Война и мир. Сила толстовского слова в спектакле Театра Вахтангова

icon 10/07/2022
icon 20:20

1921 год стал знаковым для музея-усадьбы «Ясная Поляна». Решением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) усадьбу Льва Николаевича Толстого национализировали, и она получила статус музея. В том же году была создана 3-я студия Московского Художественного театра, ныне известная как Театр имени Евгения Вахтангова - по имени основателя и первого руководителя. Символично, что свое 100-летие вахтангоцы отметили премьерой пятичасового спектакля по роману Льва Толстого «Война и мир» в гениальной постановке Римаса Туминаса.

8 июля 2022 года VI Международный театральный фестиваль «Толстой», проходящий в Ясной Поляне, открылся шедевром Театра им. Евгения Вахтангова «Война и мир».

Блистательные вахтанговские звезды вновь и вновь заставляют зрителей проживать судьбы героев Толстого: Болконскоих, Ростовых, Курагиных, Безуховых. В центре внимания - личности, характеры, монологи. На сцене – Сергей Маковецкий (граф Ростов), Ирина Купченко (графиня Ростова), Евгений Князев (старый князь Болконский), Людмила Максакова (Марья Перонская). Вокруг каждого из них можно ставить отдельный спектакль. В «Войне и мире» все пять часов зал завороженно следит за малейшим движением артистов и жадно впитывает энергетику каждого слова. Народный артист РФ Сергей Маковецкий отметил, что объем романа позволяет поставить спектакль и на 15 часов. «Но мы вместе с режиссером приняли именно те темы, которые важны сегодня каждому человеку», - сказал актер.

Мысль о войне живёт в героях, начиная с первой сцены 1805 года. В салоне Анны Павловны Шерер обсуждают международную обстановку. Однако по-настоящему собеседники интересуются только собственной персоной и сплетнями. Противовесом светскому бездушию показаны дома Ростовых и Болконских – совершенно разные по духу, но полные искренности и любви, хоть и каждый на свой манер.

Спектакль предлагает «осмысление жизни и смерти, войны и мира, тихий стон человека и земли, и вечный трагизм его стремления к счастью». Особенно ярко эта мысль воплощена в образе Наташи Ростовой. Трудную и разнообразно выстроенную роль исполнила юная Ксения Трейстер. За несколько часов она проходит длинный путь от маленькой глупенькой «куклы» до глубокой трагической героини.

Вальс Наташи Ростовой - одна из сильных тем спектакля. Будучи дебютанткой на балу, девушка с трепетным волнением ждёт приглашения и в нетерпении начинает танцевать одна. Шлейф белого платья летит по кругу, как парус надежды на её идеальное счастье. Андрей подхватывает ее только на третьем круге. Второй раз этот же вальс прозвучит, в эпизоде смерти молодого князя Болконского. Внезапно и с надрывом. Наташа срывается с места и кружится по сцене с опущенными руками, одна, во вдовьем платье, как вечный символ несбыточной толстовской мечты о счастье.

Пьер Безухов - центральный персонаж и романа, и спектакля. Он остро чувствует несправедливость и озвучивает мудрые мысли Толстого. В пиковый и переломный для Пьера момент на сцене появляется седовласый старец, словно указывая путь к дальнейшей судьбе будущего мужа Наташи Ростовой.

Спектакль идёт с двумя антрактами. Первые две части посвящены «миру», а заключительная – «войне» - «противному человеческому разуму и всей человеческой природе событию». Театр военных действий приближается к Лысым Горам. Княжну Марью спасает яркий патриот Николай Ростов. Его солдатский монолог на Бородинском поле – обличающая речь пацифиста Толстого.

На сцене минимум декораций – только глухая серая стена, которая, то приближается, «съедая» пространство мира, то уходит вглубь, несколько расширяя его и меняя границы. В третьей части война уничтожила прежнюю жизнь. Москва сожжена. Последние слова Пьера о счастье жить и быть свободным. Он в плену. Все знают, чем кончится роман, но сейчас так.

Надвигается гроза. Над Ясной Поляной гремит гром. Настоящий, природный. Но его заглушает гром восторженных и благодарных зрительских аплодисментов.

- Мы с вами очень счастливые люди. Нам очень повезло. Мы с вами - участники настоящего чуда, настоящего волшебства - блистательный спектакль Вахтанговского театра показан в Ясной Поляне. Сейчас «Война и мир» - великая, огромная историческая эпопея, а на самом деле – это семейный роман Льва Николаевича, о его дедушках, бабушках, родителях, близких людях. Мы видим удивительное сочетание театрального искусства и яснополянской природы. Мощь, заложенная в этой земле, дала силы и актерам уже на финише сезона, вложить в игру все, что в них есть, - говорит правнук великого писателя Владимир Толстой.

На фестиваль театр Вахтангова привёз два состава, которые показали спектакль в разные дни. Актёры сами стремились сыграть на родине Толстого, на той земле, где был написан роман.

Народный артист России и лауреат Государственной премии Евгений Князев родился в Тульской области, недалеко от Ясной Поляны - в Щёкино. В 1978 году окончил Тульский политехнический институт (специальность — горный инженер), после чего поступил в Театральное училище им. Б. Щукина. В настоящее время Евгений Князев там преподает и является ректором. Ранее туляки его видели в роли Каренина - в сентябре 2013 года театр Вахтангова приезжал с пластической постановкой. 

О спектакле «Война и мир» в Ясной Поляне Евгений Князев сказал в комментарии ТАСС:

- Для меня это, конечно, очень высоко и очень глубоко, важно и значительно. А еще более значительным в этой связи является то, что это моя самая маленькая родина, здесь находятся могилы моих родителей, где я сегодня тоже побывал. В спектакле мы рассуждаем о жизни, о войне, о чести, о достоинстве, о порядочности, о том человеке, который будет и должен жить сейчас, на сегодняшний день. Только человек, наверное, может сохранить жизнь. И вообще всю планету сохранит только человек, как и может все разрушить и уничтожить. Война и мир находятся внутри каждого человека. 






Материал предоставлен нашими партнерами