Тайная жизнь "FM - Медиа"

icon 27/10/2009
icon 10:59

©

Когда СМИ пишут о депутате Тульской городской Думы и руководителе холдинга «ФМ-Медиа» Григории Нуждихине, то, как правило, добавляют словосочетание «скандально известный». Последние пять лет фамилия Нуждихина фигурирует в материалах о громких криминальных происшествиях, связанных с захватом телекомпании «Альтаир» и переделом тульского медиа-рынка. А совсем недавно в прессу просочилась информация, что не все ладно и в самом «ФМ-Медиа». Часть акционеров подали иски, в которых заявили о том, что были незаконно лишены своих долей в компаниях холдинга. Корреспонденту нашего издания удалось познакомиться с материалами судебных дел. Увиденные документы, а также общение с некоторыми истцами приоткрыли завесу над непубличной, тайной стороной жизни холдинга «ФМ-Медиа».

Криминальная арифметика

На сегодняшний день в Арбитражный суд Тульской области подано 9 исков, требующих пресечь злоупотребления в компаниях холдинга «ФМ-Медиа». Это 9 пухлых папок, каждая — десятки страниц. Ко всем искам приложены различные документы: копии собраний участников, выписки из единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ) на разные даты, другие бумаги.

В четырех случаях истцы фактически заявляют о хищении долей у ничего не подозревавших акционеров. Наиболее показательная история произошла с одним подмосковным предпринимателем, купившим осенью прошлого года контрольный пакет (59%) в ООО «Тур+». Эта фирма не только осуществляет вещание «Дорожного радио», но и владеет весьма привлекательными объектами недвижимости в Туле. Однако подмосковный бизнесмен всеми преимуществами контролирующего акционера ООО «Тур+» насладиться не смог. Уже 7 ноября 2008 года он, как потом оказалось по документам, продал свою долю Григорию Нуждихину. Впоследствии по нашей информации Нуждихин перепродал ее Олегу Казаку и Игорю Макарову. Последний, в свою очередь, передал свою долю Светлане Нуждихиной. Пока контрольный пакет ООО «Тур+» дробился и перепродавался, ничего не подозревавший подмосковный предприниматель по-прежнему считал себя собственником компании. Правда открылась ему, когда, почувствовав неладное, он заказал выписку из ЕГРЮЛ и не обнаружил себя в составе участников общества. Похожие истории произошли с акционерами ООО «Городской телеканал», ООО «Телевизионное вещание-51» и ООО «Нордис».

В пяти исках истцы подозревают ответчиков в грубом нарушении корпоративного законодательства. Согласно закону об ООО, когда один акционер решает выйти из бизнеса либо продать часть своей доли, он сначала должен уведомить об этом своих партнеров. Они имеют право преимущественного выкупа. Только в случае отказа от его реализации доля может быть продана третьей стороне. Судя по искам, эта норма российского законодательства в холдинге Нуждихина неоднократно игнорировалась.

Если информация, изложенная в исках, подтвердится, то это будет означать, что фактически в «ФМ-Медиа» действовал целый конвейер по фальсификации документов и подделке подписей акционеров. Ведь любая регистрация изменений в уставе или составе собственников требует предоставления в налоговую и ФРС учредительных документов, протоколов собраний и т.п.

Механизм действий, повлекших иски в суд, можно понять на примере ООО «УК ФМ-Медиа». На начало 2009 года у компании было 3 собственника. Летом двое из них обнаружили, что с некоторых пор доля третьего партнера принадлежит другим лицам. Причем с момента последнего общего собрания участников, на котором они присутствовали, прошло еще два внеочередных собрания — 11 марта и 18 июня, о которых они ничего не знали. На каждом утверждались изменения в составе акционеров, вносились правки в Устав и другие учредительные документы. Если верить бумагам, поданным в ФНС, на всех собраниях оба присутствовали и голосовали «за». По утверждению исцов кто-то ставил за них необходимые подписи под уведомлением о проведении собрания, затем под протоколом.

Итого, только по этой фирме можно говорить примерно о полудюжине непонятно откуда взятых подписей на документах и изменениях в составе участников, которые были внесены, судя по всему, без реального согласия самих участников обществ. При этом речь идет о собственности ценой в десятки миллионов рублей.

Кому выгодно?

Если внимательно изучить материалы поданных исков, то видны несколько интересных закономерностей.

Первое, что бросается в глаза, — перепродажа долей, судя по документам, происходила в разных компаниях синхронно, практически день в день. То есть можно предположить, что все действия координировались из единого центра.

Второе — все описанные процессы достигли своего пика в июне 2009 года. Во всех 9 фирмах, фигурирующих в исках, 18 июня были проведены внеочередные собрания участников, которые утвердили последние изменения в составе собственников. Как пояснили опрошенные эксперты, по всей видимости, кто-то пытался успеть зафиксировать все изменения до 1 июля, когда вступил в силу 312-й федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно новым правилам, сделки по отчуждению долей в уставном капитале ООО должны удостоверяться нотариусами, которые, кроме того, обязаны направлять документы в налоговые органы. Безусловно, такой порядок существенно затрудняет любые махинации с долями.

Самый главный вопрос, в чьих интересах происходили все описанные в исках действия. Как показывает анализ выписок из ЕГРЮЛ, в 4 случаях оспариваемые доли отошли лично Григорию Нуждихину, еще в 3 — его супруге Светлане Нуждихиной.

Впрочем, выгоду от происходившего получали не только супруги Нуждихины. Например, предполагается в упомянутом уже случае с «Тур+» доля, которой лишился подмосковный бизнесмен, в итоге перекочевала от Нуждихина к Игорю Макарову и Олегу Казаку. Кроме того, трудно представить, чтобы руководство этих фирм было не в курсе происходящего, да еще в таких масштабах. В большинстве случаев исполнительным органом является Управляющая компания «ФМ-Медиа». Именно ее руководитель подавал спорные документы на регистрацию. До февраля 2009 года это был Дмитрий Зуев, после — сам Григорий Нуждихин. В двух случаях — ООО «Альт» и ООО «Радиохолдинг Первый» — изменения в составе участников регистрировал гендиректор этих фирм Олег Казак.

Причем список возможных организаторов и исполнителей в ситуации, с которой столкнулись акционеры «ФМ-Медиа», далеко не исчерпан. Ведь кто-то разрабатывал юридические схемы, кто-то по мнению истцов лично ставил подписи вместо акционеров. Наверняка, в этом еще предстоит разобраться правоохранительным органам.

Шанс для истцов

В ходе подготовки материала нам удалось связаться с одним из истцов, который попросил не называть его имени. В телефонном интервью он сообщил, что опасается за свою безопасность. После того, как в тульский Арбитражный суд от него поступил иск о возврате его доли, за ним, как рассказал собеседник, было установлено наружное наблюдение.

По словам бизнесмена, он вынужден серьезно относиться к подобного рода акциям устрашения и даже не исключает, что с ним попытаются расправиться физически — «все-таки на кону стоят большие деньги». На наш вопрос, есть ли у него серьезные основания опасаться такого развития ситуации, истец напомнил нам о судьбе Александра Воробьева. В начале 2000-х Нуждихин и Воробьев были партнерами по медийному бизнесу. Но в 2003 году Воробьев бесследно исчез, а его бизнес перешел в распоряжение к Александру Ядыкину – близкому другу и соратнику Нуждихина. Родители Воробьева уже несколько лет пытаются добиться отстранения Ядыкина от управления фирмами сына, но пока тщетно.

«Этого человека мало что может остановить», — резюмирует наш собеседник. Но при этом, по его словам, бояться сейчас должны не истцы, а сам Григорий Нуждихин и его окружение. После того, как часть акционеров «ФМ-Медиа» и родственники Воробьева заручились поддержкой компании «Промтехпроект», у них появился реальный шанс предоставить правоохранительным органом все необходимые докозательства, чтобы привлечь Нуждихина к уголовной ответственности.

«Мы отслеживаем шаги Нуждихина»

Свои вопросы корреспондент «МК в Туле» задал исполнительному директору ООО «Промтехпроект» Шамилю Джафарову.

— Знакомство с материалами исков, поданных в Арбитражный суд акционерами компаний, входящих в холдинг «ФМ-Медиа», производит сильное впечатление. Почему эти эпизоды до сих пор не были расследованы правоохранительными органами?

Мы работаем над тем, что бы эти эпизоды были расследованы со всей серьезностью. Надеюсь, в скором времени по ним будут возбуждены уголовные дела. Поймите, Нуждихин — непростой противник, со связями. Поэтому необходима тщательная подготовка. Сейчас нами готовится масса материалов, собираются и документируются доказательства, проверяется причастность и роли ряда лиц к действиям, организованным Нуждихиным. Возьмем, например, один из договоров купли-продажи. Нам удалось найти неопровержимые доказательства того, что один из участников сделки не просто ничего не подозревал о том, что продал Григорию Нуждихину свою долю в компании, но и в день заключения договора просто физически отсутствовал в России. Как он смог поставить свою подпись под этим документом, находясь в тысячах километров от Тулы? Думаю, этот вопрос рано или поздно будет задан следователями Нуждихину.

— Есть ли какая-то реакция на вашу активность со стороны Григория Нуждихина?

— Да, мы видим, как он сейчас засуетился, бегает по различным кабинетам, пытается убедить всех — своих бизнес-партнеров, сотрудников и покровителей, что у него все под контролем и ему ничто не угрожает. Это, конечно же, блеф. Мы прекрасно понимаем, что сейчас он лихорадочно перебирает различные варианты, пытается просчитать, кого можно подключить к ситуации, какие ресурсы можно задействовать, на каком уровне. Его шаги в этих направлениях мы отслеживаем, его ресурсы нам известны, включая «московских и тульских друзей и покровителей», с которыми он ездит на рыбалки, катается на квадроциклах, и тд.

— Можете рассказать о каких-либо конкретных действиях Григория Нуждихина или его покровителей, которые сейчас предпринимаются?

— Поймите правильно: не все, о чем мы знаем, мы можем обсуждать публично. Какие-то вещи пока лучше не предавать огласке.

— В интервью нашему изданию один из истцов сообщил о том, что за ним организована слежка и он опасается за свою жизнь. Вы в курсе этого?

— Мы обо всем этом знаем. Автомобили, на которых ведется наружное наблюдение, нами установлены. Это два Опеля Astra, черного и темно-серого цвета. Их номера мы «пробили». Что характерно: на одном из этих автомобилей стоят номера, «приписанные» к совершенно другой машине — Хонда Civic. При этом никаких оснований для интереса к истцу у сотрудников правоохранительных органов быть не должно — он не является фигурантом уголовных дел, не связан с криминалом, является законопослушным бизнесменом.

Мы не наивные люди и знаем, что в прошлом с оппонентами и даже партнерами Нуждихина случались различные, мягко говоря, неприятности. В частности, их вдруг брали в оборот по уголовным делам, к которым они не имели никакого отношения — задерживали, проводили в их офисах обыски и выемки документов. Здесь происходит нечто похожее — человека, заявившего требование о возврате его доли, то есть, о возможном факте хищения, вероятно имевшем место, по всей видимости, самого пытаются «пристегнуть» к некоему уголовному делу, демонстрируют ему, что это легко сделать. Но провернуть этого мы никому не позволим. Сил и ресурсов для этого у нас хватит.

— В нашем разговоре постоянно упоминается только гендиректор «ФМ-Медиа» Григорий Нуждихин. Но, как показывает наше знакомство с материалами исков, по всей видимости, в эту историю замешаны и другие люди.

— Вы совершенно правы. В данном случае мы подозреваем, что вместе с Нуждихиным действовали и другие его партнеры. Мы столкнулись с деятельностью целой группы, в состав которой, помимо Нуждихина, входят Игорь Макаров, Дмитрий Зуев, Олег Казак, Светлана Нуждихина, а если брать в расчет и дело телекомпании «Альтаир», еще Александр Ядыкин, Ольга Исаева, Юлия Попова и ее адвокат Дидатов.

Думаю, что компетентные органы разберутся в том, кто какую роль играл как в ситуации с долями акционеров «ФМ-Медиа», так и в случае с ТК «Альтаир». На мой взгляд, здесь можно говорить о ст.159 УК — мошенничество, совершенное группой лиц с использованием служебного положения. По крайней мере, есть основания говорить об имеющихся признаках данных действий. При этом организатором, очевидно, выступает сам Нуждихин. По ряду фигурантов могут быть применены и другие статьи — 160 (присвоение или растрата) и 201 (злоупотребление полномочиями). Но это, безусловно, уже компетенция соответствующих органов.

При всем при этом, нельзя забывать, что в подобных случаях зайдя так далеко в своих действиях, организаторы фактически загоняют себя в угол из которого выходом может быть либо уголовный срок, либо побег от следствия, либо физическое устранение оппонентов и сведетелей. Но, к счастью, последнее маловероятно: таких людей в нашей ситуации уже слишком много, чтобы можно было решить проблему подобными методами.

— Есть ли выбор у людей, которых, возможно втянули в махинации?

— Конечно есть.

— Какой выбор?

— Воспользоваться моим советом или, если хотите, официальным предложением «Промтехпроекта»: пока еще не поздно прекратите участвовать в сомнительных, как мы видим, делах Нуждихина.

Думаю, что, являясь неплохим юристом и автором диссертации «Соисполнительство в преступлении по российскому уголовному праву», адвокат Юрий Алексеевич Дидатов и сам понимает и другим объяснит, как легко можно перейти грань между пособником преступления и исполнителем, и чем это чревато в смысле уголовной ответственности.

Отдельно хочу упомянуть непростую ситуацию, в которой оказалась Светлана Нуждихина. Фактически она стала щитом, которым прикрывается ее муж. Он выдвинул ее на передний план, полагая, что в силу гуманности женщиной заниматься не станут. Насколько мне известно, это уже не первый раз, когда Григорий Нуждихин прячется за спину жены. В прошлом Светлана Анатольевна работала на одного из нынешних оппонентов Нуждихина, отвечая за финансовые вопросы. По той информации, которой я располагаю, Григорий Нуждихин в то время активно пользовался служебным положением будущей супруги в своих интересах. При этом именем и отношениями с работодателем рисковала только Светлана Анатольевна. Сегодня мы наблюдаем нечто подобное.

Поэтому всем, кого Нуждихин уже вовлек или только пытается вовлечь в свои дела, я бы предложил хорошенько подумать. В том числе я сейчас обращаюсь и к начальнику Тульского ОРТПЦ Александру Михайловичу Рахманову. Не думаю, что он мог себе представить в полной мере, на кого будет работать в должности финансового директора «ФМ-Медиа» его старшая дочь Елена. Но теперь-то про Нуждихина уже многое понятно, и закрывать глаза на происходящее в «ФМ-Медиа» больше невозможно.

По материалам www.mktula.ru