Тульский фотограф Илья Гарбузов поделился снимками мемориала на южном въезде в Тулу

©
Титул «вор в законе» честь не порочит. Такое решение принял Замоскворецкий райсуд Москвы, который отказал в удовлетворении иска бывшего совладельца спиртовых заводов в Тульской области Сергея Ефимцева к МВД РФ о защите чести и достоинства, сообщает федеральная сетевая газета "Новолитика".
Еще в 2007 году на сайте ведомства появилось сообщение об аресте Ефимцева по обвинению в мошенничестве и отмывании денег, где предпринимателя назвали вором в законе по кличке Ваха Маленький. Говорилось также, что ему «длительное время удавалось уходить от уголовной ответственности, используя коррумпированные связи в органах государственной власти».
Оба утверждения не соответствовали действительности, что впоследствии было подтверждено при рассмотрении уголовного дела Ефимцева в суде. Однако титул «вор в законе» обернулся для предпринимателя массой неприятностей. «Вор в законе, как следует из литературных произведений и публикаций в СМИ, — это авторитет из уголовной среды, признанный другими лидерами преступного мира и прошедший процедуру коронации, — объяснила «МН» свою позицию в суде адвокат Ефимцева Мария Казанцева. — Титул «законника» могут пожаловать как минимум два вора в законе, которые обсуждают преступный путь кандидата и все его достоинства».
Вор в законе, пояснила адвокат, не просто звание, оно подразумевает наличие определенных прав и обязанностей. «Он имеет право голоса на сходках авторитетных воров при обсуждении уголовного промысла, контроля за зонами, пополнения общаков. Сообщение о коронации рассылается воровской почтой по всем зонам», — пояснила Казанцева.
Вор в законе не имеет права скрывать свой статус и обязан сообщать об этом и следователю при задержании, и в СИЗО после заключения под стражу, и в колонии, куда направляется по вынесении обвинительного приговора. «Если он этого не сделает, если откажется от своего титула, то последствия могут быть самые печальные, вплоть до убийства», — рассказала адвокат.
Именно перед такой угрозой и оказался Сергей Ефимцев. Его арестовали в июле 2007 года, предъявили обвинение в мошенничестве и отмывании денег в связи с реализацией активов спиртовых предприятий в Тульской области. На официальном сайте МВД РФ появилась информация о раскрытии данного преступления сотрудниками департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ, был расформирован в 2008 году). «Была получена информация о причастности к совершенному преступлению вора в законе Вахтанга Лалиашвили, 1976 года рождения, уголовная кличка Ваха Маленький (несколько лет назад сменил имя на Сергея Ефимцева)», — говорилось в сообщении МВД. Там же отмечалось, что Ефимцеву «длительное время удавалось уходить от уголовной ответственности, используя коррумпированные связи в органах государственной власти».
Дело Ефимцева рассматривал Таганский районный суд Москвы. Уже в ходе процесса было установлено, что обвиняемый не был ни вором в законе, ни так называемым на жаргоне «апельсином» (тот, кто получил свой статус за деньги, но никогда не сидел). Он ранее не привлекался к уголовной ответственности, а единственным пятном в его биографии был штраф за превышение скорости. Имя он действительно сменил в 2002 году, но сделал это по личным и семейным обстоятельствам. Правда, в остальном вина Ефимцева в инкриминируемых ему преступлениях была доказана, и в июле 2009 года его приговорили к восьми годам лишения свободы.
Но проблемы с ложно приписанным титулом «вор в законе» у Ефимцева возникли сразу после ареста. В московском СИЗО №3, что на Красной Пресне, вопросы задавали и арестанты, и сотрудники администрации. Хотя Ефимцев смог убедить своих сокамерников и тюремщиков, что никаким «законником» не является, его на всякий случай держали изолированно, в спецблоке, как и положено согласно инструкциям ФСИН поступать с особо опасными преступниками, рецидивистами и «лидерами преступной среды» (именно так в официальных бумагах именуют воров в законе).
Отбывать наказание Ефимцева отправили в Иркутскую область, под Ангарск. При этом относительно зэков из числа лидеров преступной среды у ФСИН тоже есть четкая инструкция. На зону вместе со всеми их стараются не выпускать — держат в ШИЗО, в «одиночках». Условно-досрочное освобождение таким «лидерам» тоже не светит. И хотя сотрудники колонии поверили уверениям Ефимцева, что тот не авторитет, но все же им нужно было формальное опровержение распространенной на сайте МВД информации. Они-то и посоветовали обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, чтобы опровергнуть опубликованные утверждения о причастности осужденного к лидерам преступной среды.
На процесс ушло полгода — с октября 2010-го до конца марта 2011-го. В иске адвокат Казанцева помимо проблем ее клиента из-за титула «вор в законе» поведала и о других. Так, Ефимцев был вынужден пусть и формально, но развестись со своей женой, так как из-за сомнительной славы ее мужа серьезно страдал ее бизнес. А восьмилетнюю дочь дразнили в школе, спрашивали, правда ли папа ее вор в законе, хотя девочка понятия не имела, что это такое.
В МВД и ФСИН есть специальные оперативные базы, куда заносятся воры в законе и другие лидеры преступной среды. Ефимцев ни в одной из них не числится. «Ваха Маленький был просто выдуман, — считает адвокат Казанцева. — Посмотрели, что имя у него было Вахтанг, решили, что будет Вахой. Но такой авторитет уже в списке есть. Значит, рассудили, Ефимцев будет зваться Ваха Маленький».
Представители МВД в суде исковые требования не признали. По их словам, информация, предоставляемая сотрудниками в пресс-службу ведомства, ею самой не проверяется. А поскольку ДБОПиТ расформирован, то и спросить теперь не с кого. Кроме того, по мнению ответчиков, статус вора в законе никаких правовых последствий не имеет.
Судья Замоскворецкого суда Людмила Лобова приняла решение в пользу МВД, а в удовлетворении требований Ефимцева отказала. Свой вердикт она вынесла еще 31 марта, но до сего времени неизвестно, чем она его мотивировала, так как с тех пор она то в отпуске, то на больничном, а решение в канцелярию суда не сдано, и адвокат не может ни получить его копию, ни обжаловать в Мосгорсуде. Правда, в феврале прошлого года была подана жалоба в Европейский суд по правам человека на нарушение прав бизнесмена на свободу и личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство, а также нарушение запрета на бесчеловечное обращение — все это именно в связи с приписанным ему статусом вора в законе.
Принятое Замоскворецким судом решение вовсе не означает, что такой позиции придерживаются в других райсудах. Но здесь, по всей видимости, определенную роль играет статус истцов и ответчиков. Так, экс-мэр Москвы Юрий Лужков в апреле прошлого года в Савеловском суде отсудил у лидера ЛДПР Владимира Жириновского 500 тыс. руб. компенсации морального ущерба за высказывания, порочащие честь и достоинство градоначальника. Депутат в телеэфире отозвался о столичном правительстве Москвы как об «источнике коррупции не только для Москвы, для всей страны». «Потому что здесь все воры в законе находятся, — заявил тогда Жириновский. — Здесь устраивают сходки, хоронят своих авторитетов. Поэтому это огромный тормоз для страны. Это московская мафия, и все это связано только с одним человеком — с мэром Москвы». Таким образом, одно лишь утверждение о том, что имя чиновника может быть связано с криминальным миром, уже согласно решению суда порочит его честь.
Ефимцев же прямо был назван вором в законе с «коррумпированными связями». То есть получается, что он вне контекста предъявленных обвинений занимал высокое положение в иерархии преступной среды, вел соответствующий образ жизни. Именно этот аргумент использовали следователи, чтобы добиться продления ареста Ефимцева, из-за этого же его содержали в гораздо более строгих условиях в СИЗО, а потом и в колонии. Информация, опубликованная МВД, была подхвачена другими СМИ и постепенно обрастала новыми «подробностями» «криминальной биографии» этого человека. Но получается, что все это нельзя считать поруганной честью и оскорбленным достоинством.