Тульские налоговики рассказали как получить бесплатную квалифицированную электронную подпись

icon 16/06/2021
icon 20:31
Тульские налоговики рассказали как получить бесплатную квалифицированную электронную подпись

Автор:

C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
 
Выпуском квалифицированных сертификатов электронной подписи (КСКПЭП) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет осуществлять Удостоверяющий центр ФНС России (УЦ ФНС России).
 
До 1 июля 2021 года коммерческим удостоверяющим центрам необходимо переаккредитоваться. Срок действия ключей электронной подписи, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами до 1 июля 2021 года, заканчивается 1 января 2022 года.
 
Для обеспечения «бесшовного» перехода на новый порядок получения ЭП Управление планирует начать пилотный выпуск квалифицированных сертификатов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям с 01.07.2021 года. Услуга по выпуску КСКПЭП предоставляется бесплатно. Точки выдачи сертификатов в Управлении находятся по адресам:
 
- г. Тула, Красноармейский проспект, д. 48, корпус 2;
- г. Тула, ул. Калинина, д. 3;
- г. Новомосковск, ул. Кирова, д. 14.
 
Полученные в рамках «пилотного» выпуска квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев, работают на всех электронных площадках и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
 
Получить квалифицированные сертификаты смогут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:
 
1.    УЦ ФНС России выдает квалифицированные сертификаты  только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который действует от лица компании без доверенности), индивидуальных предпринимателей (не выдает КСКПЭП для ФЛ);
 
2.    Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
 
3.    Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. 
 
4.    Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
 
Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Так же для приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких ключей электронной подписи (КЭП) и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными Удостоверяющими центрами.
 
Выпуск квалифицированного сертификата осуществляется на основании заявления, которое формируется оператором УЦ ФНС России в присутствии заявителя  в точках выдачи на бумажном носителе. Для получения сертификата заявитель должен лично предоставить паспорт, СНИЛС, пройти процедуру идентификации. Для формирования заявления, кроме паспортных данных и СНИЛС, требуется информация о ИНН ФЛ и ИНН ЮЛ (для ЮЛ) и сертифицированный носитель ключевой информации. С носителем ключевой информации следует предоставить документацию (сертификат соответствия) и рекомендуется произвести его инициализацию (форматирование с установкой пароля (пин-кода) пользователя, при необходимости установить пароль администратора). Инициализация производится согласно эксплуатационной документации на носитель.
 
Создание КЭП осуществляется самостоятельно лицом, обратившимся за получением квалифицированного сертификата, на рабочем месте оператора УЦ ФНС России в местах выдачи, при этом формируется не экспортируемый ключевой контейнер в единственном экземпляре (невозможно тиражировать КСКПЭП и сформировать несколько КСКПЭП для одного ЮЛ/ИП).