В конце мая на встрече с предпринимателями губернатор Владимир Груздев сообщил, что через месяц будет объявлен конкурс на проект Зареченского моста.

 

Как озвучил глава региона, его стоимость составит около 5 миллиардов рублей. Для сравнения: бюджет Тулы равняется 7 миллиардам рублей.

 

Скорее всего, отметил Владимир Груздев, строительство столь необходимого областному центру объекта будет проходить в рамках частно-государственного партнерства.

 

При этом губернатор выразил надежду, что сумеет построить мост во время своего пребывания на посту главы региона.

 

 И тулякам очень хотелось бы эту надежду разделить.

 

Потому что сказание о строительстве Зареченского моста уже вошло в свод тульских легенд, а сам мост стал понятием почти мистическим. Еще не было в Туле такого руководителя, который не говорил бы о возведении этого объекта – и который его построил бы!..

 

 Даёшь переправу!

Тульские бренды – самовары, пряники и оружие - известны чуть ли не всему миру. И только жители и гости города знают об еще одной местной знаменитости. Ею по праву является мост, соединяющий Зареченский район с центром Тулы.

 

 До «эпохи исторического материализма» на данном месте находился крытый чугунный мост с двусторонней ездой для гужевого транспорта и узкими дорожками для пешеходов. Это чудо дореволюционной инженерной мысли было построено во второй половине 19-го века.

 За годы советской власти время старый мост перестал справляться с растущим год от года потоком автомобильного транспорта, и в 1980 году на его месте был построен новый замечательный по тем временам путепровод. Но замечательным он оставался недолго, с каждым годом все больше превращаясь в средоточие вечных «пробок» и «головную боль» автолюбителей.

 Правда, еще до войны переправ через Упу в Туле было больше. Но деревянный Луговой мост у сахарного завода обветшал и был разобран. А построенный неподалеку от него в 1928 году трамвайный мост существенной транспортной нагрузки не несет и положение не спасает.

На перегруженность центра города транспортом и недостаток автомобильных магистралей еще в 2006 году указали специалисты Санкт-Петербургского научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО». Занимаясь разработкой тульского Генплана, они предусмотрели в основном градостроительном документе областного центра строительство новой автодороги с новым мостом через Упу. Этот объект, который мог бы стать для города «вторым транспортным кольцом», должен был проходить от ул. Фрунзе к ул. Дрейера, а далее по ул. Курковой. Путепровод через железную дорогу в районе Малых Гончаров должен был затем в районе поселка Плеханово вывести транспортный поток из города на федеральную трассу «Крым».

 «Венгерская рапсодия»

И уже в 2007 году тульская администрация заявила, что поиск инвесторов для строительства нового моста через Упу увенчались успехом. В марте того же года на XVIII Международной выставке-ярмарке в Каннах был подписан протокол о намерениях с некой венгерской фирмой, которая согласилась выполнить все работы, от проекта до сдачи путепровода под ключ, на условиях лизинга.

Тогда весь проект оценивался в 800 млн рублей с рассрочкой платежей на 10 лет под разумный процент.

 Переговоры затянулись на два года. После чего тогдашний глава города Владимир Могильников показал журналистам эскизный проект путепровода. Его авторы даже выполнили пожелания руководства Тульского машзавода. Участок дороги, проходящий по заводской территории, должен был закрываться специальными экранами по типу тоннеля.

Как сообщил представителям СМИ состоявший в то время в должности заместителя главы тульской администрации Олег Румянцев, за разработку всей проектной документации венгры запросили 2,5 млн евро (120 млн рублей). Соответственно, само строительство моста обошлось бы еще в 35-40 млн евро, то есть свыше полутора миллиардов рублей (в два раза больше, чем в протоколе о намерениях 2007 года).

 Для сравнения: строительство восточного объезда с мостом через Упу, путепроводом через железную дорогу и новой эстакадой до ул. Металлургов «потянуло» на 300 млн рублей. А Одоевский путепровод обошелся в 500 млн рублей.

 Как заявил Олег Румянцев, бремя расходов должно было лечь на городской, областной и федеральный бюджеты. Затраты из тульской казны составили бы от 25 до 50 процентов. Кроме того, город должен был найти средства на расселение жителей ветхих домов по ул. Курковой, что рядом с сахарным заводом.

При этом планировалось, что 2009 и 2010 год уйдут на создание всей проектно-сметной документации, а само строительство займет еще два года. То есть, уже в текущем 2012 году новый Зареченский мост должен был решить проблему транспортного коллапса в Туле.

 

Конкурс длиной в четыре года

Но! Чуть позже выяснилось, что конкурс на создание эскизного проекта путепровода в 2009 году был только объявлен. И «венгерский вариант» мэрия рассматривала всего лишь как приоритетный. Окончательно выбрать проект должны были после завершения всех конкурсных процедур.

 Как оказалось, так и не выбрали. Потому что через год, 7 сентября 2010 года, тема зареченского моста всплыла на пресс-конференции главы города Алисы Толкачевой. Новый тульский мэр заверила, что в бюджете областного центра на 2011 год предусмотрены средства на разработку проекта моста. Соответственно, разговор о сроках строительства следовало начинать не раньше чем через два года.

 Прошел 2010, наступил 2011 год. Ни о проектировании, ни о строительстве зареченского путепровода не было ни слуху, ни духу.

 Вплоть до того момента, как администрацию региона возглавил Владимир Груздев. Пребывая еще на посту врио губернатора, на совещании по развитию Тулы он дал задание детально проработать возможность строительства моста через Упу в районе Машзавода.

 Тут же неожиданно выявилась ранее не поднимавшаяся проблема. Летом того же 2011 года заместитель главы администрации Тулы Константин Броцман заявил, что строительство путепровода по линии Фрунзе-Курковая не начинается из-за разногласий между руководством города и ОАО АК «Туламашзавод». Причиной спора стал один из участков заводской территории, подпадавший под строительство моста.

 Кстати сказать, не меньшие проблемы наверняка возникнут с хозяевами торговых центров, как грибы после дождя покрывающих улицу Фрунзе. Без сомнения, предприниматели на захотят «за просто так» освободить место для возведения моста. Вопрос о размерах компенсаций за снос этих капитальных дорогостоящих зданий просто никто еще не начинал прорабатывать.

 

Или – или…

На состоявшемся в марте этого года заседании Тульской городской Думы выяснилось, что никаких документов для строительства нового моста по-прежнему нет. Его проект все так же не разрабатывался. А только после появления проектно-сметной документации станет окончательно ясно, какие деньги и сколько времени потребуется для строительства.

 Если оно все-таки начнется.

 Хотя без нового моста Туле уже просто не обойтись.

 - Каждый месяц в областном центре покупают по 200-300 машин. Я работаю в автосалоне, поэтому хорошо это знаю, - рассказывает автолюбитель и организатор автопробега против тульского бездорожья Семен Шарипов. – Городские дороги с таким наплывом транспорта уже просто не справляются. Из-за нехватки обходных трасс в Туле полно «пробок». И состояние дорог соответствующее. Рязанское шоссе выглядит, как после бомбежки, по нему можно ползти со скоростью, не превышающей 5 км/час. А люди спешат на работу, с работы – вот тебе и «пробки»…

 Остается надеяться, что Владимир Груздев справится-таки с задачей, которая оказалась «не по плечу» всем предыдущим руководителям региона и областного центра – и построит мост! А то придется тулякам осваивать вертолеты…