Консультант по управлению компании «А-Консалтинг» Анна Гулимова рассказала в интервью корреспонденту ИА «Тульские новости» о правильном подборе персонала и тенденциях кадрового рынка.

Корр.: Кончился ли кризис, судя по состоянию кадрового рынка? Каковы тенденции?

А.Г.: С одной стороны, судя по позиции многих компаний-работодателей, кризис (как элемент восприятия ситуации) еще окончательно не закончился, новые вакансии открываются компаниями очень медленно, во многих организациях по-прежнему в ходу совмещение должностей (и заработных плат, соответственно). С другой стороны, организации, работавшие, к примеру, сокращенный день во время кризиса, вернулись к нормальному графику, закончились глобальные сокращения персонала (кроме тех, которые обусловлены принятой стратегией, но никак не кризисом), и работа с ним, любимым (персоналом), потихоньку вновь становится плановой.

Корр.: Какие сложности есть сейчас в поиске и подборе персонала?

А.Г.: Основная сложность, пожалуй, состоит именно в разнице восприятия событий работодателями и соискателями. Работодатели пока еще боятся второй (третьей, пятой – нужное подчеркнуть) волны кризиса, а потому с оглядкой индексируют заработные платы и стараются не обещать лишнего. Соискатели же считают, что кризис давно миновал, требуют «златых гор» и уверены, что единственная причина нежелания давать им большой оклад – жадность собственников бизнеса, а потому не соглашаются на предлагаемые зарплаты, формируемые в основном по принципу «небольшой оклад плюс большая часть от показателей эффективности». При этом одни мучаются от нехватки квалифицированных кадров, а другие жалуются на отсутствие «приличной» работы.

Корр.: Какие вакансии сейчас наиболее часто открываются, какие специалисты востребованы?

А.Г.: Очень высок спрос на сотрудников продающих подразделений во всех направлениях (продавцов-консультантов, менеджеров активных продаж, менеджеров по работе с клиентами, торговых представителей), а также на сотрудников рабочих специальностей. Постепенно начинают открываться вакансии в направлениях управления персоналом и маркетинга, которых совсем не было в пиковые моменты кризиса, но происходит это пока с оглядкой. Постепенно начинают открываться рабочие вакансии, связанные со строительством (так как ряд объектов постепенно «размораживают»). При этом почти нет управленческих вакансий, так как управленцев в существующей ситуации стараются все-таки не менять (удерживать собственных), а открывающиеся вакансии руководителей отделов закрывать опять же «из своих».

Корр.: Что происходит с соискателями на должности? Ищут ли люди работу?

А.Г.: Да, в отличие от предыдущих полутора лет, сейчас работу ищут намного активнее. Если во время кризиса большая часть работающих сотрудников старалась удержаться на своем месте, пусть даже и с понижением заработной платы, то теперь поиском новой работы люди занимаются гораздо активнее. Стала заметна и разница в подходе – если раньше, подавая резюме в кадровое агентство или начиная самостоятельный поиск работы, до последнего момента (прохождения всех этапов собеседований) соискатели не увольнялись, то сейчас, как и до начала кризиса, люди относительно спокойно расстаются с предыдущим работодателем и только потом начинают искать нового. Правда, нужно отметить, что здесь играет роль еще и сезонность – увольняясь летом, многие предпочитают как следует отдохнуть и переделать домашние дела, чтобы с осени вновь погрузиться в рабочий процесс.

Корр.: Как обстоят дела с обучением персонала?

А.Г.: Нужно отметить, что в кризис работа с персоналом, по сути, большинством компаний была «заморожена» до нуля. Исключение составлял, как ни странно, рекламный бизнес, который больше других пострадал в первой волне кризиса и после потери крупных рекламных бюджетов от серьезных компаний резко обратил свое внимание на обучение активным продажам. Сейчас эта работа в различных компаниях постепенно возвращается на круги своя. Вновь востребованными стали корпоративные тренинги персонала, оценочные мероприятия, такие, как «Неизвестный Покупатель», психологическая диагностика и пр., постепенно появляются заказы на длительные комплексные проекты.

Корр.: Изменился ли подход компаний к обучению после кризиса?

А.Г.: Да, в подходе многих работодателей к обучению заметны изменения. Намного меньше стали проводить обучение «для галочки» (как это происходило в крупных компаниях с распланированным бюджетом до кризиса), четче ставятся руководителями компаний цели обучения и оцениваются его результаты, больше стали задумываться о компенсирующих механизмах (частичная оплата сотрудником собственного обучения, учебные договора и т.п.). В целом, основную тенденцию можно сформулировать следующим образом – бизнесмены более тщательно стали считать деньги, вкладываемые в персонал.

Корр.: Какие тематики обучения и работы с персоналом востребованы?

А.Г.: Безусловно, лидирующими по-прежнему остаются продажи. Многие компании, занимаются ли они розничными или оптовыми продажами, во время кризиса ощутили явное сокращение клиентского потока. Раньше, обеспечивая себе приток клиентов за счет рекламной поддержки, маркетинговых акций и т.п., они могли себе позволить продавать в основном тем, кто сам этого очень хочет. Теперь же наиболее актуальным является вопрос – как из максимального количества посетителей (в том числе и случайных) сделать покупателей и как разового клиента сделать приверженным. Соответственно, вопрос качества обслуживания выходит на первое место, с чем и связан заказ тренингов продаж, стандартов продаж, оценки соответствия сотрудников этим стандартам и т.д.