В настоящее время в Тульской области не в полной мере синхронизирован процесс планирования социально-экономического развития области с бюджетным планированием. Такие выводы сделаны в обосновании принятия региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.

В проекте документа, размещённом на официальном сайте департамента финансов Тульской области, отмечается, что не созданы условия для мотивации главных распорядителей (получателей) средств бюджета и бюджетных учреждений региона в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом. Невелика доля расходов бюджета области, осуществляемых по программно-целевому принципу. Если объем расходов бюджета области, осуществляемых непосредственно через областные и долгосрочные целевые программы, в 2007 году составлял 1,7 млрд. рублей (7,6%), в 2008 году – 3 млрд. рублей (9,6 %), в 2009 году – 3,6 млрд. рублей (11 %), то в 2010 году этот показатель составляет 4,1 млрд. рублей (10,1 %). При росте объема бюджетных расходов, реализуемых программно-целевым методом, их доля в общих расходах бюджета области остается незначительной.

Ресурс роста бюджетных доходов в значительной степени исчерпан в 2010 г., отмечается в документе. В 2011 - 2012 г.г. налоговые и неналоговые доходы бюджета области прогнозируются на уровне 25 – 28 млрд. рублей. С 2009 года бюджет области исполняется с дефицитом. Таким образом, считают государственные финансисты, основным источником оптимизации расходов бюджета области для обеспечения решения вопросов социально-экономического развития области должно стать повышение эффективности использования бюджетных расходов и снижение финансовых потерь. Они уже начали это делать, реализуя областную целевую программу «Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы».

Тем не менее, предпринятых мер в ходе реализации программы реформирования оказалось недостаточно. Применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, по собственному признанию чиновников департамента финансов, носит локальный характер. Они считают, что бюджетными учреждениями пассивно решаются вопросы повышения результативности использования бюджетных средств и ликвидации просроченной кредиторской задолженности. Несмотря на наличие правовых оснований количество вовлеченных в систему оказания услуг негосударственных и автономных учреждений области незначительно. В то же время бюджетные учреждения не имеют достаточных стимулов к результативной деятельности и экономии бюджетных средств. Итоги проведенной работы не обеспечили достижения желаемых результатов по отдельным направлениям социально-экономического развития области по причине недостаточного использования программно-целевых методов.

Разработанные в период реализации программы реформирования нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг не нашли должного применения, утверждаю чиновники-финансисты. Нуждается в расширении практика конкурсного распределения государственных услуг.

В области реализуются мероприятия по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств. В то же время вопросы сокращения управленческих расходов, в том числе на уровне учреждений, снижения административных издержек при предоставлении социальных выплат и субсидий не нашли должной реализации Передача на аутсорсинг (то есть сторонним организациям) выполнения отдельных функций, связанных с обеспечением системы государственного управления, не нашла должного применения.

В области действует система государственного финансово-бюджетного контроля, но внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг, повышение самостоятельности государственных учреждений области (далее – государственные учреждения) требуют ее комплексного реформирования. Необходимость в преобразованиях обуславливается также отсутствием систематического аудита эффективности использования бюджетных средств. Требуется усиление контроля за качеством финансового управления государственными распорядителями бюджетных средств.

Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Тульской области до 2013 года предусматривает реализацию мероприятий на всей территории региона. Финансовые потери бюджета области, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы, оцениваются в размере 1,6 млрд. рублей и равны объему сокращаемого дефицита бюджета области в 2013 году против 2011 года.

Наибольший эффект от реализации планируемых мероприятий может быть достигнут только путем скоординированных действий органов исполнительной власти области, обеспечивающих переход на управление по результатам, резюмируется в документе.

Кстати, что такое «бюджетирование, ориентированное на результат», первыми на себе почувствовали муниципальные учреждения социальной сферы. В связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование здравоохранения и образования, в Тульской области началось массовое сокращение койко-мест в районных (городских) стационарах, в небольших посёлках закрываются поликлиники и поликлинические отделения, неуклонно снижается количество фельдшерско-акушерских пунктов.

Как отмечалось в ноябре 2010 года на официальном портале органов исполнительной власти региона, проводится работа по реформированию системы здравоохранения. Снижены объёмы стационарной медицинской помощи в расчёте на одного жителя, приоритетность устанавливалась за первичной медико-санитарной помощью. В течение 2005-2010 годов «проводится целенаправленная работа» по приведению коечного фонда государственных и муниципальных стационарных учреждений здравоохранения к федеральному нормативу. В целях повышения структурной эффективности системы регионального здравоохранения проведена «реорганизация» 38 учреждений здравоохранения. Материально-техническая база 82% ФАПов приведена в соответствие с лицензионными требованиями, 5 участковых больниц реорганизованы в амбулатории. Предусмотрена реорганизация 18 участковых больниц, имеющих по 5-10 терапевтических коек, во врачебные амбулатории с офисами врачей общей практики (то есть понижение их статуса).

Планируется приведение материально-технической базы 92-х ФАПов в соответствие с лицензионными требованиями (остальные 285 закроют?).

На очереди – система общего образования. В ряде районов уже началось закрытие и слияние школ, причем не только сельских малокомплектных, но и в городских поселениях. Эти процессы уже начались в Киреевском, Заокском, Узловском и ряде других районов. Между тем официально задекларированный доход заместителя губернатора – директора департамента финансов Тульской области Александра Погудина за 2010 год составил 9 млн 673 тыс. 382 руб., что в три с лишним раза превышает официальный доход его непосредственного начальника – Вячеслава Дудки…