О планируемых нововведениях в систему «автогражданки» жителям Тульской области рассказали эксперты Банка России


В следующем году автолюбителей ждет масштабная реформа системы обязательной автогражданской ответственности, которая будет проводиться поэтапно.

Некоторые автовладельцы опасаются, что стоимость полисов ОСАГО возрастет. Однако, как отмечают инициаторы нововведений, тарифы станут индивидуальными и более прозрачными . При этом средняя стоимость полиса останется прежней. Более того, сумма страховки даже снизится для аккуратных водителей. О том, какие законодательные инициативы сейчас обсуждаются в Банке России и Минфине, рассказали эксперты ЦБ.

 

Территориальный коэффициент предлагают отменить

 

Как известно, цена полиса ОСАГО рассчитывается по формуле, которая учитывает несколько основных коэффициентов: возраст и стаж водителя, мощность машины, количество ДТП, в которых страхователь был признан виновным. Также учитывается и так называемый территориальный коэффициент.

Этот параметр может как увеличивать, так и снижать базовую стоимость полиса в зависимости от того, в каком населенном пункте зарегистрирован автолюбитель.

Эти коэффициенты применяются с самого начала действия обязательной «автогражданки», то есть с 2003 года. В зависимости от региона проживания автовладельца стоимость полиса может вырастать в два раза или снижаться до 40%.

Например, жители Тулы при оформлении полиса платят в том числе территориальный коэффициент 1,5. Также в Тульской области повышающий коэффициент 1,2 действует в городах Щекино и Узловая. Автомобилисты населенных пунктов Ефремов, Новомосковск, Алексин покупают страховку с коэффициентом 1. А для малых населенных пунктов области действует понижающий коэффициент 0,9.

«Раньше я со своей семьей жил в небольшом поселке под Тулой. При этом работал в городе. Со временем решили перебраться в столицу области. Я знал, что ОСАГО будет стоить дороже. Первые 5 месяцев ездил по старому полису, который был куплен еще с прежней пропиской. А вот новый обошелся примерно на 50% дороже. Интересно, что маршруты моих поездок почти никак не изменились, но платить стал больше», – рассказывает местный житель Евгений Н.

Директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния считает, что действующая формула не позволяет учитывать многие важные параметры. 

«Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями LADA Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска», – рассказывает эксперт изданию NewsTracker.

Жесткая система тарифов была хороша при запуске системы ОСАГО. Она не позволяла страховым компаниям завышать цены и делала полис доступным для большинства автомобилистов. Однако, как отмечает Филипп Габуния, со временем формула расчета полиса стала уравнительной, а иногда и попросту несправедливой. Сейчас эксперты работают над тем, чтобы сделать расчет индивидуальным для каждого водителя. И одно из предлагаемых изменений – отказ от территориального коэффициента, так как этот параметр уравнивает всех жителей одного региона.

Вместо этого авторы реформы предлагают обратить внимание на дополнительные параметры, характеризующие водителя. В частности, на стоимость должны влиять индивидуальные показатели: как автовладелец водит, сколько раз попадал в аварию или платил штрафы ГИБДД и прочее. Страховым компаниям предлагается с учетом этих параметров устанавливать для каждого водителя индивидуальный тариф внутри тарифного коридора.

 

Мощность автомобиля напрямую не влияет на аварийность

 

Будет исключен еще один критерий, который сейчас напрямую влияет на стоимость ОСАГО, – мощность автомобиля. По действующим правилам при мощности двигателя транспортного средства от 120 лошадиных сил цена на полис возрастает на 40%. В деньгах это примерно 2 000 рублей. А при 150 «лошадках» под капотом водитель платит уже на 60% больше, или плюс 3,5 тысячи рублей к страховке. Данные нормы были продиктованы тем, что раньше автомобили с такими силовыми агрегатами считались спортивными. Соответственно, их предпочитали водители с определенным поведением на дороге – риск попадания в ДТП возрастал, отсюда повышалась и стоимость. Сегодня же мощность от 71 до 100 лошадиных сил имеет большинство автомобилей. Но для них по-прежнему действует повышающий коэффициент.

Этот параметр авторы реформы также предлагают пересмотреть или даже отменить. Сегодня страховщики порой и хотели бы предоставить безаварийным водителям более выгодные условия страхования, но не всегда могут это сделать из-за существующих жестких правил. В то же время для злостных нарушителей нужно устанавливать более высокую цену, что также было невозможно.

 

Поднимется ли стоимость страховки?

 

С учетом всех предложенных нововведений, возрастет ли стоимость полиса ОСАГО? Это, пожалуй, главный вопрос, который сегодня волнует автовладельцев.

Как утверждают эксперты, нарушители и лихачи однозначно почувствуют увеличение стоимости страховки. Это принципиальный момент реформы – переложить ответственность с добросовестных водителей на тех, кто чаще становится виновником ДТП. Аккуратные водители, в свою очередь, получат снижение стоимости полисов. Ну а в среднем стоимость «автогражданки» останется на прежнем уровне.

«Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2 300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей», –  приводит еще один пример несправедливого расчета стоимости автостраховки Филипп Габуния.

При этом страховщики не смогут повышать стоимость бесконечно – будут сохранены ограничения на максимальную цену ОСАГО.

Более того, если страховая компания начнет продавать полисы по завышенным ценам, Банк России потребует от компании снизить стоимость.

Также теперь самостоятельно рассчитать, сколько придется отдать за страховку, будет сложнее. Если раньше при использовании жесткой формулы коэффициентов было немного, то теперь при индивидуальном подходе появятся дополнительные параметры. Для того чтобы автовладельцы могли получить представление о стоимости полиса именно для них, страховые компании обяжут размещать на их сайтах специальные онлайн-калькуляторы.