Тульской области предложен очередной проект, который вполне можно охарактеризовать ставшим крылатым выражением «Планов громадье». И не просто проект, а  совместный российско-германский.

 

Речь в очередной раз идет о переработке отходов. Проблема существует давно, и давно актуальна: ряд полигонов твердых бытовых отходов, во-первых, не соответствует современным требованиям, а во-вторых, стремительно переполняются.

В этой сфере каких только идей не преподносилось, что только не планировали делать с мусором, в 2012 году в Туле даже  прошла презентация пилотных проектов по обращению с твердыми бытовыми отходами.

И вот – очередной проект. Причем весьма грандиозный и настолько амбициозный, что его подверг жесткой критике министр природных ресурсов  и экологии Тульской области  Александр Таранюк. И это несмотря на многообещающее будущее проекта, начиная от «мощного пула инвесторов в лице профильных российских и зарубежных компаний» и заканчивая предусмотренным проектом «биогазовым кластером» и «межмуниципальным комплексом переработки отходов».

 

 

В ноябре 2012 года губернатором Тульской области Владимиром Груздевым было дано поручение по вопросу реализации совместного российско-германского проекта компаний «GP Gunter Papenburg AG» и ООО «Арктикморгео».

Инициатор и координатор проекта - Советник-наставник Правительства Тульской области, кандидат экономических   наук Евгений Ионас.

Совместно с руководством и специалистами данных компаний, заинтересованными коммерческими и общественными организациями и экспертным сообществом были подготовлены предложения по эффективному и комплексному решению проблем экологической очистки территории Тульской области от отходов: ТБО, сельскохозяйственных, промышленных, медицинских и др.

Предложения оформлены в формате дорожной карты инвестпроекта «Создание региональной системы комплексной переработки отходов Тульской области».

Согласно документу, среди основных задач реализации проекта, в том числе: исключить захоронение отходов; качественно улучшить экологическую обстановку в регионе; создать отрасль по глубокой переработке отходов с получением ценной товарной продукции; а также выполнить требования Правительства РФ о необходимости производить на территории РФ к 2020 году не менее 4,5% электроэнергии на основе использования возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ); увеличить платежи в бюджеты всех уровней на сумму более 300 млн. рублей в год.

Объём необходимых  инвестиций для реализации Проекта около 5,5 млрд. рублей. В том числе по Туле 1,79 млрд. рублей, по Тульской области 3,7 млрд. рублей).

В 1 млрд 790 млн рублей обойдется создание Управляющей компании для подготовки и реализации проекта,  строительство центрального перерабатывающего комплекса в Туле мощностью 370 000 тонн отходов в год.

Большая же часть суммы – 3 млрд 700 млн рублей – будет потрачена на строительство пяти межмуниципальных комплексов переработки отходов на территории Тульской области, которые охватят все районы региона. Общая мощность 430 000 тонн отходов в год. Срок реализации – февраль 2013 года – март 2014.

В составе каждого такого комплекса предусмотрена линия автоматической/ручной сортировки ТБО для отбора полезных фракций (вторсырьё), производства RDF-топлива, техногенных почвогрунтов; а также локальные комплексы по переработке промотходов, медотходов с производством электрической и тепловой энергии.

Также в 2014 году, согласно дорожной карте проекта, в Арсеньево появится картонная фабрика с производством гофро-картона на основе переработки макулатуры, в Богородицке - центр переработки автошин, в Веневе - центр переработки пластика с производством пластиковых изделий, в Донском - центр переработки строительных отходов с производством строительных материалов.

Но и это еще не все. В трех муниципальных образованиях на базе птицефабрики, животноводческого комплекса и спиртзавода будут созданы биогазовые кластеры. В Туле такой кластер появится на базе биогазового комплекса по переработке отходов предприятия очистки сточных вод.

Кроме того, появится Комплекс по производству электрической и тепловой энергии и Производственный Комплекс по глубокой переработке золошлаковых отходов (ЗШО) от сжигания угля в ТЭС.

Все это потребует подписания соответствующих инвестиционных соглашений/договоров с участниками инвестиционного проекта (поставщики оборудования, потребители конечной продукции переработки, организации-источники образования отходов), договоров аренды земли, разработки проектно-сметной документации, проведения экспертиз и прочего.

Также, к примеру, в Туле, строительство перерабатывающего комплекса потребует оформления перехода прав собственности муниципальных активов в сфере обращения с отходами. При этом под муниципальными активами понимается имущество, закрепляемое на праве хозяйственного ведения за МУП «Экоресурс». Изменение прав на данное имущество планируется произвести в ходе акционирования МУПа и последующего размещения контрольного пакета акций у частного инвестора (из отзыва главы администрации Тулы Евгения Авилова на проект)

 

Согласно данным дорожной карты, проект разработан группой компаний, объединенных в Консорциум «Международный центр рециклинга отходов».

 

В состав Консорциума входят:

 

российские компании:

ООО «Артикморгео», ЗАО «Коминвест», ООО «ПромТехноЛизинг», ООО «Энергетические технологии»,

ООО НПО «Экомашгрупп»,  ЗАО «Эконацпроект», ООО «Экостройинвест», ОАО «ГазЭнергоСтрой»,

ООО «Европрофиль», ООО «ВиваТранс» и ряд других коммерческих компаний.

 

зарубежные компании:

«GP Gunter Papenburg AG» (Германия),  «Zorg Biogas AG» (Швейцария), «LeMar LLC» (США),

«DIRECT CAPITAL» (Великобритания).

 

Такое количество компаний инициатор проекта – Евгений Ионас – считает одним из главных его преимуществ: «Для решения острейших экологических проблем региона инициаторам инвестпроекта удалось сформировать мощный пул инвесторов в лице профильных российских и зарубежных компаний, объединённых в рамках консорциума, и коллектив, можно сказать, «штучных» специалистов, которым по силам решение сложнейших задач инвестпроекта. Значимость этого трудно переоценить», - отмечает он в письме губернатору Владимиру Груздеву.

 

Кроме того, «реализация мероприятий дорожной карты вовлекает в сферу утилизации и рециклинга все основные виды промышленно-бытовых отходов Тульской области и не предусматривает закрытие ныне успешно работающих организаций в системе сбора и транспортировки ТБО».

 

Что интересно, Ионас, предлагая главе региона утвердить дорожную карту, ставит вопрос и о создании, в первую очередь,  специализированной структуры в формате ГЧП с участием лидера консорциума - ООО «Экостройнвест» (дочка предприятия ООО «Артикморгео» и компании  «GPGunterPapenburgAG») и компании  ОАО «Корпорация развития Тульской области».

 

«Объединённой специализированной  структуре предстоит работа, аналогичная той, которую проводит ОАО «Корпорация развития Тульской области» по созданию индустриальных парков, но более сложная по причине уникальности проектов, предлагаемых дорожной картой», - отмечает Ионас.

 

Однако данный проект полностью раскритиковал  министр природных ресурсов  и экологии Тульской области  Александр Таранюк. В письме-отзыве на проект на имя председателя правительства Тульской области Юрия Андрианова он пишет:

«Представленная Дорожная карта по созданию системы комплексной переработки отходов Тульской области, является в целом перечнем мероприятий, подготовленным без использования аргументированных аналитических  и логистических данных и составленным с грубыми нарушениями действующего законодательства.

        Предложения по заключению правительством Тульской области ряда соглашений…  с единственной компанией и передача прав собственности на муниципальные активы в сфере обращения с отходами компании «ЭКОСТРОЙИНВЕСТ» является  нарушением антимонопольного законодательства, а также Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закона Тульской области  от 15.06.2012 № 1765-ЭТО «Об отходах производства и потребления в Тульской области», определяющих полномочия и права собственности на отходы.

      В Тульской области из 21 полигона твердых бытовых отходов, имеющих лицензии, только 2 являются муниципальными, в связи с чем вопрос приобретения прав собственности на указанные объекты можно рассматривать только на конкурсной основе, либо на основе коммерческих сделок.

       Земельные участки также приобретаются на конкурсной основе либо на основе договоров купли - продажи если они находятся в собственности.

       Предлагаемое п.1.4 проекта внесение изменений в схему территориального планирования г. Тулы  нецелесообразно, т.к.  генеральная схема санитарной очистки г. Тулы  разработана и утверждена Тульской городской Думой.    

      Пунктами 1.7 - 1.11 проекта предлагается незамедлительное (в 2013 году) строительство заводов по переработке отходов в альтернативное топливо (RDF), рынок которого в Российской Федерации отсутствует. Сегодня предприятий, имеющих возможность использовать в качестве топлива RDF в Тульской области нет.    

     Планируемое в соответствии с п. 4 проекта строительство картонной фабрики в п. Арсеньево  в 2014 году предложено без обоснования возможности переработки макулатуры на действующих предприятиях региона.

Предложения по строительству заводов по переработке пластика, шин, строительных отходов в муниципальных образованиях Тульской области       ( п.п. 5, 6, 7 проекта) носят коммерческий характер и не коррелируют со строительством завода по производству RDF.

   Предложение по созданию биогазовых кластеров ( п. 8 проекта), также не имеет экономического обоснования, не учтены экологические и социальные аспекты.

     В настоящее время отходы животноводства максимально используются в качестве органических удобрений, для этого фермы оборудуются емкостями для сбраживания отходов.

     Птицефабрика «Узловская» практически является банкротом.

     Спиртзаводы разработали программы по сушке барды, которая имеет спрос на рынке с доочисткой кубовых остатков на очистных сооружениях.

Размещение биогазового кластера на территории г. Тулы, которое даст дополнительную техногенную нагрузку на территорию, невозможно.

Предложение по составлению балансовой схемы обращения отходов является нецелесообразным, т.к. она представлена в разработанной генеральной схеме управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Тульской области, которая была направлена в адрес советника- наставника правительства Тульской области Е.Е.Ионаса в январе 2013 года.

Решение вопроса переработки отходов ФКП «Алексинский химический комбинат» (п.9 проекта)  невозможно без согласования с федеральными органами исполнительной  власти, а учитывая, что этот объект является режимным, вопросы о деятельности по обращению с отходами на его территории рассматривать некорректно.

Проведение оценки капитальных затрат, операционных расходов, производительности, сроков окупаемости предлагаемых проектов и их влияния на изменение тарифов на сбор и утилизацию отходов возможно только при наличии соответствующих расчетов их экономической эффективности, которые в предлагаемом проекте отсутствуют.

 

Что видим: в который раз нам предлагают грандиозный проект, который обещает превратить Тульскую область в один большой мусороперерабатывающий комплекс. Если на секунду представить, что все пункты проекта действительно реализуемы, причем в обозначенные сроки, то мы не только сможем решить проблему своего мусора, но и, без сомнения, сможем помочь столице, которая, как выяснилось, остро в этом нуждается.

 

Однако, читая проект, складывается впечатление его абсолютной ирреальности. О каком биогазовом кластере может идти речь, если у нас обычные промышленные, начатые еще при Дудке, никак до ума не получается довести. Какие межмуниципальные комплексы, если мы один мусорный завод в Туле осиливали много лет подряд? Организация целых производственных центров на базе перерабатывающих, - все это весьма утопично.

 

А с учетом разумных доводов Таранюка, выглядит проект и вовсе вредным, что ли… Ведь придется потратить столько времени, денег и сил, чтобы в итоге получить что? Окончательно загубленную экологию, начатое строительство, которое с большой долей вероятности будет заброшено. Проект, по словам министра, «подготовлен без использования аргументированных аналитических  и логистических данных и составленным с грубыми нарушениями действующего законодательства». Зато предусматривает инвестиции и прибыль. В духе времени: коммерциализировать, не особенно задумываясь о последствиях. Правильно ли это? Сомнительно. 

 

С другой стороны, судьба проекта, конечно, будет весьма интересной: с учетом особенностей его как такового, а также того, что раскритикован он был региональным министром Таранюком, а инициирован советником губернатора Ионасом.  Что делает собственно проект в некотором плане политическим. 

По информации делового портала Бизнес71 www.business71.ru