К юбилею Льва Толстого…: «тёмная» стройка «Ясной Поляны»

icon 20/04/2018
icon 16:36

©

Как стало известно ИА «Тульские новости», на прошлой неделе сотрудниками МВД в администрации ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» были проведены обыски. Силовиков интересовали документы, связанные со строительством комплекса объектов на территории музея-усадьбы (фондохранилище, реставрационные мастерские, фестивальный центр, центр приема и обслуживания посетителей и др.).

Что же там произошло, спросите вы. Попробуем разобраться в этом вместе.

Итак, в октябре 2015 года на сайте Госзакупок был размещен заказ от министерства культуры Российской Федерации на выполнение работ по строительству комплекса зданий музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» Тульской области: фондохранилище, реставрационные мастерские, фестивальный центр, центр приема и обслуживания посетителей. Начальная цена закупки была определена в размере 1 081 836 260 рублей. Источником финансирования являлся федеральный бюджет.

Победителем конкурса было признано ООО «Промстройсервис», предложив исполнить работы всего лишь за 897 924 095 рублей. Всего на участие в открытом конкурсе было подано 5 заявок:

ООО «Газинженерстрой АСФ»  – 962 000 000 рублей

ООО «МехСтройТранс»  – 915 000 000 рублей

ЗАО «Главзарубежстрой»  – 1 075 000 000 рублей

ООО «Промстройсервис»  – 897 924 095 рублей

ООО «СПИКА» – 854 650 645 рублей

Последняя компания не представила сведений по наличию обеспеченности участника материально-техническими ресурсами.  А мы с вами помним, что по нынешнему законодательству победителем конкурса становится участник, предложивший наименьшую цену, т.е. «Промстройсервис».

Эта компания была зарегистрирована в Москве в 2007 году с уставным капиталом 200 000 рублей. Специализируется на строительстве жилых и нежилых зданий. Пост генерального директора с сентября 2015 года занимает Марат Лебсак (до него Максим Матнуров и Андрей Савченко). Капитал разделен в 50% соотношении между Еленой Матнуровой и Галиной Савченко.

В октябре 2015 года общество стало победителем открытого конкурса по строительным работам на территории «Ясная Поляна», а уже в ноябре 2015 года принимает участие в конкурсе по осуществлению технадзора за проведением строительно-монтажных и инженерных работ при осуществлении строительства комплекса зданий музея-усадьбы «Ясная Поляна»: фондохранилище, реставрационные мастерские, фестивальный центр, центр приема и обслуживания посетителей. Отметим, что начальная цена данной закупки заказчиком (музеем-усадьбой) была определена в размере 36 115 590 рублей.

Однако «Промстройсервис» не смог победить в конкурсе, победило некое ООО «Конструкторское бюро «Макси-М», предложив выполнить работы за 28 890 000 рублей.

И тут то начинается самое интересное. Посмотрев связи экс-учредителей «Промстройсервиса» через Андрея Савченко и Максима Матнурова мы натыкаемся на ООО «Конструкторское бюро «Макси-М».

Общество зарегистрировано в Липецке в 2013 году с уставным капиталом 10 000 рублей, специализируется на научных исследованиях и разработки в области естественных и технических наук. Пост генерального директора занимает Сергей Сахаров, а в учредителях значатся Андрей Савченко (35,5%), Максим Матнуров (44,5%), Анатолий Панасенко (10%), Сергей Сахаров (10%).

Победа на яснополянской госзакупке – единственная за всю историю существования фирмы.

Т.е. в конкурсе на осуществление технадзора за работами «Промстройсервиса» принимает участие аффилированная с ней же компания. Почему этого не было выявлено на этапе проведения госзакупок, абсолютно непонятно, точно также как и объективность такого технадзора.

«Всё, что нажито непосильным трудом…»

При реализации таких крупных госзакупок обязана публиковаться информация об исполнении контракта. На сегодняшний день указано, что заказчик фактически оплатил исполнителю 413 386 718 рублей, при этом опубликованы акты о приемке выполненных работ, какая-либо информация о ненадлежащем исполнении отсутствует, при этом работы на этапе «24.12.2018» не завершены.

Все это строительство в «Ясной Поляне» было затеяно в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018годы), а объекты, которые должны были появиться на территории музея-усадьбы, входили в перечень объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений – срок ввода в эксплуатацию 2018 год.

Так проект презентовали общественности в 2015 году:

Так выглядела стройплощадка 19 апреля:

Так утром 20 апреля:

Вся эта легендарная стройка была приурочена к 190-летию писателя Льва Толстого, но заканчивается заведением уголовного дела...

Оказывается, строительные работы осуществлялись в нарушении действующих норм законодательства Российской Федерации, а также строительных норм. На протяжении всего этапа строительства Ростехнадзором выявлялись нарушения, вследствие чего представители заказчика в лице Екатерины Толстой и подрядная организация ООО «Промстройсервис» привлекались к административной ответственности. По нашей информации, имели место даже факты приостановки строительства по причине угрозы безопасности граждан в ходе работ.

На сайте Арбитражного суда Тульской области нам удалось найти дело, по которому «Промстройсервис» выступал в качестве ответчика:

Как следует из материалов дела, ООО «Промстройсервис» в установленные сроки в  полном объеме не исполнено предписание Приокского управления Ростехнадзора от 19.04.2017 No 34-7/3-С-2017, а именно:

– представлена исполнительная документация, в которой выявлено несоответствие с проектной документацией, а именно: согласно проектной документации шифр 14/14- К-ПОС2 лист 18 раздел 11.2 Земляные работы, после устройства подземных конструкций, укладки труб и кабелей выполняется немедленная обратная засыпка земляных разработок песком с уплотнением. Согласно исполнительной документации по наружным сетям водоотведения Центра приема и обслуживания посетителей по оси К (акт освидетельствования скрытых работ 20.07.2016 No 9) засыпка траншеи песком проводилась без уплотнения - документ, подтверждающий уплотнение отсутствует (пункт 3 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– представлена исполнительная документация, в которой выявлено несоответствие с проектной документацией, а именно: согласно представленной исполнительной документации работы по засыпке траншеи по наружным сетям водоотведения Центра приема и обслуживания посетителей по оси К проводились песком, при этом согласно прилагаемой исполнительной схеме к вышеуказанной исполнительной документации засыпка должна проводится местным уплотненным грунтом, но в проектной документации шифр 14/14-К-ПОС2 лист 18 раздел 11.2 Земляные работы, после устройства подземных конструкций, укладки труб и кабелей выполняется немедленная обратная засыпка земляных разработок песком с уплотнением. Также при визуальном осмотре объекта установлено, что в натуре засыпка траншеи проводилась местным грунтом (пункт 4 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– согласно представленной исполнительной документации по наружным сетям водоотведения Центра приема и обслуживания посетителей по оси К, а именно акту освидетельствования скрытых работ от 18.07.2016 проводились работы по устройству дренажных колодцев К1, Кб, К2-К4. В паспорте изделия руководства по эксплуатации колодцев RODLEX KDU указано, что на дне траншеи делается выравнивающая подсыпка песком, после выравнивания дна песком необходимо подготовить бетонное основание, однако, к исполнительной документации приложен технический паспорт от 25.04.2016 No 110 на другой вид колодцев. Также работы по выравниванию дна песком и подготовке бетонного основания отсутствуют в общем журнале работ No11/7-С-0017/Т-2015/ОЖР-4 (пункт 7 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– исполнительная документация по наружным сетям водоотведения Центра приема и обслуживания посетителей по оси К выполнена с нарушением требований РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», а именно: допускается внесение исправлений в виде использования корректирующей жидкости, в части номеров актов, даты актов, представителя лица, осуществляющего подготовку проектной документации, сроков окончания работ (пункт 10 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– исполнительная документация по наружным сетям водоотведения Центра приема и обслуживания посетителей по оси К выполнена с нарушением требований РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», а именно: в пункте 2 актов не указан номер и реквизит чертежа, по которому выполнены работы (пункт 11 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– на бетонных конструкциях Центра приема и обслуживания посетителей видна арматурная сетка, что свидетельствует об отсутствии на бетоне защитного слоя, что может повлиять на конструктивные и несущие характеристики объекта (пункт 18 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– представлена рабочая документация по перегородкам Центра приема и обслуживания посетителей без подписи ответственного лица со стороны заказчика (пункт 19 предписания, срок исполнения до 15.09.2017);

– представлена исполнительная документация на наружные сети канализации К-1, К2 за июль 2016года. Документация, вместо А.В. Тарасенко ст. инженера по техническому надзору ООО «КБ «Макси-М», подписана техническим директором ООО «КБ «Макси-М» Биберовым К.С. Однако в соответствии с приказом о приеме на работу Биберов К.С. приступил к своим обязанностям как технический директор с 13.10.2016 Также в соответствии с распоряжением от 13.10.2016 No17. Биберов К.С. включен в состав рабочей группы технического надзора с 13.10.2016. Исходя из вышеизложенного Биберов К.С. не мог подписывать исполнительную документацию датированную июлем 2016. (пункт 20 предписания, срок исполнения до 15.09.2017);

– представлена исполнительная документация, в которой выявлено несоответствие с проектной документацией, а именно: согласно представленной исполнительной документации работы по наружным сетям канализации К1 и К2 должны проводиться песком в соответствии с проектной документации шифр 14/14-К-ПОС2 лист 18 раздел 11.2 Земляные работы, после устройства подземных конструкций, укладки труб и кабелей выполняется немедленная обратная засыпка земляных разработок песком с уплотнением, указанном в проекте. При визуальном осмотре объекта установлено, что в натуре засыпка траншеи проводилась местным грунтом (пункт 21 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– при визуальном осмотре объектов установлено наличие мешков со смесью серого цвета, часть мешков находится на реставрационных мастерских в открытом виде, часть на территории Фондохранилища. В виду того, что на мешках нет маркировки с указанием на название, производителя и предназначения установить для каких видов работ предназначена эта смесь не представляется возможным. Документы о качестве смеси отсутствуют (пункт 22 предписания, срок исполнения до 15.09.2017);

– в соответствии с представленной исполнительной документацией (акт освидетельствования скрытых работ от 13.04.2016 No3) и общим журналом работ по объекту Реставрационные мастерские в период с 29.03.2016 по 13.04.2016 проводились работы по уплотнению грунта щебнем. При этом в протоколе испытаний от 11.04.2016 No145.3 и приложенной к нему исполнительной схемы понять, где проводились испытания невозможно. Исполнительная схема представляет собой лист проектной документации «План котлована» без указания, в каком именно месте проводились испытания (пункт 23 предписания, срок исполнения до 15.10.2017);

– при визуальном осмотре в период с 19.07.2017 по 15.08.2017 объектов фондохранилище и реставрационные мастерские установлено, что штукатурные работы выполняются частично по пластиковой сетке, частично по металлической. Представлено письмо на имя главного инженера проекта ФГБУК «ГМПЗ «Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна» Жаданова В.В. от 05.07.2017 No п-17/383 о возможности применить металлическую просечно-вытяжную сетку. При этом представлен лист рабочей документации, подписанный Жадановым В.В. 10.10.2016,в котором указано, что должна применяться пластиковая сетка. По состоянию на 15.08.2017 документов, подтверждающих согласование, не представлено (пункт 32 предписания, срок исполнения до 15.10.2017).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 15 февраля 2018 года заявление Приокского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору было удовлетворено, а «Промстройсервис» привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации (Невыполнение в установленный срок законного предписания) со штрафом 60 000 рублей.

Фактическое строительство на площадках музея-усадьбы «Ясная Поляна» не ведется с декабря 2017 года, а сам «Промстройсервис», видимо, начал испытывать финансовые проблемы.

Кроме того, установлен факт попытки со стороны подрядчика оформить договор переуступки обязательств выполнения государственного контракта на стороннюю строительную организацию, что является грубым нарушением действующего законодательства в сфере госзакупок.

Но и это еще не все…

В соответствии с планом проверок финансово-хозяйственной деятельности и имущественного комплекса подведомственных Министерству культуры Российской Федерации организаций и ведомственного контроля в сфере закупок на 2018 год, в апреле в «Ясную Поляну» прибыл ревизор – на месте он установил факт оплаты невыполненных работ на сумму более 4,5 млн рублей.

На сегодняшний день Следственным управлением УМВД России по Тульской области возбуждено уголовное дело по факту осуществления неустановленными лицами мошеннических действий, совершенных в особо крупном размере, в ходе выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию объекта, возводимого по государственному контракту. Несколько дней назад в музей-усадьбу наведалась полиция, устроив там следственные действия, в результате которых изъята проектно-сметная, бухгалтерская и отчетная документация.

Фактически строительство остановлено, деньги кончились, а до завершения стройки еще далеко. Вопрос один – где деньги и обещанное качество? Конечно, администрация «Ясной Поляны» и сам подрядчик могут обвинить Ростехнадзор и правоохранителей в срыве строительства… Но и Ростехнадзор, и правоохранители исполняют свои обязанности (что должен был сделать и подрядчик), выявив нарушения при строительстве и расходовании бюджетных, на секундочку, средств!

Получить официального комментария в органах внутренних дел по факту возбуждения уголовного дела нам не удалось.

Автор: Анастасия Жукова