Почем электричество для бизнеса: тульский тарифный парадокс 

icon 21/02/2021
icon 19:20
Важная новость
Почем электричество для бизнеса: тульский тарифный парадокс 

Автор:

Трудоемкий и рискованный малый и средний бизнес, понесший в прошлом году наибольшие потери из-за коронавируса и связанных с ним карантинных ограничений, особенно рассчитывал на господдержку. Воспользоваться ей смог далеко не каждый, но все столкнулись с очередным испытанием — случился тарифный парадокс. Проанализировал ситуацию «Тульский бизнес-журнал».
 
Снижение спроса на электроэнергию за счет введения карантинных мер увеличило тарифы на ресурс для мелкого и среднего бизнеса. Хотя базовые законы рынка работают иначе: при снижении спроса на товар его цена также должна снижаться. Парадоксальная ситуация: электроэнергия была особо не нужна, но от этого ее цена только росла.
 
В настоящее время территория России разделена на несколько зон: ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и неценовые зоны. Нас интересует первая ценовая зона, где правительством РФ регламентирован только порядок расчета цены на электроэнергию для предприятий, сам расчет должен производиться ежемесячно гарантирующим поставщиком или энергосбытовой компанией, с которой у потребителя заключен договор энергоснабжения.
 
 
На рынке электроэнергии действуют свои законы — всевозможные риски энергетиков распределены на потребителей, происходит разделение неизменного объема платежей на меньшее количество потребителей.
 
В качестве наглядного примера возьмем малый бизнес — розничные супермаркеты, автомойки, салоны красоты и т. д. Как правило, такие потребители присоединены к электрическим сетям низкого уровня напряжения (0,4 кВ) и рассчитываются с поставщиком электрической энергии по первой ценовой категории.
 
Несколько значимых цифр: стоимость электрической энергии (НН до 150 кВт с НДС) за сентябрь 2020 года, рассчитанная для первой ценовой категории, в Тульской области составила 9 914,3 руб. за МВт/ч, в соседней Орловской области — 8 413,2 руб., в Калужской — 8 595,6 руб., в Липецкой — 9 571,4 руб., в Рязанской — 8 250,8 руб., а в Московской области — 6 918,8 руб. Разница есть, и она существенная.
 
 
Прольют свет на ценообразование, но не снимут всех вопросов тонкости методики формирования тарифов. Принципы формирования цены включают: оптовую стоимость ресурса на рынке; услуги по передаче; надбавку поставщика; инфраструктурные расходы.
 
 
В перерасчете на проценты разница с Московской областью 43%. Это много: в других регионах она на уровне 20–25%. Особенно выбивается значение сбытовой надбавки и рекордно высокая стоимость услуг по передаче.
 
Отдельного внимания заслуживает самая большая составляющая тарифа — услуга по передаче. Данную составляющую утверждает комитет по тарифам Тульской области. Если ее сравнить со всеми соседними регионами, то (для уровня напряжения НН 1-й ценовой категории) Тульская область — несомненный лидер. В регионе самый высокий тариф по передаче. Возможно, у нас самая хорошая инфраструктура для передачи электроэнергии (новые подстанции, новые линии и т. д.)? И опять мимо. В состав тарифа, который оплачивают предприниматели, входит ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
 
Для вышерассматриваемой категории предпринимателей Тульской области она составляет 1 руб. 27 коп. за каждый 1 кВт. Тогда как в Московской области она равна 92 коп. Разница — 39%. Иными словами, тульские предприниматели из стоимости 1 кВт, равной 9 руб. 61 коп. (январь 2021), 1 руб. 27 коп. оплачивают за потери в сетях.
 
Но вернёмся к разнице в тарифах и их ежегодном росте порядка 5%. В Московской области при 7 руб. за 1 кВт + 5% = 7 руб. 35 коп. — рост на 35 коп. В Тульской области при 10 руб. за 1 кВт + 5% = 10 руб. 50 коп. — рост на 50 коп.
 
При такой ситуации регион может попасть в тарифную ловушку. Высокие цены на электроэнергию для бизнеса рискуют негативно отразиться на инвестиционной привлекательности. Словом, инвесторам не выгодно вкладывать в новые производства там, где дорого. Тем более, если у соседей дешевле. Далее перекрёстное субсидирование распределяет тариф на выживший бизнес, делая его ещё выше.
 
Причины явления, при котором бизнес оплачивает ресурс по тарифам выше экономически обоснованных, чтобы компенсировать издержки энергетиков, уходят корнями в 90-е годы прошлого века. Тогда первоочередной задачей было сохранить низкий уровень тарифов для населения, поскольку у большинства денег хватало лишь на удовлетворение минимальных потребностей.
 
В основе ситуации, при которой население платит по нерыночным тарифам, а крупные предприятия и бизнес — по завышенным, лежит принцип перекрестного субсидирования. Он подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия: население недоплачивает — поставщики электроэнергии получают убыток — бизнес этот убыток компенсирует.
 
Сейчас такую особенность тарификации в условиях рыночной экономики оправдать сложно. Более того, в последние годы перекрестное субсидирование в электроэнергетике признали насущной проблемой: оно притормаживает и развитие предприятий, и самой энергетики.
 
Перекрестное субсидирование противоречит базовому экономическому принципу: если покупаешь больше, то и цена должна быть ниже. Но в случае вот такого перераспределения межтарифной разницы все работает наоборот.
 
Материал подготовлен в соавторстве с экспертом Кириллом Рубцовым.