«Полкласса ушло на регби. Смотрю, они все в крови, соплях и думаю: «О, как интересно!»: интервью с тренером, который поднимает регби в Туле

icon 31/08/2021
icon 07:45
«Полкласса ушло на регби. Смотрю, они все в крови, соплях и думаю: «О, как интересно!»: интервью с тренером, который поднимает регби в Туле

Автор:

Пока в Туле активно развивается хоккей и не менее активно стоит на месте футбол, где-то на поле стадиона «Металлург» на окраине Тулы собираются полтора десятка парней, чтобы как следует погонять по полю и помять друг другу бока. Это тульский «Арсенала», но регбийный. Выступает он на любительском уровне, но живет уже целых четыре года. Не припеваючи, но живет.

Развивает регби в Туле Роберт Копнин – мастер спорта СССР, чемпион России и обладатель Кубка страны.

 - Родился я в Ташкенте. Регби начал заниматься поздно, уже лет в 13.

 - А сейчас вам сколько?

 - [пауза] 58.

 - Задумались.

 - 7 августа был день рождения. Я, честно говоря, думал, что мне 57. А мне 58, жена сказала. Ну, ладно. После 26 я перестал считать. В общем, играл я в «Политехе». Я нас было две команды – «Политехнический институт» и «Звезда» - армейский клуб. «Звезда» вышла в высшую лигу, а «Политех» вылетел из первой лиги. Это был Чемпионат СССР. Пригласили в «Звезду». Там я отыграл года четыре или пять… Тут развал СССР. Команда армейская, сами понимаете. Мы уезжаем всей компанией в доблестный Калининград. Там у нас была команда «Вест-Звезда». При армии… Веселые года. В 90-е вообще жрать было нечего. Играли уже в высшей лиге России. А в Ташкенте еще я умудрился получить мастера спорта СССР. Помню, стоим на балконе в Калининграде после Ташкента. Осень, льет дождь. С нами грузин. Он на русском сначала не разговаривал. Он стоит: «В раю жили! Куда уехали?». Сейчас он во Франции, кстати, живет.

 - Что из себя представлял регби в 90-е года?

 - Менее организованное. Очень много изменений в правилах. Это все касается здоровья людей, потому что раньше можно было очень много. «Входить» можно было, на лету человека сбивать, чуть ли не за голову ловить. Сейчас это все приводится к параметрам, чтобы было меньше травм.

 - А по самой организации? Понятно, что платили не как футболистам.

 - Мы были все прапорщики. На нас была отдельная ставка. Обычная команда СКА. Пайки нам давали как военным. На них, кстати говоря, и держались. 

 - Действительно было нечего есть? Не хватало зарплаты?

 - Зарплату нам давали раз в полгода. Раз в полгода в армии тогда давали зарплату. Это было такое…

 - И как последние месяцы доживали?

 - Вот так. Ходили в столовую, что-то там брали. Жены работали.

 - Если была такая история, почему продолжали играть? Все, профессия?

 - В Калининграде я стал серебряным призером чемпионата, обладателем Кубка России. Последний год играли на одном энтузиазме. Команда начала разбегаться. Я хотел поехать в Пензу, были предложения. За границу? 33 года мне было или 34. Ребята были помоложе – 25-27 уезжали. В общем-то регби и закончилось у меня. 

Вест-Звезда (Калининград), середина 90-ых

 - Как вы попали из Калининграда в Тулу?

 - Ооооо… Кем я только не был. Сначала в Калининграде просто тренировал. Потом стали какими-то предпринимателями, стали машины гонять. Когда расформировали команду полностью, нам должны были дать квартиры. Квартиры дали в Пензенской области в городе Кузнецк. Приехали туда, а там стоит один подъезд, а остальное – заложен фундамент. 

 - Кинули?

 - Ну как кинули… Это было нормально. Я вообще когда в Кузнецк приехал, посмотрел на этот город, у меня такой депресняк начался… Мы потом  эти квартиры как-то отдали. Подарили, можно сказать. А в Тулу приехал уже лет 20 назад. Женился. Мы еще в Швеции жили…

 - Вы еще в Швеции жили?

 - Да.

 - Сравните Швецию того времени и Россию.

 - Вы что, правду хотите? (смеется) 

 - Хочу.

 - Я очень много ездил. Была возможность остаться в Германии, у меня там крестная. Я туда устраивал ребят в команды. Нигде там не хотелось остаться. А вот Швеция – такая интересная своеобразная страна. Менталитет такой там…

 - Как в Туле начали тренировать?

 - Позвонил мой тренер, это был последний год «артухи» [Тульский артиллерийский инженерный институт]. Сказал, что приказом все будут сейчас играть в регби. Футбол и мини-футбол убрали, стали играть в регби. Он сказал: «Иди». Я пришел, меня взяли в штат и я полгода тренировал. «Артуху» разогнали, я опять без регби. И в такси.

 - А вернулись в регби?

 - Четыре года назад. Позвонили друзья из Федерации с Москвы. Сказали, что есть команда. А это были околофутбольные ребята. Я пришел с Кириллом Харитоновым. Он вообще, кстати, все это организовал. Сумасшедший организатор. Я пришел, посмотрел, говорю: «Че вы тут делаете?». А они: «Мы в регби играем». Ну, думаю, давайте посмотрим. В общем, когда начались тренировки, часть просто сразу свалила.

 - Они до этого не в регби играли?

 - Да ну, какой регби? Кирилл – молодец, какие-то объявы постоянно, туда-сюда, Федерацию открыл потом Елагин у нас президентом стал [руководитель Тульского УФАС], помог нам с полем на политехе. Вот по сей день и бегаем. Форму на свои бабки покупали. Поля тоже…

 - А что с полями вообще?

 - Здесь, в манеже «Арсенала», в парке. Народ начал ходить, когда поле появилось. Мы раньше приходили в никуда. На одну тренировку 3-4 человека придут, на другую. Я уже, честно, хотел сваливать. Если работать, то работать. Постоянно же соревнования, а мы приезжаем как мальчики для битья. А в этот раз в Калугу приехали, как дали Калуге… Калуге, которой раньше проигрывали 60:0. Как мы им дали… Они просто обалдели. 

 - Три-четыре поляны. Это Тула. А по области?

 - Можем в Веневе играть, но туда кто поедет?

 - А в самом Веневе желающих, как понимаю, нет?

 - Еще до пандемии собрал там 20 детей. Они реально ходили, им было интересно. Бабах, закрыли – пандемия. Пандемия закончилась, обзваниваю, они – «да-да», а я на тренировку прихожу, а там четыре человека. Через тренировку – два человека. Мамы их: «Можно мы будем ходить?». Вот я на тренировку ездил, их два человека. Два пацана, они шестилетки, в детском саду. Они с ума сходили по этому мячику, им интересно.

 - Регби можно с малых лет заниматься?

 - Вообще, да. За границей с шести лет бегают. У нас с девяти. Они сейчас бегают с мячиком, а мячик этот сложно удержать в руках. Это сложный элемент игры, не говоря уже о всех толчках.

 - А почему вообще регби?

 - К нам в школу пришел дядька, который играл в команде «Политех-Ташкент». А у меня сумка была, на которой было написано «Rugby». Я тогда вообще боролся, дзюдо. У меня полкласса ушло на регби. Смотрю как-то, что они все в крови в соплях и думаю: «Ооо, как интересно!» И все. Понеслась душа в рай.  

 - Вы уже четыре года здесь занимаетесь. Какое-то развитие видите?

 - К нам постоянно приходят люди. По ступенькам сейчас спускались, какой-то мужик подошел, спросил. Вот Славик у нас. Он играл тут в футбол с пацанами. Говорит: «А можно? А сколько надо платить?». Говорю: «Бесплатно». Он в команде. Вот уже месяц он ходит. Просто нас увидел и все. Есть желающие.

 - Регби - не самый затратный вид спорта?

 - Это не американский футбол. Вся наша форма – майка и трусы, бутсы. Ну, и капа. Многие покупают в секонд-хэнде. Регбийки все из секонд-хэнда. Новое – цена астрономическая.

 - Это именно регбийная футболка? Чем она отличается?

 - А вы попробуйте ее потяните. Она не порвется. Ей ничего не будет. Что у нас затратно? Вот нам сейчас надо поехать в Калугу. Едем на своих. Вот эти вещи затратные…

 - Спонсор нужен?

 - Транспорт, спонсор… Не знаю, кто нам нужен. Помещение на зиму и поле. Больше нам ничего не надо. Кстати, сейчас на Калужском шоссе открывается стадионище…

 - «Тула-арена»? Туда бы, да?

 - [Смеется] На зиму нам хватит и манежа «Арсенала». Пока оно у нас есть. Два раза в неделю. Это у нас есть. Мы же не собираемся в высшую лигу выходить и за игроков платить по 10 миллионов рублей. Помещение на зиму и поле.

 -  Скромно.

 - Нам ничего не надо. Только регби. Вот такие идиоты.

Если вы хотите попробовать свои силы в регби, обращайтесь в группу РК «Арсенал».