Тула на киноэкране

icon 27/08/2021
icon 08:48
Важная новость
Тула на киноэкране

Автор: Фильм "Евдокия". Герои пьют газировку около Детского универмага на Советской

Фильм

Сегодня, в День российского кино, вспоминаем фильмы, в которых можно увидеть старую Тулу. Конечно, в Туле нет улицы Яуниела, как в Риге, где снимался едва ли не каждый второй советский фильм из заграничной жизни. Однако свой вклад в отечественный кинематограф она все же внесла.

Наш ХХ век

Впервые нашествие кинематографистов Тула пережила осенью 1910 года, во время похорон Толстого. Фильм об этом событии был смонтирован в рекордные сроки и уже через несколько дней выпущен на экраны. В синематографах эта лента вызвала огромный интерес.

В январе 1911 года ряд синематографических снимков Тулы решил сделать один из местных синематографов. Первую съемку произвели в кремле. На ленту синематографа был занесен общий вид кремлевского парада.

Затем произвели съемку на самоварной фабрике. Аппарат снимал последовательный процесс производства самоваров, кончая их упаковкой и отправкой с фабрики. Эту ленту, представляющую несомненный общий интерес, еще в негативах приобрела некая московская синематографическая контора для демонстрации по всей России и за границей.

И, наконец, запечатлели «любопытную картину гуляния на Киевской улице» и проезд всех пожарных частей мимо дома губернатора.

В планах была также съемка производства на оружейном заводе, однако его начальник генерал-лейтенант Кун киношников на завод не пустил. Оборонка – она и в то время оборонка. Несмотря на то, что разрешение на съемку пытались получить у военного министра.

Все снятые материалы с огромным успехом демонстрировались в тульском синематографе «ХХ век» – нынешняя «Родина».

В 1915 году известная в то время кинематографическая фирма Ханжонкова организовала новый бизнес, открыв отдел по увековечиванию на кинематографе частных лиц с их семействами, т.н. семейный кинематографический альбом.
Фирмой снимались торжественные или печальные события из жизни.

По съемке лента поступала в собственность того, с кого произведена съемка. Для этих же лент фирмой изготовляются в продажу недорогие аппараты. Сравнительно недорогие. Так цена ленты, в зависимости от длины, составляла 150 – 200 рублей, аппарат, на котором можно было ее демонстрировать – 300 рублей.

«Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что недалеко то время, когда в гостиных будут быть может демонстрироваться кинематографические снимки хозяев или их гостей, что, пожалуй, вытеснит фотографические карточки», – констатировала, рассказывая о новинке, «Тульская молва», даже не представляя, как убежит технология съемок видосиков через сто лет.

Точно известно, что один из тульских обывателей ездил в Москву сниматься на синематографическую ленту.

Снимали Тулу и после революции. Например, в 1925 году в Москве проявили 440 метров киноленты, снятой в Туле, а также 80 метров со съезда Рабиса и комсомольской демонстрации 6 мая в Туле.

«К черному морю»

Первым художественным фильмом, когда Тула появилась на киноэкране, стала вовсе не «Евдокия», как принято считать. Это был фильм 1957 года Андрея Тутышкина (режиссера «Свадьбы в Малиновке») «К Черному морю». Город, правда, в нем появился всего одним кадром, на несколько секунд. Зато каким! Примерно в середине фильма героиня отправляется в объявленное в названии фильма путешествие к Черному морю. Естественно, дорога из Москвы идет через Тулу, где автомобиль выписывает восхитительный фортель. Он попадает в Тульский кремль, и выезжает из него на улицу Менделеевская или Металлистов. Все происходит так быстро, что дать определенный ответ сложно. Однако те, кому интересна история родного города, все равно могут насладиться маленьким кусочком старой Тулы.

А вот потом была «Евдокия» по повести Веры Пановой режиссера Татьяны Лиозновой, которая вышла на экраны в 1961 году. Многие туляки долго потом вспоминали, как получили гонорар за участие в массовках этого фильма.

«Евдокия» стала и первым фильмом, в котором снялся актер тульского драмтеатра Валерий Жуков, на творческом счету которого роли уже более чем в сорока фильмах.

– Было это в 1960 году. Работая слесарем в «Горгазе», еще даже о театре мог только мечтать. К нам тогда приехали снимать «Евдокию», и я рванул на Ряжский вокзал, где работали над сценой проводов комсомольцев на стройку. Сумел попасть в массовку – висел там на вагоне. За что получил гонорар один рубль, – рассказывал он.

Съемочную группу фильма принимали очень радушно. Не зря исполнительница одной из главных ролей сказала потом: «Местные жители – добрейшей души люди, а какие вечерами мы устраивали чаепития со свежайшими пряниками!» Многие кадры сняты на тульских улицах – в частности, в интерьерах булыжной мостовой Красноармейской, которая тогда еще была далека от звания проспекта. Можно увидеть в фильме другие центральные улицы Тулы, трамвай четвертого маршрута с висящими на подножке пассажирами, а также Косую Гору.

Сюжет фильма весьма простодушен по нынешнему времени. На окраине провинциального городка живут Евдоким и Евдокия, воспитывая приемных детей. Евдоким работает на заводе, Евдокия — домохозяйка. Семья, казалось бы, благополучна и счастлива, беда лишь в том, что Евдокия не может забыть любовь своей юности. Этого Евдоким стерпеть не может и предлагает Евдокии свободу, тогда как он останется с детьми. Но все эти противоречия тонут в обоюдной любви к детям и друг к другу. Незатейливая вроде бы семейная история пришлась по душе советским людям, и в 1961 году фильм был одним из лидеров кинопроката.
Отдельная премьера фильма прошла и в Туле, в ДК Косой Горы.

Через некоторое время на косогорский завод опять приехали киношники – снимать фильм о Донбассе по мотивам рассказа Александра Бека «Письмо Ленина». Временный директор завода, бывший плавщик Клявин пытается не допустить остановки домны, и, пройдя множество испытаний, попадает на заседание правительства молодой советской республики, где выступает Ленин. Его проникновенный рассказ об этом событии вдохновляет рабочих, которые усовестились и решили восстановить работу предприятия.

Артист Тульского драматического театра Виталий Базин и Евгений Матвеев на съемках фильма "Завещание Ленина"

В идеологически выверенном кинопроизведении, получившем в прокате название «Сохранившие огонь», участвовало целое созвездие актеров советского кино – Евгений Матвеев, Любовь Соколова, Олег Янковский, Тамара Семина, Иван Лапиков, Анатолий Папанов, Николай Парфенов, Армен Джигарханян. Многие из них приезжали на съемки в Тулу. Снимал фильм режиссер Евгений Карелов, поставивший такие знаковые для нашего кино картины, как «Дети Дон Кихота», «Служили два товарища (в этом фильме, кстати, герой Ролана Быкова – из Тульской губернии), «Семь стариков и одна девушка», сериал «Два капитана».
Знаковым оказалось участие в этом фильме в роли комсомольца Федора для Виталия Базина – в будущем ведущего актера Тульского драматического театра. Так Виталий Васильевич впервые оказался в Туле. И впечатления от города остались самые нелестные.

– Честно вам скажу, подумал тогда, что есть два города, в которые я точно не пойду после института – родная Казань и Тула, – признавался он много лет спустя. – По распределению я должен был ехать в Воронеж. А сюда заманил Рахлин, тогда главный режиссер театра. Он видел меня в роли Левши в «Тульском секрете». И кроме того предложил жилье.

Вот так, дебютировав в кино в фильме, снятом на тульской земле. Виталий Базин стал туляком и одним из знаковых актеров в истории нашего театра.

Съемки фильма "Сохранившие огонь". Актер Евгений Матвеев держит одного из самых юных актеров - первоклассника косогорской школы Костю Ефремова. После окончания школы он работал на Косогорском металлургическом заводе

Послевоенные интерьеры

В восьмидесятых Тула вновь оказалась на большом экране, в фильмах Вадима Абдрашитова «Охота на лис» (1980) и «Парад планет» (1984). Финальные кадры последней картины сделаны на улицах Советской и Фридриха Энгельса.

Кадр из фильма "Парад планет"

В 1984 году вышел на экраны фильм Сергей Герасимова, где постановщик в главной роли снял самого себя, «Лев Толстой» – о последних годах жизни великого писателя и уходе из Ясной Поляны. А также воспоминаниях о событиях молодости писателя, поре решительного и страстного перелома во взглядах. В кинотеатрах СССР фильм посмотрели 4,9 миллиона зрителей. Фильм получил главный приз «Хрустальный глобус» за лучший фильм на международном кинофестивале в Карловых Варах, а также главный специальный приз и диплом постановщику на Всесоюзном кинофестивале в Минске. Часть съемок проходила в окрестностях Ясной Поляны. А в массовках были задействованы студенты Тульского политехнического института, изображавшие толпу народа, которая устремилась к Ясной Поляне после смерти писателя.

На съемках фильма Сергея Герасимова "Лев Толстой"

В 1988 году вышел на советские экраны, пусть и ограниченным числом копий, фильм «День ангела», подпольно, по словам постановщика, снятый в 1980 году в Туле. Как отмечает энциклопедия «Новейшая история отечественного кино (1986—2000)», сценарист Михаил Коновальчук в «Дне ангела» описал от первого лица «странный мир», предстающий перед глазами подростка-дурачка (возможные литературные аналогии — Бенджи в «Шуме и ярости» Уильяма Фолкнера и раздвоенный «Я-повествователь» в «Школе для дураков» Саши Соколова), а также историю его семьи, используя при этом «платоновскую» деформацию языка и обращаясь к категориям Рода, Числа и Буквы. Снятый по этому рассказу Сергеем Сельяновым и Николаем Макаровым одноименный фильм стал первым опытом «независимого кино» в СССР.

Одним из художников фильма был известный сейчас тульский художник Александр Майоров. В фильме снимались, например, Александр Белов – создатель известного позже в Туле театра-студии Белова, актеры драматического театра Вячеслав Говалло, Алексей Анненков, Людмила Ямпольская и другие.

Одного из режиссеров – Сергея Сельянова ждало большое кинематографическое будущее. Но свои первые шаги в кино он делал в Туле, на любительской студии политехнического института. Вот как он сам рассказывал о своем тульском кинематографическом прошлом.

«В тринадцать лет я посмотрел три фильма Чаплина в кинотеатре имени Бабякина в городе Туле: «Новые времена», «Огни большого города» и «Цирк». И решил, что вот это дело по мне. А в том же году, когда вернулся в Тулу с каникул, я собрал команду из четверых одноклассников. Сказал: «Давайте кино снимать, нужна камера». Серьезная любительская 16-миллиметровая камера стоила от 150 до 600 рублей. И то, и другое были деньги абсолютно нереальные и мистические не только для школьников, но и для родителей. Была идея выиграть это все в «Спортлото». Но один из нашей четверки, Саша Бадаев, подал куда более здравую идею – пойти на станцию юных техников. Там есть фотокиностудия, а в ней нет никого, говорит, только скучает Юра Подтягин – руководитель студии. И там есть камера, там все есть. Мы пошли, там действительно все это оказалось. Мы записались в студию и стали жить на этой станции.

Позже мой товарищ сказал, что в политехе, оставшись без руководителя, совсем захирела киностудия. «Захирела? Хорошо, пойду туда!» Так все решилось. Причем мне с самого начала было ясно, что в институте буду заниматься именно кино. Отучился три года. На занятия почти не ходил, так как снимал фильмы, но сессии сдавал без особых проблем, а на четвертом курсе понял, что теперь учеба займет слишком много времени, потому что придется делать много курсовых, и мне уже не удастся так свободно распоряжаться собой. Я делал разные фильмы, от самых простеньких до интеллектуальных. Документальные, игровые. Особой популярностью у студентов пользовались комические картины. Играли в них студенты, наши друзья, знакомые актеры».

Сейчас Сергей Сельянов – лауреат Государственной премии России, премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, многих кинематографических премий, известный продюсер, руководитель кинокомпании «СТВ». Среди фильмов, которые он продюсировал, – «Брат» и «Брат-2», «Кукушка», «Бумер 2», «Мне не больно». А всего – более 60 фильмов.
В сентябре 2000 года в Туле, на Косой Горе и в Хомякове начались съемки сериала «Гражданин начальник». Снимал его режиссер Николай Досталь. В кадр попал пруд Белоусовского парка, улицы Марата, Советская и Октябрьская, областная прокуратура, кафе «У Воронки» и ныне несуществующее казино «Карусель». На вопрос, почему для съемок он выбрал именно Тулу, Досталь отвечал так:

– Она очень разноплановая, что ли. Сохранился чуть ли не девятнадцатый век – избушки, заборчики, и современные кварталы, трамвай есть... Для туляков узнаваемые места будут, а россияне нигде не прочтут, что это Тула. Для них это будет типичный город N, просто обобщенный образ областного центра. И до Москвы достаточно близко – 180 километров, это удобно.

Съемки фильма "Гражданин начальник" в Белоусовском парке

Уже в новом веке Тулу полюбил снимать в своих фильмах режиссер Александр Прошкин. Фильмы «Чудо» и «Искушение», снятые на тульской земле, получили множество призов российских и зарубежных кинофестивалей.

«Тула – своеобразный город со своей поэзией, своим лицом, – считал он. – А Косогорский металлургический комбинат – просто уже любимая натура. Здесь, в Туле, все наносное, нервное, московское сразу куда-то уходит. А сам город замечателен тем, что очень легко найти любую эпоху. И уж что касается разрухи, то здесь с этим тем более все в порядке. Меня, конечно, поразило, что в центре Тулы, рядом с правительственными зданиями и с кремлем, люди живут как в блокаду.

Основной объект съемок «Искупления» – три соединенных вместе двора на улице Металлистов. Абсолютная разруха, старые купеческие особнячки, которые превращены в коммуналки, без каких либо удобств. И нравы, простые до невозможности. Несмотря на то, что нет удобств, дворы были заставлены гаражами и машинами. Мы попросили все эти гаражи и сарайчики убрать. Я думал, будет большое сопротивление. Но нет, к этой просьбе отнеслись с пониманием».

Интерьеры пятидесятых годов прошлого века оценил и режиссер Станислав Митин, который на Косой Горе снял четырехсерийную экранизацию повести Дины Рубиной «Любка».

В 2011 году в Туле в общежитии на улице Металлургов, 85 снимали социальную драму режиссера Юрия Быкова «Дурак». По сюжету, сантехник Никитин увидел огромную трещину на стене здания, из-за которой здание может рухнуть. Никитин едет домой, но понимает, что здание простоит теперь не больше суток, и его обитателям грозит опасность. Для имитации трещины пришлось в нескольких местах здания надстроить бутафорскую кирпичную стену. Получилось как в жизни – даже днем эту стену было невозможно отличить от настоящей.

Были еще фильмы и сериалы с тульским колоритом «Парни из стали», «Дистанция», «Вероника больше не придет», «Стальные псы», «Повороты судьбы», «Кино про Алексеева» и другие.

Автор - Сергей Гусев