Как сообщает официальный сайт Роспотребнадзора по Тульской области, для того чтобы ориентироваться в жилищных отношениях, узнать о своих правах и обязанностях, каждый житель может получить необходимую информацию из следующих нормативно-правовых актов:

- Конституция РФ (статьи 25, 40, 72);

- Федеральные законы (Кодексы):

Гражданский кодекс РФ (статьи 209-217, 288-293, 671-688);Жилищный кодекс РФ.

- Постановления Правительства РФ:

от 06.02.2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»; от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; от 13.08.2006 г. N491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Законы и подзаконные акты субъектов РФ, регулирующие жилищные отношения.

Сегодня мы доводим до вас наиболее актуальные, часто задаваемые жителями вопросы и ответы на них. Эти вопросы звучали по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Тульской области, на приеме граждан через общественную приемную, в письменных обращениях потребителей.

Как производится учет и рассчитывается оплата коммунальных услуг?

Учет предоставленных коммунальных услуг и расчет оплаты производится на основании показаний приборов учета коммунальных услуг, они могут быть: коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными.

При отсутствии в жилых помещениях приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по действующим тарифам, в соответствии с нормативом потребления, установленными законодательством.

Как производится перерасчет платы за услуги при временном отсутствии проживающего?

В соответствии с п.11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утвержденном Правительством РФ в Постановлении «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» № 307 от 23 мая 2006 года.

Согласно названному документу (п.54-59) при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотве­дение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг, в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в установленном порядке.

К заявлению о перерасчете необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

В качестве подтверждающего документа могут быть предоставлены, например:

  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

При этом организация, осуществляющая перерасчет, вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Существуют ли нормативы температур в квартирах во время отопительного сезона?

Такие нормы действительно существуют. По закону отклонение температуры воздуха в жилом помещении от нормативных значений не допускается. Согласно п. 15 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года (далее по тексту - Правила), поставщик коммунальных услуг (отопления) должен обеспечивать следующие температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18°С (в угловых комнатах - +20°С). Нормы допускают некоторое снижение температуры в ночное время суток (а именно с полуночи до 5 часов утра), но не более чем на 3°С. Это значит, что самая низкая температура в жилом помещении не должна опускаться ниже +15°С. Предусмотрена также максимальная температура, комфортная для жильцов: она не может превышать нормативную температуру более чем на 4°С.

Можно ли снизить размер платы за отопление, если в квартире холодно?

Законодательно установлен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры от нормативного значения. Данное уменьшение оплаты произойдет не автоматически, а согласно акту о некачественном предоставлении услуг (в данном случае - отопления), подписанному представителями поставщика коммунальной услуги и жильцом.

Как должен осуществляться перерасчет по отоплению?

Правила в пункте 49 определяют, что исполнитель обязан производить уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Факт непредоставления коммунальных услуг (в данном случае по отоплению) должен фиксироваться актом, составленным исполнителем коммунальных услуг и потребителем. Акт является основанием для перерасчета размера оплаты за коммунальные услуги, в том числе за отопление.

Какова должна быть температура горячей воды? Если вода ниже нормы, должно ли это учитываться при внесении оплаты?

Согласно Правилам температура горячей воды должна быть не менее 50 градусов в точке разбора.

Правилами установлены допустимые отклонения температуры горячей воды в точке разбора в ночное время не более чем на пять градусов, в дневное время - не более чем на три градуса свыше отклонений. В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК и т.д.), которая впоследствии составляет по результатам проверки акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. При снижении температуры свыше допустимых отклонений потребитель имеет право обратиться в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК и т.д.) с заявлением о перерасчете за коммунальную услугу.

На какой период возможен перерыв подачи ресурсов?

В соответствии с Правилами допустимая продолжительность перерыва подачи:

холодной воды 8 часов суммарно в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на снабжающей магистрали 24 часа;

горячего водоснабжения в жилое помещение - допускается перерыв подачи 8 часов суммарно в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, при аварии на магистрали 24 часа и 1 раз в год для проведения профилактических работ;

водоотведения - отвод бытовых стоков из жилого помещения - допускается перерыв не более 8 часов суммарно в течение месяца; 4 часа единовременно, в том числе при аварии;

электорснабжение в жилое помещение - допускается перерыв 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа при наличии одного источника питания;

газоснабжение в жилое помещение - допускается перерыв не более 4 часов суммарно в течение одного месяца;

отопление в жилое помещение - в течение отопительного периода, допускается перерыв не более 24 часов суммарно в течение 1 месяца.

Внимание: 6 мая 2011 года вышло постановление правительства № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». О сроках вступления в силу новых правил мы сообщим позже.