Считаю, что решение областной Думы о выборах по партийным спискам, стратегическая ошибка руководства региона. И вот почему.

Во-первых, «Единая Россия» на выборах в муниципалитеты набирает всегда мало голосов. На выборах в городе при достаточной активности партий результат «единороссов» скорее всего, будет значительно ниже 50%. Федеральным центром это может быть расценено как провал. Более того, в выборах могут принимать участие общественные объединения. И если учесть, что места в списках «Единой России» значительному числу действующих депутатов просто не хватит, то есть большая вероятность, что одно из общественных объединений, к примеру «Родной город», сможет рассчитывать на достойный результат. Есть еще и «Засечный рубеж», который наверняка хочет поквитаться за богучаровское «сидение в автобусе». Если учесть уровень команд, то расклад сил явно не в пользу «единороссов». Тем более, что их PR-служба была значительна ослаблена после президентских выборов.

Во-вторых, надо понимать, что если конкурентоспособные объединения по каким-либо причинам не пройдут процедуру регистрации, а «Единая Россия», в свою очередь, на полную мощь использует свой административный ресурс и это позволит ей набрать процент, сопоставимый с результатом на парламентских выборах, то у многих возникнут вопросы. И не исключено, что доверие к самому институту выборов в Тульской области будет полностью подорвано. Не страшно? Возможно, но представители элиты вполне способны найти, как говорит наш премьер-министр «ассиметричный» ответ. Это чревато для власти еще худшими последствиями, чем дебаты в законодательных органах. Письма обращения, сюжеты в центральных СМИ, а также звонки московских чиновников разного уровня зачастую гораздо более действенное оружие, чем дебаты.

В-третьих, такое решение, опять же, вредит репутации руководства региона и «Единой России». В среде депутатов и будущих кандидатов уже ходит информация, что за проходные места в списках придется отдать от 200 до 250 тысяч американских рублей, и данные слухи в купе с постоянными скандалами и судами городских служб на пользу имиджу ни власти, ни «единороссам» не идут.

С другой стороны постоянным плюсом смешанной системы было то, что независимые депутаты практически в полном большинстве всегда примыкали к сильнейшим. В результате партия власти автоматически получала большинство.

Тогда вопрос, кому понадобилось менять схему выборов? И кто это посоветовал сделать губернатору? Нынешняя ситуация, когда депутаты бодренько голосуют за все, что необходимо власти, должна исполнительную власть полностью устраивать. На мой взгляд, тут все как в пословице: «Лучшее - враг хорошего». Ведь даже если в гордуму сядут 100% проверенных депутатов, то при первом же кризисе в партии власти они все дружно перейдут в другие политические объединения. В итоге изменение системы выборов приведет лишь к тому, что власть лишиться двух основоположных нструментов, принципа «разделяй и властвуй» и того, что время от времени надо давать «спускать пар».

Дмитрий Вершинин.