Поленово и Таруса бьются за сохранение исторических ландшафтов

icon 16/09/2020
icon 11:10

Сегодня Таруса имеет статус природно-архитектурного заповедника, но это не может защитить ее от посягательств «пришельцев». Подробности узнаем из материала «Новых известий». 

Кому сегодня плакать в городе Тарусе: нежданные гости вторгаются в заповедные места

Природные ландшафты города и его окрестностей, вдохновлявшие художников 19-го века Василия Поленова и Борисова-Мусатова, остались не только на картинах. «И не в самой Тарусе, конечно, прелесть для тех, кто сюда приезжает, - объяснял феноменальное притяжение этих мест писатель Юрий Казаков. - А прелесть вся в природе вокруг нее». Город на высоком берегу Оки вписан в окружающий пейзаж архитектором Никитиным еще в 18 веке. Градостроительный план Тарусы утверждала сама императрица Екатерина Великая в 1777 году. Город строился от Оки наверх по центральной оси с запада на восток. Царица выделила луг на противоположном берегу как видовую достопримечательность города. Набережная Оки образует границу города, дальше река, луга и леса. За 240 лет вид не изменился.

Но последние пару месяцев город лихорадит. На Тарусу положила глаз контора по очистке ауры «Институт Астро Энерго Синтез». В Москве она занимается биоэнергетическими практиками - за деньги заряжает на успех ослабевшую энергетику клиентов. В Тарусу планировала зайти с «оздоровительным проектом в контексте экологии и защиты окружающей среды». Администрацию города в эти планы вообще не посвятили, чтобы раньше времени не получить отпор по полной программе.

- Лезут и лезут, - возмущается врио главы администрации Тарусского района Руслан Смоленский. – Ты их в дверь, они в окно. Кто взятки предлагает, кто связями запугивает… Не устаю удивляться: с виду культурные люди: по заграницам ездят, восторгаются сохранностью старинных городов, отношением к природе. До Тарусы доберутся – свой древний город, Ока, живописные просторы – а на уме только одно: о, сколько у вас пустого места – давайте-ка мы его застроим. Отшиваем, невзирая на чины и звания.

Предприимчивые чистильщики людских аур решили оттяпать 30 га государственной земли, на которой, согласно приказу Министерства культуры № 2221 от 30 сентября 2016 года, можно строить только экологические парковки и ремонтировать инженерные коммуникации. Черным по белому там написано: «Запрещается выделение новых участков для размещения объектов капитального строительства, в том числе, индивидуальной жилой застройки».

Чтобы осуществить проект, гендиректор «Астро Энерго Синтеза» Карен Геворкян решил подключить депутата Госдумы Николая Валуева, который входит в Рабочую группу по особо охраняемым территориям, и Калужская область – это его округ.

– Кто такой Валуев? Госдума? Да что ж такое-то… - заволновалась Наталья Грамолина, главный хранитель Государственного мемориального заповедника «Поленово». - Срочно буду звонить калужскому губернатору – гнать надо этих пришельцев. Уже погнали? Но все равно меня это встревожило. Мы рядышком, и всякий раз надо драться за заповедную землю. Нет, в Тарусе не так растаскивают, и там Смоленский – с ним эти номера не проходят. В Поленово незаконные сделки с землей наделали много беды - ландшафтных пейзажей на подъезде к усадьбе все меньше и меньше, а у туристов все больше возможностей любоваться тем, как здорово мы умеем строить загородные виллы.

Калужский губернатор Шапша ответил депутату Валуеву, что, мол, по приказу Минкульта, луга застраивать нельзя, а местная администрация категорически против этого плана. Похоже, Николай Валуев и сам не понял, в какую историю его втравили…

У Тарусы богатый опыт по отстаиванию своих интересов. Здесь изгнали не один десяток любителей возвести шалман у них перед глазами.

- Это не просто ландшафт, а исторический ландшафт, связанный с именами знаменитых писателей, художников и музыкантов. Не представляю, как можно сюда вторгаться. Мы же не только свои интересы защищаем. Все сохранялось для людей, для будущих поколений. История - не учебник. Должно быть место, где человек никогда не чувствует себя одиноким, - объясняет Ксения Савоскул, основатель фонда «Тарусское наследие».

На набережной Оки стоит памятник Марине Цветаевой и Белле Ахмадулиной. Это места Пастернака и Паустовского. Здесь, в Тарусском уезде, жил и набирался впечатлений для «Дуэли» Антон Павлович Чехов, а в его «Доме с мезонином» с фотографической точностью описано имение Богимово. Бывал в Тарусе Алексей Толстой. Пианист Святослав Рихтер любил работать в домике над Окой, который купил у бакенщика. Сейчас там благотворительный фонд его имени и творческая лаборатория. Андрей Тарковский, Варлам Шаламов и Иосиф Бродский… Таруса, будучи 101 километром, приютила советских диссидентов: Кронида Любарского, Анатолия Марченко, Ларису Богораз, Александра Гинзбурга, Александра Солженицына, Льва Копелева и Раису Орлову.

У тарусян перед глазами пример Поленова. Правый берег Оки – это уже Тульская область. В ту же Думу идут письма, что из-за охранной зоны людям не дают строиться. Но государство защищает не только гектары, но и виды.

- Приказ требует сохранения композиционно-видовых связей и панорам, сохранение природного и созданного человеком окружения и иных составляющих предмета охраны исторического поселения. Это важно. По «Поленово» для всех объектов запрещено размещение в акватории вдоль береговой линии Оки на расстоянии 50 метров, запрещена любая хозяйственная деятельность, связанная с загрязнением почв, запрещена вырубка деревьев, за исключением формирования по основным секторам обзора, - говорит Александр Айрапетов, член Союза московских архитекторов.

В городе Плесе Ивановской области требования еще жестче, чем в Тарусе и Поленове. И это образец для подражания. Поэтому тарусяне подали заявку на признание территории города и района особо охраняемой зоной. А до тех пор нужно отбиваться от захватчиков, которым нет счета.

Напомним, в 2011 году разгорелся скандал с застройкой Бородинского поля. Неимоверными усилиями атаку рейдеров удалось отбить, но через 8 лет история повторилась – и глава администрации опять заговорила о бедных владельцах земли, на которой они не могут построить ничего. С 2005 года общественники и местные власти пытались защитить родину Сергея Есенина – Константиново. В феврале 2019 года правительство Рязанской области внесло музей-заповедник в Росреестр, а через три месяца Рязанский областной суд отменил это решение.

Весь материал – на сайте «Новых известий».