«Здесь люди умеют держать слово»: Анатолий Воропаев о Стародубцеве, своем губернаторстве и Туле

«Бизнес71» совместно с «Тульским Бизнес-журналом» опубликовал последнее интервью Людмилы Зюзиной. 26 мая не стало Людмилы Зюзиной. «Тульскому бизнес–журналу» удалось побеседовать с Людмилой Зюзиной в феврале 2013 года, накануне ее 55–летнего юбилея – к сожалению, это одно из последних интервью сильной и мудрой женщины. -
- Людмила Юрьевна, расскажите об основных принципах вашей работы, об отношении к сверхзадачам профессии.
- Мой девиз – двигаться вперед, не стоять на месте, развиваться. Для меня неприемлема позиция, при которой можно отмолчаться, ничего не делать, переждать. Мы должны работать для повышения имиджа нотариата, а не губить его. Нотариусы должны быть прогрессивными людьми, квалифицированными и порядочными. Имидж нотариуса – это очень важно. Многое зависит от личности.
Почему сложилось представление о нотариусах как о хамах? Вероятно, не на пустом месте. Значит, конкретный человек на приеме получил не конкретную помощь, не дельный совет, позволяющий экономить деньги и время, а отмашку от своих проблем. Когда люди приходят ко мне, я стараюсь дать исчерпывающую информацию, помочь. Нотариус – это помощник, который внимательно изучает документы, вдумчиво, педантично. Каждый утвержденный им документ должен быть юридически безупречным.
В детстве я хотела быть врачом, отец хотел видеть меня юристом . После школы я работала в суде - научилась печатать на машинке. Я мечтала быть в судебной системе настолько, что говорила: «Возьмите меня хоть уборщицей, главное – работать в суде!». Позже, в 1985 году ушла в нотариат. Одно время я хотела вернуться в суд, но теперь благодарю Бога, что осталась в этой профессии.
К врачам отношусь как к небожителям. Я считаю, что профессии врача и нотариуса близки: ни один, ни второй не имеют права на ошибку. Ошибка в этих профессиях может привести к смерти: ошибка врача – к физической, юриста – к духовной: к тюрьме и сломанной жизни. Так что я тоже вроде как и доктор.
- У каждого руководителя есть сильные и слабые стороны. Как вы оцениваете с этой точки зрения себя как управленца? Как строите отношения с сотрудниками?
- Моя одновременно и сильная, и слабая сторона – я говорю правду в глаза. Этому научил отец. Со временем я поняла, что иногда нужно немного сдерживать себя, быть немного тактичнее и дипломатичнее, что иногда нужно умолчать. У меня было много конфликтов с руководителями именно из-за этой моей бескомпромиссности. Не рубить с плеча, не махать шашками, быть гибче – над этим я действительно работала.
Мои сотрудники меня в чем-то боятся, но, я думаю, уважают. Я могу отругать, и голос повысить – но это редко случается. Чаще всего я говорю тихо. Я много отдаю. Помощь тем, кому я могу помочь – это одно из основных дел моей жизни. Мне не рекомендуют уходить из общественной жизни, в ней – источник моих сил. Я всегда готова помочь.
Я всегда верила в людей, убеждена, что хороших людей гораздо больше, чем плохих. Нельзя жить и работать по шаблону. Нужно к любому делу прикладывать максимум здравого смысла. От личности юриста, судьи, нотариуса зависит очень многое. Жить «ради галочки» нельзя.
- Что для вас карьера, какое место в жизни занимает работа?
- Понятия «карьерный рост» для меня никогда не было. Я просто много работала, всегда. Я недостаточно времени уделяла дочери, теперь компенсирую это вниманием к внучке. У меня не было выбора – карьера или семья. Скорее, вопрос стоял бы так – долг или семья.
Для меня работа была исполнением того, что я должна. Чтобы всем жилось спокойно, я и теперь многое должна сделать. Я себя отдаю целиком – людям и работе. Когда меня спрашивают: «А вы себя любите?» - мне кажется – нет, не люблю. Я привыкла с детства не быть эгоистичной: мы росли с братом – всегда друг с другом делились – возможно, из-за этого я не приучена жить для себя. Ни драйва, ни кайфа в работе я не понимаю. Я работаю по другим критериям и принципам. Открыто, честно.
Важно не тянуть одеяло на себя, чувствовать под ногами почву. Интересы сообщества нотариусов выше моих собственных. Женщины-нотариусы – волевые, самодостаточные, и часто одинокие – потому что мужчинам сложно с сильными женщинами. Кроме того, к нотариусам всегда было особенное отношение, к ним всегда относились с уважением: успех жены мужья часто не приветствуют, конкурируют с женой.
Мой муж говорил о себе: «Я муж нотариуса», - именно так, не называя фамилии.
- Ваш любимый способ отдыха и релаксации?
Много читать. Это моя незыблемая привычка, не могу заснуть если не почитаю. Вместо чемодана нарядов на отдых я беру чемодан книг. Час перед сном каждый день обязательно читаю. Юридическую литературу – потому что нужно быть в курсе новых законов, и художественную.
Когда изучаю новые законы, вспоминаю, как и что по этому поводу читала раньше, сопоставляю, извлекаю нужную информацию. Голове моей, если честно, тяжело. Литература – это один из главных способов восстановить силы и энергию.
Редакция ИА «Тульские новости» и «Тульский бизнес-журнал» выражают искренние соболезнования родным и близким Людмилы Зюзиной.