой процент они были разворованы чиновниками от ЖКХ. А более точно даже я не могу узнать, потому что этих цифр уже нет, и найти их практически невозможно. Куда же делись эти деньги? Вот моё самое главное опасение и нашей партии «Справедливая Россия» в Тульской области при принятии закона областного «О капремонте», что снова также получится, что нас втягивают в новую систему, если хотите, это «МММ» от ЖКХ.

 

Ведущий: Это сильное сравнение.

 

Сухорученков: Это финансовая пирамида капремонта. Почему я так говорю? Что представляет из себя новый областной Закон о капремонте. Он представляет собой, по большому счету, описание того, как наши деньги будут изыматься региональным оператором у нас же самих. Создается так называемая новая структура чиновничья. Региональный оператор – это областная структура, которая будет полностью зависеть от правительства Тульской области. Да?

 

И на основании этого Закона эта структура будет с нас собирать деньги на капитальный ремонт наших домов. Но тонкость, нюанс, как говорится, состоит в том, что этот региональный оператор может принять следующее решение. Если не хватает денег, чтобы осуществить годовую программу капремонта определенных домов, региональный оператор имеет право у нас, например, в Зареченском районе города Тулы, взять недостающие средства с наших счетов, с наших домов и направить их, например, в Чернский район.

 

А на следующий год из Чернского района взять со счетов и направить, условно говоря, в Алексинский район. Да, там, в Законе прописано, что в течение двух лет региональный оператор должен обратно вернуть эти деньги, как заемные средства.

 

Ну, во-первых, получается, что  региональный оператор распоряжается заемными средствами без процентов – здесь уже заложена коррупционная составляющая. Понимаете, заемные средства в банках даются под огромные проценты, а здесь будут у этого регионального оператора, у этих чиновников огромные, гигантские, многомиллионные средства, которые даются просто беспроцентно ему для распоряжения. Вот вам уже  возможность для серьезных коррупционных вопросов по этому региональному оператору.

 

Ведущий: Вы же, кстати, предлагали, помнится, альтернативный законопроект, который, если я не ошибаюсь, предполагал утвердить тарифную ставку 2 рубля на 3 года. Я не ошибаюсь?

 

Сухорученков: Да, совершенно верно. Это был наш альтернативный законопроект «Справедливой России» в Тульской областной Думе, я его озвучил.

 

Ведущий: Ни в коем случае не давать на откуп правительству возможность установления и повышения тарифной ставки соответственно.

 

Сухорученков: Абсолютно верно.

 

Ведущий: А кто же должен контролировать повышение тарифной ставки?

 

Сухорученков: Вот уже сейчас мы видим, что наше предложение было правильным, потому что я тогда еще предупреждал население Тульской области, да и самих депутатов областной Думы, что сумма взносов на капремонт будет очень высокая. И правда, сейчас заявлено официально и принято решение, что будет 5 рублей с пятиэтажек и даже двухэтажек, все, что ниже пяти этажей. 6 рублей с квадратного метра ежемесячно, я подчеркиваю, со всех домов, которые выше пяти этажей. Это говорит о том, что человек, проживающий в двухкомнатной квартире в обычной девятиэтажке обычной планировки, уже будет платить с января примерно 320 рублей дополнительно каждый месяц плюсом к той старой квартплате, которая была.

 

То есть по большому счету плата за ЖКХ сразу повысится примерно на 20% для средней «двушки». Мы тогда говорили о том, чтобы аппетиты чиновников от ЖКХ и правительства Тульской области умерить, ввести хотя бы переходный период на 3 года, не более 2-х рублей за квадратный метр, то есть в три раза меньше, чем введено сейчас. Но большинство от партии власти, от «Единой России» и, к сожалению, даже от коммунистов проголосовало за этот законопроект. И, к сожалению, вот сейчас, что мы имеем.

 

Но еще, вы заметьте, что в нашем законопроекте основной упор был сделан на контроль над этой чиновничьей раздувшейся структурой – региональный оператор. «Справедливая Россия» в областной Думе предлагала в данном законопроекте обязательно ввести общественный контроль, специальный совет наблюдательный, в который войдут представители именно многоквартирных домов. Не какие-то там чиновники, депутаты, политики или кто-то еще, а именно непосредственно от жильцов многоквартирных домов представители. Условно говоря, сто представителей жильцов со всех районов Тульской области многоквартирных домов.

 

Ведущий: То есть главы ТСЖ как бы?

 

Сухорученков: Не обязательно, не только ТСЖ. Люди имели бы право собраться, выбрать делегата на общую конференцию представителей МКД (многоквартирных домов) в своём районе и  выбрать несколько человек в этот совет, дать им поручение, каким образом они бы хотели, чтобы программа капитального ремонта реализовывалась в Тульской области. Хотя бы это позволило донести мнение простых жителей Тульской области, не только чиновников, которые, естественно, будут делать так, чтобы были опять Потёмкинские деревни в Тульской области.

 

Понимаете, проще всего использовать губернатору и правительству Тульской области регионального оператора именно в тех местах, куда они повезут очередную московскую делегацию показать какие у них великие успехи. За счет нас самих же, понимаете, за счет наших денег они будут показывать московским официальным лицам, какие они великие и как они решают вопрос капитального ремонта в Тульской области. И я уверен, что это не в наших интересах строить вот эти Потёмкинские деревни.

 

Вот почему сейчас «Справедливая Россия» начала сбор подписей в Тульской области против того принятого Закона о капремонте, за внесение в него поправок, которые мы предлагали. Мы предлагаем всем жителям Тульской области, если вы увидите в нашей накидке «Справедливая Россия» людей, которые собирают подписи, подойти и поставить свою подпись, не стесняться, потому что мы будем эти подписи передавать губернатору и в Тульскую областную Думу.

 

Мы предлагаем также всем жителям Тульской области очень внимательно отнестись к вашей единственной возможности не дать наложить лапу на ваши же деньги по капремонту чиновникам. Как это сделать? Даже вот этот плохой закон, ныне принятый большинством депутатов от «Единой России» в Тульской областной Думе по предложению губернатора, даже этот плохой закон позволяет нам маленькую, но хорошую лазейку. Два месяца после принятия программы капитального ремонта областной, а говорят, что она будет опубликована после 22 декабря. То есть надо нам всем следить за какими-то официальными газетами, мало читаемыми, типа «Тульских известий», так вот надо очень внимательно проследить это. Я думаю, что вы поможете нам, журналисты, независимые действительно журналисты, в отличие от официальных, вот этот заговор молчания, как бы его нарушить и рассказать людям, когда будет принята программа капремонта в Тульской области.

 

И у нас есть после этого момента два месяца для проведения наших собраний жителей каждого многоквартирного дома. При этом не обязательно, чтобы там было ТСЖ, не обязательно, чтобы там были какие-то советы многоквартирного дома, все равно,  даже если там ничего нет, вы имеете право по закону собрать большинство жильцов МКД (многоквартирного дома), составить протокол собрания и открыть свой собственный счет только для своего дома, для капремонта своего дома.

 

Тогда вы имеете право, первое, выбирать время проведения капремонта, вот когда накопили вы деньги, тогда и сделали капремонт. Второе, смету капремонта тоже только вы будете утверждать, а не чиновники. И третье, что тоже очень важно, вы сами будете выбирать подрядчика, кто будет вам делать капремонт. А еще есть четвертое, вы будете сами, а не чиновники оценивать качество капитального ремонта своего дома у этого подрядчика. Только вы и никто кроме вас, никто вас в этом случае не обманет.

 

Поэтому я призываю всех жителей многоквартирных домов Тульской области после принятия региональной программы, после 22-го декабря провести такие собрания. Если вам нужны дополнительные разъяснения, образец протокола, как составить протокол собрания, обращайтесь к нам в «Справедливую Россию» в городе Туле, улица Металлистов, 16. 702-742 наш телефон. У нас есть образцы протоколов, у нас есть разъяснительные документы, как проводить данные собрания. Для нас всех это принципиально важно. Не дайте чиновникам запустить свои наглые руки в ваш карман по капремонту.

 

Ведущий: Вот у меня последний вопрос. Опыт городского фонда капитального ремонта города Уфы вы считаете позитивным или нет?

 

Сухорученков: Уфы? Я не в курсе, что происходит в Уфе.

 

Ведущий: Там был некий материал, он публиковался на одном из сайтов новостных. Его приводили в пример, как позитивный. Он уже некоторое количество лет функционирует и уже дал определенные результаты.

 

Сухорученков: Вы знаете, можно рассказывать здесь много, по официальным СМИ очень много сказочников, которые любят рассказывать сказки. Я хочу вам сказать одно, с моей точки зрения – это «МММ» только от ЖКХ, потому что получат что-то только те дома, которые первые надо будет отремонтировать. А те, которые через пять лет будут ремонтировать, на них денег не хватит. То есть выгода будет только для тех, кто в первые пять лет попадет в список областной программы на капитальный ремонт. Остальные же останутся и без денег, и без капитального ремонта, если они доверят свои деньги вот этой чиновничьей структуре под названием «региональный оператор».

 

Ведущий: На этой ноте мы и заканчиваем эфир. В прямом эфире на телеканале «ТелеТула» был депутат Тульской областной Думы и руководитель регионального отделения «Справедливой России» Владислав Сухорученков. Спасибо большое. Всего доброго! А свои вопросы присылайте на info@newstula.ru.