«Здесь люди умеют держать слово»: Анатолий Воропаев о Стародубцеве, своем губернаторстве и Туле

©
- Александр Николаевич, а вы сами верите в честность выборов?
- Когда говорят о законности, имеют в виду, были ли вообще нарушения, и насколько они серьезные. Как и на любых выборах, на этих нарушения были, но в этом нет ничего зазорного. В любой стране мира есть нарушения на выборах. С другой стороны, комиссии работали и считали результаты. Сегодня комиссии подводят итоги, и не позднее чем завтра вечером результаты передадут в районные газеты, и со следующего дня после публикации кандидаты определят, надо им распределять мандаты или нет. Обстановка была нормальная, местные администрации много сделали. В целом это были нормальные хорошие местные выборы.
Чем меньше территория, где надо выбрать, тем больше выборы будут приближаться к человеку, которого надо выбрать. Когда проходят федеральные и региональные выборы, мы знакомы с кандидатами по агитационным листовкам, а самих их зачастую не знаем. На муниципальных выборах - выбираем близких людей, и такие выборы достаточно честны. Что касается подсчета голосов, абсолютной честности не бывает. От комиссии требуется предоставить право опустить бюллетень, подсчитать их и сказать, кто победитель. А когда говорят, что с помощью выборов мы можем определить самого умного, честного - с помощью выборов такие вопросы не решаются. Выборы - это способ найти человека, достойного по мнению наибольшего числа населения.
- Избирательная комиссия Тульской области проводит какую то разъяснительную работу с местными администрациями, с тем, чтобы те не нарушали закон и не вмешивались в деятельность комиссий?
- Не секрет, что давление на членов избирательных комиссий со стороны местных властей, их работодателей, велико. У членов комиссий есть неприкосновенность от увольнений, но она прекращается вместе с полномочиями комиссии, и через 10 дней после публикации итогов голосования любого члена комиссии можно уволить. Избирательная комиссия Тульской области проводит разъяснительную работу с местными администрациями, чтобы те не нарушали закон и не вмешивались в деятельность комиссий.
Никакой план не может существовать, это попрание всех демократических норм. В работу избирательно комиссии непозволительно вмешиваться никому, кроме суда и вышестоящей комиссии. Если разговор идет о куске хлеба – работать или не работать – этот вопрос решает каждый для себя сам. Если в избирательной комиссии кто-то пытался установить задание, план по голосам, то с этим нужно бороться. Никто не считает голоса: ни Машков, ни Федосеева. Считает участковая комиссия, поэтому все зависит от них. Главное – не молчать, по-другому с этим бороться нельзя. Необходимо обращаться в правоохранительные службы. Мы сможем помочь только тогда, когда будут официальное заявление, а не "на ухо".
Что касается неприкосновенности членов участковых избирательных комиссий, если нам будет известен случай, когда уволили человека, мы будет отстаивать его права. Здесь вопрос принципиальный и щепетильный.
Комиссия создается так, чтоб не было большинства, чтобы решения принимали коллегиально, чтобы это было прозрачно.
- Многих туляков возмутило известие о том, что мэра города теперь будут выбирать депутаты.
- Глава города - это всего лишь спикер, главный депутат среди депутатов городской Думы. Он собирает депутатов, проводит заседания. Если говорить не по закону, а по жизни, то никаких других полномочий у него нет. В соответствие с законом тульской области, выборы депутатов в Тульскую городскую Думу будут проходить по партийным спискам. Как можно выбирать главу города, который всего лишь спикер? Он не распорядитель, он бюджетом не ведает, он службами не распоряжается, он не отвечает за порядок в городе. Он отвечает всего лишь за принятие решений в гордуме. Поэтому встает естественный вопрос: зачем его такого избирать с затратами таких колоссальных финансовых средств – деньги на выборы тратятся огромные? И как это можно сделать в условиях выборов по партийным спискам, большинство достается одной или двум партиям и параллельно с этим мы выбираем главу города, который принадлежит какой-то третьей партии. Это что же будет? Это получится дружба кошки с собакой. Поэтому и депутаты городской думы пришли к совершенному правильному решению. Право избирать у туляков никто не отнимал – мы будем выбирать депутатов городской Думы.
Тула была одним из 2 российских городов, где старший депутат, глава, выбирался на прямых выборах. А вообще-то, он выбирается депутатским большинством. И это понятно, когда старший депутат представляет то депутатское большинство, которое прошло в думу на выборах.
- Ходят слухи, что «Единая Россия» обеспокоена результатами муниципальных выборов, говорят, порог у них был 70 %. Коммунисты дали хорошие результаты. Что вы об этом знаете? И не считаете ли вы, что партия власти теряет своих избирателей?
- Общее количество голосов у «Единой России» только в мажоритарных округах составляет 67,35% по Тульской области. Я член партии, но ничего не знаю ни о каких «порогах». Процент, который дала «Единая Россия», я считаю высоким. Что касается количества мандатов по партийным спискам, то тут тоже впереди «Единая Россия». И, насколько мне известно, с кандидатами-одномандатниками «Единая Россия» будет в большинстве. Мы еще не знаем, куда пойдут самовыдвиженцы: могут примкнуть к любой партии, в том числе и к «Единой России». Так что говорить о том, что что-то у «Единой России» ничего не получилось, - мне это неизвестно.
- А Вы согласны с тем, что коммунисты показали неплохие результаты на выборах?
- Мне тяжело говорить о хорошем или о плохом результате коммунистов. Если говорить по мажоритарным округам, то они взяли всего лишь 45 мандатов в целом по Тульской области. Для коммунистов это мало. Что касается выборов по партийным спискам, то, как правило, эта партия была второй по результативности. В Алексине – 20,31%, в Богородицке – 16,77%, в Ефремове – 24,19%, в Кимовске – 26,5. Видно, что у нас в регионе коммунисты популярность коммунистов в общероссийских показателях.
- Александр Николаевич, есть в России демократия или нет? Почему лишили голоса?
- Если говорить о демократии в целом, той, что в Древних Афинах, ее нигде нет, демократия маленького города это одно, а демократия государства - это другое. Выборы - это способ выражать свое мнение. Мне известны случаи, когда человек побеждал 1 голосом. В Черни это было, это и есть цена голоса. Человек не может ежедневно участвовать в правлении государством, а участие в какой-то его части - это через выборы. Есть международные принципы демократии, и каждое государство есть за что критиковать.
- Александр Николаевич, из Ленинского района к нам поступила жалоба, что, как во время агитации, так и в день выборов, было много нарушений. К тому же, фотография главы муниципального образования Михаила Иванцова была на агитационном материале одной из партий. И оплачивалась предвыборная кампания на средства одного кандидата. Это законно?
- Чтобы финансировать избирательную компанию без открытия счета, это, конечно, нечестно и незаконно. То, что этим занимались некоторые кандидаты в Ленинском районе - установленный факт, материалам мы направили в территориальную комиссию, а те в прокуратуру. Люди, которые этим занимались, должны быть привлечены к администрантивной ответственности.
Что касается выпуска листовок, Иванцов, как гражданин, имеет право давать согласие на использование своей фотографии на агитационных материалах.
Но на мой взгляд, нарушение закона на лицо. "Мы идем одной командой на выборы с Иванцовым" – это на листовке, а там идет агитация за ряд кандидатов, а оплачено из фонда одного. Мы увидели в этом нарушение закона, теперь будем ждать, как отреагируют правоохранительные органы. Последнее слово остается за мировым судьей.
Говорить, что власть агитировала - нет оснований. Путин тоже давал согласие на свое изображение. И это законно. Честность для меня, в первую очередь, это законность. Если это законно, значит и честно. На выборах нет бытовых, человеческих отношений – только законность. Я оцениваю только с точки зрения закона.
- Вы не боитесь, что постоянные вмешательства в дела избирательных комиссий, как участковых, так и территориальных, рано или поздно дискредитируют саму идею выборов, и народ от неё сам добровольно откажется? Иногда складывается впечатление, что сам институт выборов из-за этого может окажется под угрозой.
- Я не боюсь, что это дискредитирует выборы. У простого человека не так много рычагов влияния на государство. Один из рычагов - это участие в выборах. Все заискивают перед избирателем. Самые именитые кандидаты трясутся над каждого голосом. Избирательные бюллетени страшнее пули. Поэтому люди, которые хотят получать голоса избирателей, делают практически все возможное и невозможное. Конечно, я бы не хотел, чтобы идея выборов была дискредитирована. Мы очень долго жили в обществе, где не было ни выборов, ни выбора. В бюллетенях был один кандидат. Никто так жить не хочет, жизнь без выбора - это жизнь скудная. Любой тоталитаризм в нашей стране будет заканчиваться смутой. Конечно, надо дорожить системой выборов. Поэтому если гражданин стал свидетелем каких-либо нарушений и хочет отстоять свое право на выборы, то об этом нужно говорить. Нужно дорожить свободой выбора. Следом за отменой выборов пойдет отмена других элементов свободы, потом будет железный занавес.
- Александр Николаевич, а почему ничего не слышно о партии "Патриоты России", они вроде тоже должны были участвовать в прошедших муниципальных выборах?
- Эта партия выдвигала своих кандидатов по 2 мажоритарным округам. Почему «Патриоты России» не выступали по партийным спискам, мне неизвестно.