Заместитель губернатора Вячеслав Федорищев дал большое интервью «Бизнес-журналу»

icon 16/03/2020
icon 14:10
Важная новость
Заместитель губернатора Вячеслав Федорищев дал большое интервью «Бизнес-журналу»

Автор:

По результатам работы в 2019 году Тульская область заняла шестое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Исследование ежегодно публикует Агентство Стратегических инициатив. Рейтинг — результат анализа 44 показателей по четырем направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. По совокупности Тульский регион обогнал такую привлекательную для инвесторов Московскую область. Впрочем, в правительстве губернатора Алексея Дюмина работают на долгосрочную перспективу, не ставя во главу угла борьбу за место в рейтингах. 

За экономическую и инвестиционную политику Тульской области в команде губернатора Дюмина отвечает Вячеслав Федорищев, его первый заместитель. В регионе он с февраля 2016 года, с того самого момента, когда президент России назначил Алексея Дюмина на губернаторский пост. Накануне Российского инвестиционного форума в Сочи, где Тульская область намерена вести активный и разнонаправленный диалог с инвесторами и коллегами из регионов (прим. интервью записывалось до отмены форума), издание спросило Вячеслава Федорищева о том, какие подходы сегодня привлекают инвестиции в регион. Также «Бизнес-журнал» поговорил о борьбе за знаковые проекты и диверсификации региональной экономики.

— Какие принципы проповедует экономический блок правительства Тульской области в инвестиционной политике?

— На первом же оперативном совещании губернатор поставил задачу работать на результат, понятный жителям региона. Работа по инвестиционному климату включает в себя комплекс мер, направленных на улучшение жизни людей, но они не всегда понятны — как и чем процесс прихода нового инвестора в регион помогает в повседневной жизни. Именно поэтому так важно было построить работу с ориентиром на конкретные цели: новые рабочие места — не только в Туле или Новомосковске, но и в отдаленных населенных пунктах, высокая зарплата, налоги в местные и региональный бюджеты, на которые финансируется социальная сфера. По этим показателям удалось добиться опережающего роста, что позволяет уверенно строить новые планы.

— Что ставите во главу угла в работе с инвесторами?

— Алексей Геннадьевич сформулировал для нас, команды экономического блока, главные принципы работы с инвесторами: честность, открытость и максимальная клиентоориентированность. Инвестор для Корпорации развития региона — клиент, и он требователен. У него есть возможность пойти в любой из 85 субъектов страны. Мы должны показать ему все преимущества работы в нашем регионе и минимизировать административную нагрузку, чтобы он не отвлекался на бюрократические проволочки, а создавал новые продукты и рабочие места.

— Вам пришлось перестраивать инвестиционную стратегию региона в 2016 году?

— По сути, в рамках работы над программой развития региона мы ее формировали заново. Был проведен глубокий анализ отраслей, перспективных рынков, мер поддержки. В работе с инвестором мелочей не бывает — важно все. Мы начали с анализа тех структур, которые представляют Тульскую область перед инвестором. Пришлось перестраивать сознание наших людей, начинать с базовых вещей, например, знания иностранных языков. Простой пример: когда мы начали активно работать с Азией, задумались о привлечении специалиста по этому региону. И это был стратегически верный шаг, мы смогли выстроить диалог с уважением к культуре и традициям, деловому этикету стран Азии.

— Насколько важно для инвесторов личное участие первого лица региона в диалоге по проектам?

— В нашем случае губернатор лично курирует работу с инвесторами, под его председательством регулярно проходят Инвестиционный Совет и встречи с инвесторами, ассоциациями и представителями других стран. На них руководитель подробно вникает в проекты, заслушивает проблемные моменты, принимает решения. Безусловно, вовлечение в процесс губернатора позволяет решать многие вопросы, его личное участие — самая надежная гарантия для инвесторов.
Очень важно для региона иметь прочные связи с крупными банками и институтами развития. Одно из преимуществ Тульской области в том, что нам доверяют и относятся к заявкам из нашего региона внимательно. Мы учитываем профиль клиента, адресно и точечно подбираем ему наилучший финансовый инструмент для реализации проекта. В банках и институтах развития доверяют экспертизе губернатора, там знают, что если проект прошел отбор на комиссии под руководством Алексея Геннадьевича, то он не «сырой» и точно пойдет в работу.

— Проиллюстрируйте путь конкретного инвестора, пришедшего в Тульскую область: от первого шага до принятия положительных решений.

— На памяти много примеров, приведу один из них, который показывает кропотливость работы и вовлеченность руководства региона в работу с инвесторами. В России успешно работает крупная металлургическая и горнодобывающая компания «ЕВРАЗ», ее основная прописка и активы расположены в Свердловской области. В Тульском регионе дислоцируется одно из ее подразделений — «ЕВРАЗ Ванадий Тула» — предприятие специализируется на переработке ванадия. Наши аналитики, которые в постоянном режиме отслеживают векторы развития крупных компаний, увидели в публичном пространстве информацию о том, что «ЕВРАЗ» намерен построить в России крупный завод по глубокой переработке ванадия. Мы предложили рассмотреть в качестве площадки Тульскую область, но сначала нам отказали. Логистика компании такова, что им удобнее было строить завод на Урале. Кроме того, в особой экономической зоне «Титановая долина» (Екатеринбург) на тот момент (а это был 2017 г.) налоговые льготы были больше, чем в Тульской области. Об обстоятельствах дела мы доложили губернатору. Он принял решение побороться за проект. На Инвестиционный Совет был приглашен представитель «Ванадия», который подробно изложил проблемы. Алексей Геннадьевич дал понять, что проект для региона имеет большое значение, и поручил правительству выровнять условия для инвестора таким образом, чтобы по налоговым льготам наше предложение было не хуже того, что заявили в Свердловской области. Несколько месяцев мы решали поставленную задачу и в итоге адаптировали финансовую модель ОЭЗ «Узловая» таким образом, чтобы предложение устроило «ЕВРАЗ».
После этого выходили на уровень Правительства Российской Федерации, чтобы согласовать изменения в работе Особой экономической зоны, а также проработали вопрос логистики. В итоге компания «ЕВРАЗ» приняла решение о создании уникального по глубине переработки ванадия в нашей Особой зоне. Для региона это более 500 новых рабочих мест. Сейчас идет проектирование, по плану осенью 2020 года начнется строительство.

— Какие ориентиры по объему привлеченных инвестиций ставит сегодня для себя правительство Тульской области?

— В рамках программы развития мы планировали к 2021 году получить приток в основной капитал Тульской области в объеме 150 млрд рублей. Это в полтора раза выше того уровня, с которого мы начинали, — амбициозная задача. На эту цифру мы вышли уже в 2018 г., то есть досрочно. По предварительным оценкам, за 2019 год инвестиции в основной капитал составили порядка 170 млрд руб. Это те средства, которые были вложены инвесторами в экономику региона, в развитие новых предприятий. Благодаря хорошему притоку инвестиций мы существенно увеличили налоговую базу, рост налога на прибыль последние два года измеряется двузначными числами. Благодаря этим сборам правительству региона проще решать социальные задачи. Благодаря этому удается вкладывать в развитие и новые социальные проекты, не наращивая госдолг Тульской области.

— Существуют ли внутренние или внешние барьеры, которые влияют на эффективность инвестиционной политики региона?

— Законодательная база региона в разрезе инвестиционной политики сейчас одна из самых эффективных в стране. Что касается внешних ограничителей, то здесь внешнеэкономические аспекты, торговые войны и санкционная политика внесли определенные коррективы в работу ряда действующих и потенциальных инвесторов. Конъюнктура на различных рынках, например, волатильность цены на продукты химии, влияет на работу компаний. Но инвесторы выполняют все взятые на себя обязательства, а правительство региона оказывает им всестороннюю поддержку.

— Сложным моментом стало принятие СПИК 2.0. Как вы прошли этот период?

— Когда разрабатывались изменения в законодательную базу, в основном учитывались интересы тех компании, которые уже работают в России. В результате один из иностранных инвесторов Тульской области, автомобильный производитель Haval, оказался в сложной ситуации. Инвестор прошел все стадии утверждения проекта, в том числе на правительственной комиссии. Но, когда соглашение было готово к подписанию, вступил в силу закон о так называемом СПИК 2.0, который не предусматривал переходный период для соглашений, утвержденных ранее. Только благодаря усилиям и личному участию губернатора и позиции Минпромторга России удалось обеспечить принятие на уровне правительства решения о внесении поправок в закон. Они должны быть приняты весной. Напомню, что основой СПИК является вторая очередь завода, которая предусматривает высочайшую локализацию производства, которой нет даже у некоторых российских производителей, — 75%. В том числе в России будут производиться основные узлы и агрегаты: двигатели и коробки передач. Это был решающий фактор в принятии решения о подписании с Haval СПИК 2.0, и это произойдет сразу после принятия закона. Это был действительно сложный момент, который доказывает, насколько важно присутствие в регионе человека, способного отстаивать интересы компаний, работающих на управляемой им территории, на самом высоком уровне.

— Тульская область заявила интересный проект «Композитная долина», который нацелен на агрегацию целой отрасли в отдельно взятом регионе. Как долина будет устроена, каков ваш замысел, и насколько он близок к реализации?

— Это проект с высоким потенциалом, к его зарождению было сразу несколько важнейших предпосылок. Первое: в Тульской области, несмотря на большую концентрацию промышленных предприятий, не так много научных центров. Наша цель — восполнить этот пробел и привлечь в регион как можно больше высококлассных специалистов.
На что еще мы обратили внимание, общаясь с большим количеством производителей: у многих из них есть качественный, квалифицированный запрос на материалы нового поколения. Многие современные и перспективные композитные материалы не производятся в России, либо они есть на рынке по высокой цене, так как изготовлены практически штучно. При этом научный задел в этой области огромный, НИОКРов, только профинансированных Правительством России, — более двух тысяч, но они не собраны, не обобщены, не проанализированы, и в отрасли нет понимания, что с этим делать дальше. Композитные материалы — это, безусловно, материалы будущего. Именно сейчас необходимо делать качественный скачок в развитии их производства: необходимо срочно начать превращать сырье в продукт, в товар, выпускать опытные образцы, тестировать их, накапливать опытно-экспериментальную базу, а потом выходить на коммерческое производство. Начинать эту работу необходимо как можно скорее. Третья предпосылка: в ОЭЗ «Узловая» пришла компания «Унихимтек», которая несколько десятилетий работает в области промышленной химии. В процессе диалога с новым резидентом мы увидели, что они глубоко погружены в проблемы научных разработок в области химии, мы нашли с ними взаимопонимание по проблеме композитных материалов. Теперь вместе готовим концепцию «Композитной долины».
Сейчас «Композитная долина» — один из приоритетов в работе экономического блока правительства Тульской области. Уверен, что скоро мы получим финальные решения, и Научно-техническому центру в нашем регионе быть.

— Каких результатов вы ждете от работы «Композитной долины»?

— Рассчитываем, что проект привлечет большое количество ученых в регион. Конечно, долина создается для коммерциализации научных разработок. Да, это не быстрая победа, строительство центра займет не менее двух лет. В производстве будет задействовано сложное оборудование, пусконаладка которого займет немало времени. Это будут уникальные технологические цепочки, которые придется собирать по всему миру и объединять в единое целое. Потом к работе приступят ученые: создадут новые материалы, протестируют их, научатся с ними работать. Спустя несколько лет мы можем рассчитывать на то, что Тульская область станет родиной новых материалов, которые способны изменить облик промышленности страны.

— У правительства Тульской области есть еще один интересный проект — биотехнологический кластер. Что это будет?

— Этот формат будет реализован в ТОСЭР «Ефремов». Когда у нас появился подобный инструмент — территория опережающего развития — мы поняли, что в этом формате самое важное — быстрая кооперация. В Ефремовском районе один из сильнейших игроков — Cargill. Мы увидели у них прикладной интерес к новым продуктам, например, к продуктам глубокого расщепления белка. Cargill готов закупать их и поддерживать те предприятия, которые возьмутся за их производство.
У компании оказался в собственности большой надел земли, на котором можно было бы реализовывать подобные проекты, к тому же он находится в границах ТОСЭР. Мы уверены, что вполне перспективно «высаживать» на данную территорию компании биотехнологического сектора, которые в кооперации с Cargill и самостоятельно могли бы создавать новые продукты. Концепция была презентована на ПМЭФ в 2019 году, мы увидели повышенный интерес к проекту. Сегодня одно из новых производств — на стадии запуска, другое проектируется. В работе еще шесть проектов, которые могут стать частью биотехнологического кластера.

— Одним из решений по развитию новых производств в Тульской области стали частные технопарки. Какую задачу они выполняют сегодня в работе с инвесторами?

— Частные технопарки — это возможность быстро реализовать идею, запустить производство там, где все для этого есть. У многих инвесторов есть фантастические идеи, и они не хотят ждать два года, пока появится необходимая инфраструктура. У них есть технология, понимание рынков, продукт, которые они готовы выпускать. Но подходящих промплощадок на начало 2016 года в Тульской области было не так много. Чтобы решить проблему, мы сделали ставку на частные технопарки. Есть удачный пример — АО «Пластик» (Узловский район). Менеджмент очень активно развивал идею создания частного технопарка на своей промзоне, у них есть свободные площадки, мощности, которые они предоставляют в аренду. Мы видим результат, идея себя оправдывает.

— Вы не раз упомянули о том, что стремитесь запускать новые производства в регионе. Это часть вашей инвестиционной стратегии?

— В работе с инвесторами губернатор делает ставку на максимальную диверсификацию: правительство старается развивать разные сектора экономики, чтобы обеспечить экономическую стабильность региона. Мы уже говорили о конъюнктуре рынков, внешнеполитических угрозах. Чтобы минимизировать экономические потери, мы развиваем экономику в разных направлениях. Мы, безусловно, заинтересованы в развитии новых отраслей, которых раньше не было в регионе.

— Какие проекты презентует Тульская область в Сочи?

— Мы расскажем об уникальном проекте по ревитализации исторического центра Тулы. Сформирована единая концепция, весь исторический центр Тулы может в ближайшие годы качественно преобразиться. Покажем развитие Музейного квартала: проект был впервые презентован на прошлогоднем форуме в Сочи, а уже в этом году, в сентябре, будет открыт для всех гостей. Впереди у нас большая историческая дата — 500-летие Тульского кремля. Мы хотим широко осветить это событие, чтобы привлечь к нему повышенный интерес. Площадка Российского инвестиционного форума для этой задачи максимально подходит. И, конечно, мы запланировали подписание ряда крупных инвестиционных контрактов, о чем мы подробно расскажем непосредственно на Форуме. Приглашаем всех к стенду Тульской области!