Георгий Андриянович Смирнов: Когда наши отступали, оставили мне винтовку, 20 патронов, две гранаты и саблю
В рамках проекта «Истории Победы», созданного при поддержке администрации города Тулы, «Тульские новости» рассказывают о героях Великой Отечественной войны и публикуют воспоминания ветеранов о событиях кровопролитных лет.
В день своего 95-летия, 6 мая 2022 года участник Великой Отечественной войны Георгий Андриянович Смирнов принял организованный в его честь парад. Военный оркестр исполнил для ветерана композицию «День Победы», а юнармейцы прошли торжественным маршем.
- Я много участвовал в самодеятельности, и военная музыка трогает до глубины души, - признается Георгий Андриянович.
Георгий Смирнов, его тогда все знакомые звали запросто Юркой, рос живым мальчиком. Любил свою родную деревню Алешню и с малых лет помогал старшим во всех работах. Мать мечтала, что он станет председателем колхоза.
И стал бы, если бы не война…
- Немцев увидел 18 ноября 1941 года. Мне было 14 лет. Я жил в селе Алешне. Это по Калужке. Первое, что услышал «Гитлер - капут». Мороз был градусов 15-18. Снега было полно. А они в шинелях, и сверху одеялами укутанные. Мы от них все попрятали. А до этого у нас жили красноармейцы. В городе было голодно, а у нас – нормально. Бабушка на всех варила картошку. Молоко было. Наши, когда отступали, оставили мне винтовку, 20 патронов, две гранаты и саблю. Может пригодится. Разведчики попросили: немцы придут, каждый день выходи в 11 часов на край деревни. Если немцы от вас уйдут, подними руку, а нет – просто гуляй с собакой. И никому не говори, куда и зачем ты идешь. Так я ходил 18 дней. 5 декабря я вышел и подал разведчикам условный знак, - вспоминает ветеран.
Фронт проходил в 8 км от Алешни. Под Павшино было много раненых, и за ночь их требовалось вывезти в медсанбат – километров за 20. Председатель колхоза выделил на это лошадь и послал на задание юного Георгия Смирнова. Когда стало светать, откуда ни возьмись – мессер. Пикирует. Мальчишка только и успел, что с саней свалиться в снег. Очередь прошла ровно по ним, и лошадь упала.
Потом строили полевой аэродром. Первыми на него сели дальние бомбардировщики ДБ–3Ф. В Алешне был третий тульский аэродром. У его организации располагало хорошее ровное поле. Немцы этот аэродром искали, а местные охраняли.
- В 1942 году я поступил учиться в Машиностроительный техникум. Но учебы как таковой не было. Каждую ночь мы точили стаканы для мин на заводе. В начале 1944-го пришла похоронка. На фронте убили брата. Он был командиром огневого взвода. Его снайпер внял при взятии Риги. Я к матери: - Пойду на фронт! Мать - в слезы. У меня была бронь до конца войны, но я настоял. И 19 декабря 1944 года ушел добровольцем. Собрали нас две команды по 60 человек. Тульские и московские ребята. Направили в Ворошиловград, в авиационное училище. Через два месяца пришел приказ о расформировании училища. Осенью 44-го летчики были уже не нужны. И меня определили в Волчанск – заклеивать самолеты. ИЛ-2 были фанерными, прилетали все в дырках. Я их клеил. Здесь и пришел май 1945 года. На радостях мы вскрыли склады боепитания и устроили настоящий салют, - продолжает свой рассказ Георгий Андриянович.
После войны смышленого молодого человека отправили учиться на радиста-кодировщика. И распределили в Краснодар – на берег моря! «Там я стал отвечать за погоду», - шутит Смирнов. В 50-м году поехал учиться в Ленинград. Теперь в академию. Через год присвоили младшего лейтенанта и направили в Гудауту. Снова в метеочасть. В 1951 году Георгий Андриянович получил привет из военного прошлого - на аэродром прилетел тульский авиационный полк, сформированный 10 лет назад на его родине.
Послевоенное время ветеран вспоминает как самое счастливое в своей жизни. Про него даже анекдоты ходили.
- Вы Смирнов?
- Я Смирнов.
- Расскажите, как Вы с Хрущевым отказались выпивать?
- Я не отказывался.
- А он жаловался, что Вы ответили: в армии запрещено - сухой закон.
«Еще при Сталине Хрущев с Маленковым приезжали к нам охотиться на перепелов. Потом Хрущев приезжал с маршалом Гречко. Маршал Савицкий любил у нас порыбачить. А с Жуковым охотилась только моя собака. Курцхаар. Да какой! Лучшая собака в Абхазии. А я был в отпуске», - улыбается Георгий Андриянович.
Совершенно стремительно устроилась и личная жизнь. Пошли с лучшим другом на танцы. А там в тире две девчонки стреляют. Смирнов на одну глянул и говорит: «Женюсь». А потом оказалось, что она, тоже сразу решила: «Это мой». Через пять дней молодые были в ЗАГСе. И всю жизнь вместе.
Наперекор военной судьбе Георгию Смирнову всегда хотелось учиться. Подал документы в Гидрометеорологический институт в Ленинграде. Приняли. Учился с огромным удовольствием на одни пятерки, но от аспирантуры отказался. У него в то время уже было двое детей. Хотелось, чтоб они росли на берегу теплого моря.
Только в 1972 году Смирнов вернулся в родную Тулу. Но и здесь без дела не сидел. Умные и способные кадры всегда были востребованы. Набрал 21 год гражданского стажа, из них 11 лет - в ЦКИБе.
Георгий Андриянович Смирнов награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Но принимать парад у своего дома вышел в штатском.
- Медали – для парадной военной формы. А мне она зачем? Меня и так люди знают, - поясняет ветеран.