В конце года принято подводить итоги. Как прошел год, насколько продуктивным он стал, что нового принес и над чем  заставил задуматься. В бизнесе подведение итогов особенно важно.

 Открытое акционерное общество «Тульский молочный комбинат» является одним из крупнейших предприятий пищевой промышленности ЦФО. Он занимает лидирующее положение в  регионе по масштабу переработки молока, объему и ассортименту выпускаемой продукции.

ОАО «ТМК» активно развивается как внутренне, так и внешне. Особое место и внимание  вопросам качества продукции, а также новым технологиям производства. 2 декабря «Тульский молочный комбинат» получил награду за реализацию инновационных проектов. Это одна из номинаций ежегодной региональной Премии «Тульский БИЗНЕС 2011». Премия присуждалась наиболее ярким и динамичным участникам тульского рынка. Она позволила выделить успешные стратегии тех, кто сумел предугадать основные тенденции развития экономики, и нашел свой путь в сложившейся рыночной ситуации. В уходящем году на предприятии традиционно подводили итоги и говорили о планах на будущее. О том, как прошел год и чем порадует любителей молочной продукции год наступающий, мы беседовали с  заместителем генерального директора ОАО «Тульский молочный комбинат» Александром Ширинкиным и руководителем отдела маркетинга Еленой Артемовой.

-  Александр Иванович,  расскажите об итогах  уходящего года.

Александр Ширинкин:

Этот год для ТМК был достаточно продуктивным для дальнейшего развития. В первую очередь – это повышение эффективности на всех уровнях управления, что нам дает несомненные преимущества. Конечно важны реализованные проекты, которые были и знаковые и  успешные. В первую очередь – это конечно ввод в действие нового комплекса оборудования – ультрафильтрационной линии. Это уникальное оборудование, в России, да и за рубежом подобных машин единицы, у нас они в основном используются для выпуска детского творога. Мы же планируем производить целую гамму молочной продукции от питьевых продуктов до мягких сыров. И первый продукт – это творог «Бежин Луг», разработкой которого занимались специалисты разных подразделений. Начиная от рецептур и технологии и до маркетингового восприятия. Творчество, идеи, собственное суждение, тестирование, да чего только не было на этапе постановке этого проекта.  Сейчас можно констатировать: продукт получился. Несмотря на отсутствие громких рекламных акций на старте,  за 4 месяца мы получили впечатляющую динамику продаж не только в нашем, но и в соседних регионах.

Надо сказать, что вторую половину года  мы стали наращивать продажи по всем группам нашей продукции. Это тоже стало результатом разнонаправленной деятельности. Мы начали более активные действия по продвижению нашей продукции за пределами региона.

В прошедшем году мы платили хозяйствам самую высокую цену за сырье, впрочем,  наше предприятие этим отличается многие годы. Зато теперь мы получаем предложений на поставку сырья даже больше, чем нам нужно, а значит,  можем выбирать самое лучшее и самое качественное молоко. Это для нас очень знаковое действо.

Но, определяющим для нас является потребитель. Мы постоянно ставим для себя задачу: делать наши продукты вкусными, полезными, доступными и делать новинки, которые радовали бы наших потребителей. Конечно, это не просто. А на сегодня качество, надежность продукции стало темой очень не простой, когда многие стремятся лишь заработать.  

Александр Иванович, как Вы считаете, каковы основные причины успехов предприятия?

Не только мы обновляемся – меняются люди – наши потребители. Они стали более внимательно относиться к своему здоровью, к тому, что употребляют в пищу. Мы наблюдаем, что покупатели все чаще отказываются от сомнительных продуктов в пользу проверенных и натуральных. Именно этой тенденцией обусловлено в первую очередь увеличение нашей доли на Тульском рынке. Получилось что наши принципы – производить только качественные и полезные продукты совпали с неким трендом в сознании потребителей.

К успехам мы шли не только путем улучшения качества нашей продукции, но и проводя кадровые ротации.  Коллектив – это то, что является определяющим в решение всех вопросов. А задача руководителей понимать направление, возможности как коллектива, так и более рациональное использование материальных ресурсов. Могу с удовлетворением отметить, что уходящий год был интересным с творческой стороны. Руководители, специалисты работали с таким интересом и инициативой, что порой приходилось даже притормаживать искусственно. Наверное,  не каждый руководитель так может сказать о своем коллективе.

В этом году продолжилось повышение производительности труда. Самое главное - заложены основы для последующего роста. Кроме того, увеличение  производительности  труда позволило увеличить зарплату работникам предприятия.

Также уходящий год отличился и ростом предложений от поставщиков молочной продукции. Наш производственный процесс выстроен таким образом, что мы можем позволить покупать сырье по достойной для производителя молока цене, но при этом на цене для потребителя это не отражается. Об этом мы не однократно рассказывали на встречах с производителями молочных продуктов из других регионов. Они удивляются. Но секрет здесь прост:  в первую очередь - это энергосберегающие технологии, которые позволяют экономить до 15% расходов на электроэнергию.

Кроме того, мы являемся постоянными участниками социальных программ. Мы живем в социальной среде и не можем обойти стороной этот вопрос. Это обязанность руководителей всех уровней. Мы участвуем в программах по поставке продукции в дома-интернаты, дома для инвалидов. Принимаем участие в программах, связанных с детьми.  Дети наших работников ежегодно пользуются возможностью побывать в летних лагерях. В договоре между работодателем и коллективом прописаны и безусловно выполняются многие маленькие и большие дела для работника. Но главное – это создание атмосферы доброжелательности, корпоративной культуры.

Елена,  расскажите подробнее о новинках и методах их продвижения:

Елена Артемова.  Безусловно,  главная новинка этого года – творог Бежин луг. Нам удалось создать продукт, который практически сразу понравился покупателю. Уникальность этого творога заключается в технологии, которая позволяет сохранить больше ценных веществ и добиться нежного вкуса и консистенции. Конечно, сыграли свою роль и яркая упаковка, и выбор марки, которой доверяют большинство покупателей.  Буквально через несколько месяцев после начала продаж творог Бежин луг вошел в список 100 лучших товаров России и получил звание «Новинки года»

Есть и другие интересные новости. В этом году линейка йогуртов «Источник здоровья» пополнилась двумя новыми вкусам – вишня черешня и натуральным, так называемым «белым»  йогуртом. Как и все продукты серии, новые йогурты содержат бифидобактерии и лактулозу, помогающие  пищеварению и повышающие иммунитет. Белый йогурт особенно нежный. В нем меньше сахара, чем обычно и его можно пить даже тем, у кого есть аллергия на фрукты.

Усовершенствованы упаковочные решения для многих видов продуктов.  На картонных упаковках появились крышки, а на творожных сырках  дополнительный прозрачный пакет, что позволило покупателю получить больше удобств.

Мы на самом деле стремимся сделать нашу продукцию более приятной, более полезной  и более удобной для покупателя. Это и есть наш главный метод продвижения. В этом смысле мне очень нравится  высказывание  Зино Давидофф:  «Я никогда не занимался маркетингом. Я просто любил своих клиентов»

 Конечно, совсем отказаться от традиционных  средств продвижения невозможно, но лучше комбинировать их с дополнительными средствами.   В этом году у нас было меньше медийной рекламы, но больше интересных акций и событий, больше конкретной кропотливой работы по обеспечению представленности продукции

 Какие мероприятия запомнились и вызвали наибольший отклик?

С сентября мы проводим экскурсии для школьников. Конечно, для нас это возможность показать наше современное производство, рассказать о натуральности и полезности молока и его производных.   Но в то же время это еще и  уникальный шанс  понять наших будущих покупателей и  получить … удовольствие от общения с ними. Ведь в глазах наших маленьких гостей мы видим настоящий искренний восторг и доверие!

Не меньший восторг мы наблюдали при проведении мероприятия «Бежин луг в центре города» в рамках празднования дня рождения Тулы. На нашем лугу был аншлаг, несмотря на дождь. Еще бы! Прямо на площади появились  настоящая зеленая трава  и корова в натуральную величину.  А под тентом были  организованы  игры и конкурсы для детей, поставлены столики, за которыми дети с удовольствием раскрашивали раскраски. Ну и конечно, каждый посетитель получил  вкусный подарок.

Большой резонанс  вызвали мероприятия, связанные с качеством продукции:  пресс-конференция «как защититься от покупки фальсифицированных молочных продуктов», которую мы провели совместно с медиками и представителями департаментов;   семинар «Качество и безопасность молочного сырья», конкурс среди поставщиков на лучшее Отборное молоко; 

В ноябре мы получили предложение стать партнерами Хорватского гастрономического  фестиваля в Москве. Звезды известнейших ресторанов готовили блюда «высокой кухни» с использованием тульских молочных продуктов. И наше качество было оценено очень высоко. Конечно, для нас это был интересный опыт.

В этом году мы увеличили территорию распространения нашей продукции и количество продаж в тех регионах, где наша продукция уже продавалась. Это Ступино, Солнечногорск, Москва, Рязань, Орел, Калуга, Воронеж и многие другие. Во многом это стало возможным благодаря слаженной и грамотной работе торговой команды. Именно в этом году произошли самые значительные изменения в отделе продаж – как количественные, так и качественные.

- В последнее время участились разговоры о приближении очередного кризиса. Каким Вы видите 2012 год?  Планируете ли развитие и улучшение результатов?

Александр Ширинкин: Я считаю, что при грамотном управлении неблагоприятные экономические условия можно обратить в пользу для предприятия. Главное, не складывать руки и не идти на поводу у обстоятельств. Конечно, мы будем продолжать  развитие и модернизацию предприятия нацеленную на дальнейшую эффективность - рост производительности труда, снижению затрат на единицу продукции. Мы намерены продолжить усилия по продвижению продукции за пределами нашего региона, активнее участвовать в социальных заказах,  наращивать объемы производства.  В следующем году мы запланировали выпуск как минимум, двух новых видов продукции. Один из них не имеет аналогов в России. На данный момент название этого продукта пока не разглашается. Для его запуска было закуплено новое оборудование. Сейчас ведется работа по завершению рецептурного состава продукта и разработки удобной упаковки. Для создания второго продукта мы привлекаем специалистов из Европы. Эти специалисты  способны грамотно подойти к процессу отработки рецептурного решения со всех сторон.

Елена Артемова: Продолжим работу по усовершенствованию упаковки и рецептур базового ассортимента. На первый квартал запланировано обновление дизайна серии Бежин луг и замена бутылки для молока на прозрачную. Летом порадуем наших покупателей обновленными напитками на основе сыворотки и новыми вкусами творога Бежин луг.

Будем продолжать участвовать и в интересных мероприятиях. Например, планируем организовать круглый стол о безопасности молочной продукции и о том, как правильно ее выбирать

- Ваш лозунг: «Инновации для  здоровья нации». Что это значит? И как этот лозунг отразиться на вашей работе в 2012 году?

Елена Артемова:

Движущая сила всех наших начинаний – стремление быть полезными для людей в рамках наших возможностей. Ведь полезное и полноценное питание – залог здоровья покупателей.  А это в свою очередь основа нашего дальнейшего развития. В конце концов,  мы сами и все сотрудники нашего предприятия являются потребителями молочной продукции ТМК.  И это тоже, в каком-то смысле,  сильная гарантия.