«Здесь люди умеют держать слово»: Анатолий Воропаев о Стародубцеве, своем губернаторстве и Туле

©
Федеральный координатор корпуса наблюдателей «За чистые выборы» Александр Закускин, работавший наблюдателем на выборах депутатов в Узловой, рассказал корреспонденту телеканала «Дождь» о том, как проходили эти выборы.
Корр.: На выборах было много сообщений о нарушениях правопорядка, но сложилось ощущение, что защитники порядка были на стороне нарушителей. Это так?
А. З.: Совершенно верно. Достаточно большое количество наблюдателей стеклось. С утра столкнулись уже с препятствиями. Нам проткнули 7 колес варварским способом -плоскогубцами вырывали нипеля. Люди в шиномонтаж увозили автомобили. Потом отказывали в регистрации. В конце, когда начали гасить бюллетени, лично я обнаружил 535 бюллетеней с отметками, которые могли быть дальше использованы. Причем председатель избирательного участка достал их из сейфа.
Корр.: Сколько вообще наблюдателей работали на выборах? И какое количество наблюдательских организаций они представляли?
А. З.: Наблюдателей было действительно много. На каждом участке от 5 до 10 человек, бывало и до 15 человек. Местные отделения «Яблока» и «Справедливой России» поставили наблюдателей, из Москвы порядка 50 приехало. Наблюдателей было много, это факт.
Корр.: Какие ассоциации были представлены?
А. З.: Были люди из «Голоса», из «Гражданина наблюдателя», из «СОНАРА». То есть совершенно разные политические силы. Не знаю, почему нас считали прокремлевскими, мы представляем исключительно закон. Нам все равно, кто победит.
Корр.: Все наблюдатели, как правило, представляют закон. Но говорят, что финансирование наблюдателей идет из-за океана. Вам предъявляли подобные претензии?
А. З.: Предъявляли, угрожали. Странные люди на участке спрашивали, на чем приехали, как поедем домой. Несколько раз за собой обнаруживали слежку, в том числе, на автомобилях с номерами тульской администрации - ттт. Постоянно ездили за нами. На избирательном участке № 2614 впервые столкнулись с тем, что члены комиссии с правом совещательного голоса угрожали засунуть мой «Айпад» в определенные места, обзывали очкариком, оскорбляли.
Корр.: Как реагировали охранники правопорядка?
А.З.: По-разному. На некоторых участках никак не реагировали и даже способствовали нарушениям. На участке № 2609, где были мои коллеги Даниил Дугинов и Елена Бобченков полиция способствовала и потыкала незаконным действиям комиссию по выдворению как наблюдателей, так представителей СМИ. Елена была членом ТИК с правом совещательного голоса. Просто выводили, не объясняя ничего. Говорили: «Мы вас не задерживаем, просто нужно поговорить». Брали под руки и отвозили на полицейской машине. У меня на участке была другая ситуация. Хочу поблагодарить полицию, которая там была. Сначала они агрессивно реагировали на мое нахождение. Но когда увидели хамство членов комиссии, услышали угрозы и оскорбления. Хочу пояснить странную ситуацию. В 20:00 участок закрылся. Начали удалять членов комиссии с правом совещательного голоса. Я был представителем прессы, меня оставили. Председатель комиссии объявил, что подсчет не начинаем без решения ТИКа. Около часа отсутствовал. После чего пришел и сказал начинать гашение неиспользованных бюллетеней, которые достал из сейфа. Я заметил, что некоторые бюллетени были с отметками. Председатель побледнел, а все остальные начали говорить, что фальсификация, что это мы специально спровоцировали. В 11 часов их посчитали. Было 535 штук, 270 по партиям и 265 по одномандатникам. Полиция увидела и была в шоке, они поняли, что что-то не так. Тогда посыпались странные действия в мой адрес. С коллегами мы были на связи и по смс меня предупредили: «Сейчас будет провокация и драка». Я подошел к сотруднику полиции и попросил разрешения постоять рядом с ним, так как на меня будут нападать. После этого несколько членов комиссии вместе с председателем вышли на 20 минут. После этого вышел парень, сказал: «Сейчас я все сделаю» и направился в мою сторону с кулаками, взяв железную линейку. Я говорю: «Смотрите сотрудник полиции передо мной». Тогда парень разворачивался обратно. И так несколько раз. Им нужно было меня удалить с участка любым способом, якобы я мешаю. Например, за драку.
Корр.: Провокатора полиция не пыталась задержать?
А. З.: Полиция не попыталась, но стала делать замечания. Но странным образом несколько раз приезжали различные наряды. Полиция получала различные наказания. Они сами мест жители. Они видели - мы ничего не делаем. Мы не хамили, не бросались не рвали бюллетени. Просто обращали внимание председателя комиссии на закон.
Корр.: На видео на сайте «Грани.ру», снятом одним из журналистов, картина кристально ясная. Стоит девушка с пачкой бумаг, которые, по подозрению наблюдателей, являются бюллетенями. Они задают вопрос полиции: «Вы приняли наше заявление о возможном нарушении»? – «Да». – «Будете предпринимать меры»? – «Нет».
А. З.: То же самое было, когда была обнаружена пачка бюллетеней с расставленными метками. Они были по два бюллетеня разложены - за партию и за одномандатника. Попросил зафиксировать, но мне сказали, мы не можем прерывать работу, здесь главный председатель комиссии. Главное, мы все зафиксировали, вывели в СМИ. Будем принимать меры.
Корр.: Какие меры будете предпринимать?
А.З.: Мы уже выиграли один суд в день выборов, когда незаконно был удален член УИК с правом совещательного голоса. Контролируем поток сообщений о нарушениях. Будем принимать меры. Жалобы подавать в прокуратуру, в суд. Мы в большинстве своем находились там в качестве прессы. Наша задача, в том числе, освещать. Будем писать в облизбирком. Хочу отметить очень низкий уровень подготовки членов комиссий. Наблюдатели учили их, как считать, как заполнять протоколы. Функция у них была иная, а не провести выборы в соответствии с законом.